Налог с рекламы: когда его необходимо уплачивать?

------------------------------------------------------------------

    Несмотря на длительное (более 10 лет) существование  налога  с
рекламы без каких-либо изменений,  на  практике  до  сих  пор  нет
ясности,  в  каких  случаях  должен  уплачиваться   этот    налог.
Рассмотрим  наиболее  распространенные  ситуации,   связанные    с
изготовлением и распространением  рекламных  материалов,  в  свете
обложения данным налогом.

    Документы статьи

    1.  Декрет  -  Декрет  КМУ  "О  местных  налогах  и    сборах"
от 20.05.93 г. № 56-93 ( 56-93 ).
    2. Закон о рекламе - Закон  Украины  "О  рекламе"  в  редакции
Закона Украины от 11.07.2003 г. № 1121-IV ( 1121-15 ).
    3. Закон о защите прав потребителей - Закон Украины "О  защите
прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 ).

    Реклама: определимся с понятиями

    Понятия  "реклама"  и  "налог  с  рекламы",  сроднившиеся   на
практике, далеко не всегда являются неотделимыми  друг  от  друга.
Закон о рекламе определяет, что входит в понятие рекламы,  которая
должна  распространяться  в  соответствии  с  требованиями   этого
Закона.  Налог  же  с  рекламы  уплачивается  только  в   случаях,
предусмотренных Декретом.  Для того  чтобы  разобраться,  в  каких
случаях возникает  обязательство  по  налогу  с  рекламы,  сначала
определимся  с  понятием "реклама",  содержащимся    в    ст.    1
"Определение терминов" новой редакции Закона о рекламе.
    Реклама - это информация о лице или товаре, распространенная в
любой форме и любым  способом,  предназначенная  сформировать  или
поддержать  осведомленность  потребителей  рекламы  и  их  интерес
относительно такого лица или товара. При этом:
    - товар - любой предмет хозяйственного оборота,  в  том  числе
продукция,  работы,  услуги,  ценные   бумаги,    объекты    права
интеллектуальной собственности;
    - лицо  -  физическое    лицо,    в    том    числе    субъект
предпринимательской деятельности,  юридическое  лицо  любой  формы
собственности, представительство нерезидента в Украине;
    - потребители рекламы - неопределенный круг  лиц,  на  которых
направлена реклама.
    Закон  о  рекламе   регулирует    отношения,    связанные    с
производством,  распространением  и  потреблением    рекламы    на
территории Украины.  Действие этого Закона не распространяется  на
отношения, связанные с распространением информации, обязательность
размещения и обнародования которой  установлена  другими  законами
Украины,  и  на  объявления  физических  лиц,  не   связанные    с
предпринимательской деятельностью (ст. 2 Закона о рекламе).
    Объектом обложения налогом с рекламы в соответствии со ст.  11
Декрета является стоимость  услуг  за  установление  и  размещение
рекламы.  Налог с рекламы уплачивается со всех видов объявлений  и
сообщений,  которые  передают  информацию  с  коммерческой  целью.
Значит, социальная реклама (ст. 12 Закона о рекламе) под обложение
этим налогом не подпадает.  В ст.  11  Декрета  установлены  также
предельные размеры налога с рекламы и момент его уплаты - во время
оплаты услуг за установление и размещение рекламы.

