Как документально оформить ликвидацию основных фондов

    На балансе предприятия числятся основные фонды  группы  2,  не
    подлежащие ремонту (неисправные мобильные телефоны,  пришедший
    в негодность принтер).  Можно ли  ликвидировать  эти  основные
    фонды  по  решению  предприятия  без   начисления    налоговых
    обязательств по НДС? Какие документы нужно для этого оформить?

    * * *

    Да, можно.
    Согласно п. 4.9 ст. 4 Закона Украины "О налоге на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ), если основные
производственные фонды ликвидируются по  самостоятельному  решению
налогоплательщика,  такая  ликвидация  рассматривается  для  целей
налогообложения как продажа основных  производственных  фондов  по
обычным ценам, действующим на момент такой продажи.
    Правила этого пункта  не  распространяются  на  случаи,  когда
налогоплательщик  представляет  органу  государственной  налоговой
службы  соответствующий  документ  об  уничтожении,  разборке  или
преобразовании основного фонда другими способами, вследствие  чего
объект  не  может  использоваться  в  будущем  по  первоначальному
назначению.  В  качестве  такого  документа  может  выступать  акт
списания основных средств  по  форме  ОЗ-3,  который  составляется
экспертной комиссией, назначаемой руководителем предприятия.
    Согласно  письму  ГНАУ  от  06.05.2001 г.  № 2235/6/16-1215-26 
( v2235225-01 ) (см. "Налоги  и  бухгалтерский учет", 2001,  № 45) 
операции по  ликвидации  основных  фондов  могут быть исключены из 
объекта  обложения  НДС  в  случае наличия  заключения  экспертной  
комиссии   о   невозможности    использования   этих   фондов   по  
первоначальному   назначению   или    экономического   обоснования 
нецелесообразности проведения ремонта таких основных фондов.
    Следовательно, в акте  списания  основных  средств  необходимо
указать,  что  дальнейшая  эксплуатация  принтера   и    мобильных
телефонов    невозможна,    проведение    ремонта     экономически
нецелесообразно,  в  связи  с  чем  объекты  подлежат  списанию  с
баланса.
    Налоговые обязательства по  НДС  не  начисляется  при  наличии
правильно составленного акта списания и экономического обоснования
нецелесообразности  проведения  ремонта  принтера   и    мобильных
телефонов.
    При  этом  следует  обратить  внимание,  что  при   проведении
проверки предприятие может  столкнуться  с  прямо  противоположным
мнением представителей налоговых органов.
    Проблемы обложения НДС операций по ликвидации основных  фондов
рассмотрены в статье "Самостоятельная ликвидация основных фондов и
НДС" // "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 52.
    Таким  образом,   если    предприятие    оформит    документы,
подтверждающие  нецелесообразность   ремонта    и    невозможность
дальнейшего использования по первоначальному назначению принтера и
мобильных телефонов, то при их ликвидации налоговые  обязательства
по НДС не начисляются.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 6(668), стр. 49
[19.01.2004]
Е.Верховая, Е.Костюк, А.Свириденко
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------