    Кто и в каких случаях должен уплачивать налог с рекламы?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых,
определить, является ли размещаемая информация  рекламой  согласно
Закону о  рекламе.  Во-вторых,  следует  определить,  является  ли
платеж оплатой стоимости именно услуг по установлению и размещению
рекламы третьими лицами.  Не следует забывать, что если услуги  по
установлению и размещению рекламы  предоставляются  бесплатно,  то
объект (стоимость услуг) равен нулю, а следовательно, сумма налога
с рекламы тоже равна нулю.
    Порядок    расчета    и    перечисления    налога   с  рекламы
устанавливается   органами    местного    самоуправления.    Между
требованиями Декрета и требованиями положений,  изданных  местными
органами власти, нередки расхождения.  Конфликт обычно  состоит  в
том, что органы местного  самоуправления  предписывают  уплачивать
налог с рекламы при ее изготовлении и при саморекламе, в том числе
при  раздаче  собственной  продукции  (товаров,  работ,  услуг)  в
рекламных целях.  Такие требования, например, содержались в  ранее
действовавшем Положении о налоге с рекламы, утвержденном  Киевским
городским  советом  народных   депутатов   от   17.05.94  г.  № 9Б
( ra0009052-94 ).  На  данный  момент  эти  нарушения  устранены и
требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении  и
распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы
в  ныне  действующем  Решении  Киевского горсовета "Об утверждении
положения  о  налоге  с  рекламы  в  г. Киеве"  от  24.04.2003  г.
№ 360/520 ( ra0360023-03 ) отсутствует.
    Обратим внимание, что местным органам власти в соответствии со
ст. 18 Декрета дано право:
    - определять  порядок  уплаты  местных  налогов  и  сборов  по
перечню и в пределах установленных предельных ставок;
    - устанавливать льготные налоговые ставки;
    - полностью отменять отдельные местные налоги и сборы;
    - освобождать  от    их    уплаты    определенные    категории
плательщиков;
    - предоставлять отсрочку по уплате местных налогов и сборов.
    Объект исчисления местных  налогов  и  сборов  устанавливается
Декретом,  и  местные  органы  власти  не  вправе  его   изменять.
Надеемся, что все органы местной власти последуют примеру  столицы
и приведут свои положения о налоге  с  рекламы  в  соответствие  с
Декретом.  Если же положение  о  налоге  с  рекламы,  утвержденное
местным советом, расширяет базу налогообложения, то  плательщикам,
готовым с этим бороться,  придется  обратиться  за  защитой  своих
интересов в суд - Декрет на их стороне.
    Сведем в  таблицу  наиболее  типичные  случаи  изготовления  и
размещения рекламы.

|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| № |   Вид расходов на рекламу | Налог с | Налоговый |  Объект  |
|п/п|                           | рекламы |   агент   |          |
|   |                           |         |    {1}    |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 1 |             2             |    3    |     4     |     5    |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 1 | Изготовление листовок,    |    -    |     -     |     -    |
|   | плакатов, афиш,           |         |           |          |
|   | календарей, пакетов,      |         |           |          |
|   | прочих рекламных          |         |           |          |
|   | материалов, в том числе   |         |           |          |
|   | из пластика и металла     |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 2 | Распространение листовок, |         |           |          |
|   | плакатов,  афиш,          |         |           |          |
|   | календарей, пакетов,      |         |           |          |
|   | прочих рекламных          |         |           |          |
|   | материалов, в том числе   |         |           |          |
|   | из пластика и металла:    |         |           |          |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - самостоятельное         |    -    |     -     |     -    |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - с помощью услуг         |    +    | третьи    | стоимость|
|   | третьих лиц               |         | лица -    | услуг    |
|   |                           |         | распрост- |          |
|   |                           |         | ранители  |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 3 | Изготовление визиток      |    -    |     -     |    -     |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 4 | Изготовление внешней      |    -    |     -     |    -     |
|   | рекламы (плакатов,        |         |           |          |
|   | световых изображений и    |         |           |          |
|   | пр. для размещения на     |         |           |          |
|   | лайт-боксах, щитах и      |         |           |          |
|   | т. п.)                    |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 5 | Изготовление              |    -    |     -     |    -     |
|   | (приобретение) внешних    |         |           |          |
|   | рекламоносителей (щиты,   |         |           |          |
|   | лайт-боксы и прочие)      |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 6 | Размещение внешней        |         |           |          |
|   | рекламы:                  |         |           |          |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - на собственных          |    -    |     -     |    -     |
|   | рекламоносителях          |         |           |          |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - на рекламоносителях,    |    +    | третьи    | стоимость|
|   | принадлежащих третьим     |         | лица,     | услуг    |
|   | лицам                     |         | разме-    |          |
|   |                           |         | щающие    |          |
|   |                           |         | рекламу   |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 7 | Бесплатная раздача товаров|         |           |          |
|   | (работ, услуг):           |         |           |          |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - собственными силами     |    -    |     -     |     -    |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - при помощи третьих лиц  |    +    | третьи    | стоимость|
|   |                           |         | лица -    | услуг    |
|   |                           |         | распрост- |          |
|   |                           |         | ранители  |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 8 | Нанесение логотипа        |    -    |     -     |     -    |
|   | предприятия, торговой     |         |           |          |
|   | марки на ТМЦ (канцтовары, |         |           |          |
|   | чашки и т. п.)            |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 9 | Изготовление рекламного   |    -    |     -     |     -    |
|   | ролика (видео, аудио)     |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 10| Трансляция рекламного     |    +    | теле-,    | стоимость|
|   | ролика                    |         | радио-    | услуг    |
|   |                           |         | компания  |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 11| Изготовление макета       |    -    |     -     |     -    |
|   | (эскиза) печатной         |         |           |          |
|   | рекламы                   |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 12| Размещение рекламы на     |    +    | издатель  | стоимость|
|   | страницах печатного       |         | печатного | услуг    |
|   | издания                   |         | продукта  |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 13| Размещение рекламы        |         |           |          |
|   | на транспорте:            |         |           |          |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - собственными силами     |    -    |     -     |    -     |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - с помощью третьих лиц   |    +    | третьи    | стоимость|
|   |                           |         | лица      | услуг    |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 14| Изготовление и            |    -    |     -     |    -     |
|   | размещение вывески        |         |           |          |
|   | на фасаде здания с        |         |           |          |
|   | названием предприятия     |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 15| Изготовление рекламы      |    -    |     -     |    -     |
|   | для размещения на         |         |           |          |
|   | Wed-сайте                 |         |           |          |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|
| 16| Размещение рекламы        |         |           |          |
|   | на Wed-сайте:             |         |           |          |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - на собственном          |    -    |     -     |    -     |
|   |---------------------------|---------|-----------|----------|
|   | - на сайте, принадлежащем |    +    | третьи    | стоимость|
|   | третьим лицам             |         | лица      | услуг    |
|---|---------------------------|---------|-----------|----------|

    Визитные карточки

    В третьей строке таблицы указано,  что  изготовление  визитных
карточек не облагается  налогом  с  рекламы.  В  своем  письме  "О
рекламной информации  на  визитных  карточках"  от  29.10.2003  г.
№ 8973/6/15-3416  ( v8973225-03 )  (см.  "Налоги  и  бухгалтерский
учет",  2004,  №  3)  ГНАУ высказала мнение о  том,  что  визитные
карточки  работников  фирмы,  на которых размещены логотип  фирмы,
реквизиты и рабочие телефоны, являются информацией о лице, которая
распространена  в  любой  форме  и  поддерживает   осведомленность
потребителей рекламы  и  их  интерес  относительно такого лица.  А
значит, такая информация является рекламой.
    Мы вынуждены с этим не согласиться. Действительно, определение
термина "реклама" - очень широкое.  Информация, обычно размещаемая
на визитной карточке, формально под это определение подпадает.  Но
визитные  карточки  изготовляются  не  с  целью  создать   рекламу
служебному лицу предприятия, а всего  лишь  с  целью  предоставить
контактную информацию в удобной и общепринятой форме определенному
кругу лиц, уже заинтересованных в получении такой информации. Ведь
визитные карточки никто не раздает просто так. А в процитированном
в письме ГНАУ определении термина "реклама", изложенном  в  ст.  1
Закона о  рекламе,  имеется  в  виду  неопределенный  круг  лиц  -
потребителей рекламы.
    В пункте 1 ст. 9 Закона о рекламе указано, что реклама  должна
быть четко отделена от другой информации независимо от  формы  или
способов ее распространения таким образом,  чтобы  ее  можно  было
идентифицировать  именно  как  рекламу.  Реклама,  с  учетом  этих
требований, может быть размещена и на визитке.  Однако  и  в  этом
случае налог с рекламы уплачивать  не  нужно.  Объектом  обложения
налогом с рекламы  является  стоимость  услуг  по  установлению  и
размещению рекламы.  При самостоятельной раздаче визиток стоимость
услуг по размещению рекламы нулевая - значит, равен нулю и налог.
    Отметим, что  на  практике  иногда  "перестраховываются".  При
изготовлении визиток отдельно выделяют стоимость самой  визитки  и
стоимость услуг  по  нанесению  рекламной  информации  (т.  е.  по
печати). Именно эти услуги и облагают налогом с рекламы.

    Вывески

    Наше утверждение о том, что размещение вывески с наименованием
предприятия на фасаде здания не влечет возникновения  обязательств
по налогу с рекламы, основывается на следующих положениях.
    Во-первых, согласно п. 7 ст. 8  Закона  о  рекламе  размещение
информации о производителе товара и/или товаре в местах, где  этот
товар реализуется или  предоставляется  потребителю,  не  является
рекламой.
    Во-вторых,  согласно п. 2 ст.  2  Закона  о  рекламе  действие
этого  Закона  не  распространяется  на  отношения,  связанные   с
распространением  информации,    обязательность    размещения    и
обнародования  которой  определена  другими  законами  Украины.  В
пункте 3 ст. 19 Закона о защите  прав  потребителей  указано,  что
продавец (исполнитель) обязан предоставить покупателю  достоверную
и  доступную  информацию  о  наименовании,   режиме    работы    и
принадлежности   своего    предприятия.    Эти    же    требования
продублированы в других нормативных актах.  Так, в п.  10  Порядка
занятия торговой деятельностью  и  правил  торгового  обслуживания
населения,  утвержденного  постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108
( 108-95-п ),  указано, что на фасаде торгового помещения субъекта
хозяйственной  деятельности  должна   быть  вывеска  с   указанием
названия субъекта хозяйственной деятельности  и  собственника  или
уполномоченного им органа. Информация о режиме работы также должна
быть размещена возле входа в  помещение  на  видном  месте.  Кроме
того,  в  местных  положениях  (например,  в  Решении    Киевского
горсовета) прямо указывается, что стоимость размещения вывески  не
подпадает под обложение налогом с рекламы.
    Итак,  вывеска  с  наименованием  носит  не    рекламную,    а
идентификационную  функцию,  и  обязательность    ее    размещения
предусмотрена законодательством. Но при размещении вывески следует
учесть, что информация на  вывеске  должна  совпадать  с  данными,
указанными в регистрационных документах предприятия  (например,  с
данными, указанными  в  выданном  местным  советом  разрешении  на
открытие  объекта  торговли).  Любая  дополнительно    размещенная
информация может быть расценена как реклама.
    Отметим, что согласно п. 30 постановления КМУ "Об  утверждении
Типовых правил размещения внешней рекламы" от 23.09.98 г.  №  1511
( 1511-98-п ) под вывеской  понимается  элемент оформления фасада,
содержащий информацию   о  зарегистрированном  наименовании  лица,
включая  гербы,  эмблемы,  знаки  для  товаров    и    услуг,    и
изготавливается любым способом и любого размера.  К  информации  о
лице этим пунктом постановления  относится  также  размещенная  на
специальных табличках информация о работе предприятия, в том числе
время работы, полное юридическое наименование предприятия, профиль
деятельности  (если  это  не  следует  из  названия).  Как  видим,
трактовка  термина  "вывеска"  очень  широкая.  Но  текст   нового
постановления  КМУ  "Об   утверждении  Типовых  правил  размещения
внешней рекламы" от 29.12.2003 г. № 2067 ( 2067-2003-п ),  которое
на момент подготовки статьи еще не вступило  в  силу,  значительно
переработан.  О вывесках в новом постановлении №  2067  ничего  не
сказано.  По-видимому, со вступлением его в силу, определяя состав
информации, которую допустимо размещать на  вывеске  (чтобы  такая
информация не могла быть расценена  как  рекламная),  нужно  будет
руководствоваться требованиями Закона о защите прав  потребителей:
размещать только наименование предприятия,  его  принадлежность  и
режим работы.

    Арендованные рекламоносители

    Интересная  ситуация  складывается  при  размещении    внешней
рекламы на чужих рекламоносителях.  Если  реклама  размещается  на
основании договора на предоставление услуг по размещению  рекламы,
то исполнитель таких услуг обязан удержать и перечислить в  бюджет
налог с рекламы.
    Если же заключается договор аренды внешнего рекламоносителя  и
арендатор размещает на нем свою рекламу, то существует мнение, что
в данном случае налог с рекламы арендодателю удерживать не нужно -
предоставляются услуги по аренде, а не по размещению  рекламы.  По
нашему мнению, в данном случае арендодатель должен удержать  налог
с рекламы, так как согласно Декрету налог с  рекламы  уплачивается
со всех видов объявлений и сообщений, которые передают  информацию
с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения,  афиш,
плакатов, рекламных щитов и т. п. Объектом обложения в этом случае
является стоимость услуг по установлению и размещению  рекламы.  В
договоре  аренды   внешнего    рекламоносителя,    как    правило,
указывается, что имущество должно использоваться по назначению, т.
е. с целью размещения рекламы. Таким образом, арендодатель, сдавая
рекламоноситель  в  аренду,  тем  самым  предоставляет  услугу  по
размещению рекламы.  Этот подход не бесспорен, особенно,  учитывая
ситуацию, когда арендатор так и не разместит рекламный материал на
арендуемом внешнем рекламоносителе, ведь в этом  случае  не  будет
распространения  информации,  а  следовательно,  обязательства  по
налогу с рекламы не возникнут.  Тем не менее, с позиции требований
Декрета, правильнее будет удержать налог с  рекламы  со  стоимости
услуг за сдачу в аренду внешних рекламоносителей.
    Иная ситуация складывается, если рекламное агентство  арендует
рекламоносители  у  субъектов  хозяйствования  не  для  размещения
собственной рекламы, а  для  предоставления  услуг  по  размещению
рекламы третьим лицам.  В данном  случае  арендодатель  не  должен
удерживать  налог  с  рекламного  агентства,  так  как  он  только
передает имущество агентству для использования в его хозяйственной
деятельности, а не предоставляет  услугу  по  размещению  рекламы.
Размещением рекламы занимается уже рекламное агентство, которое  и
удерживает налог с рекламы с заказчиков таких услуг.

    Как рассчитывается и уплачивается налог с рекламы?

    Обязанности по удержанию и перечислению  налога  с  рекламы  в
бюджет возложены на лицо, предоставляющее услуги по установлению и
размещению  рекламы.  При   этом    уплата    налога    заказчиком
осуществляется одновременно с оплатой стоимости таких услуг.
    Базой для исчисления налога является стоимость услуг без учета
НДС.  В свою очередь, НДС  не  начисляется  на  налог  с  рекламы.
Согласно п. 4.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"
от  03.04.97  г.   №  168/97-ВР  ( 168/97-ВР ),  с  изменениями  и
дополнениями, база обложения НДС определяется исходя из договорной
стоимости товаров  (работ,  услуг)  с  учетом  общегосударственных
налогов и сборов.  Пунктом 1 ст.  15  Закона  Украины  "О  системе
налогообложения"  от  25.06.91 г. № 1251-ХII ( 1251-12 )  налог  с
рекламы отнесен к местным налогам и сборам. Поэтому сумма налога с
рекламы обложению НДС не подлежит.
    Ставка налога с рекламы не должна  превышать  при  одноразовом
размещении рекламы 0,1%, а при размещении на  длительное  время  -
0,5% от стоимости  работ  по  ее  размещению  без  НДС.  Например,
стоимость услуг за размещение рекламы без НДС  -  120  грн.  Сумма
налога  с  рекламы  (при  неоднократном  размещении)  -  0,6  грн.
(120 грн. х 0,5%).  Сумма НДС - 24 грн. (120 грн.  х  20%).  Общая
сумма к оплате рекламных услуг - 144,6 грн. (120 грн. + 24 грн.  +
0,6 грн.).
    Механизм уплаты налога с  рекламы  в  бюджет,  как  и  порядок
представления отчетности, определяется  сельскими,  поселковыми  и
городскими советами.
    К примеру, в ряде  местных  решений  о  порядке  начисления  и
уплаты  налога  сказано,  что  налог  с    рекламы    уплачивается
рекламодателем при оплате рекламных услуг с обязательным указанием
суммы налога в платежном  поручении.  А  распространитель  рекламы
(рекламное агентство) обеспечивает учет поступивших сумм на  своих
счетах и перечисление их в бюджет в соответствующие сроки.
    При этом, если распространитель в отчетном (налоговом) периоде
не получил оплату от рекламодателя за  фактически  предоставленные
рекламные услуги, налоговые обязательства по налогу  с  рекламы  в
данном отчетном  (налоговом)  периоде  у  такого  распространителя
рекламы не возникают.  Такой вывод можно сделать и  при  прочтении
последнего абзаца ст. 11 Декрета.
    Однако в некоторых регионах решениями местных  органов  власти
предусмотрен механизм  перечисления  налога  с  рекламы  по  факту
установления  или  размещения  рекламы.  Следовательно,  в  данном
случае  обязательство  по  налогу  с  рекламы  у  распространителя
рекламы (рекламного агентства) требуют отражать по дате  признания
дохода в бухгалтерском учете, а именно - по дате отгрузки товаров,
продукции или дате фактического предоставления  результатов  работ
(услуг) рекламного характера.
    Если механизм начисления обязательств по налогу с  рекламы  не
предусмотрен в соответствующих решениях местных органов власти, по
нашему мнению, начислять и уплачивать налог с рекламы  следует  по
первому  варианту,  т.  е.  по  дате    получения    средств    от
рекламодателей в оплату за установление или размещение рекламы.
    На практике довольно часто встречается ситуация,  при  которой
заказчик  обращается  с  просьбой  о  распространении  рекламы   в
рекламное агентство, а то, в свою  очередь,  прибегает  к  услугам
третьих лиц.  Кто в данном случае начисляет налог с рекламы? Здесь
необходимо исходить  из  того,  что  объектом  является  стоимость
услуги по распространению рекламы, а услугу  предоставляет  третье
лицо,  которое  удерживает  налог  с  рекламного    агентства    и
перечисляет его в бюджет.  В  свою  очередь,  рекламное  агентство
должно удержать налог с заказчика  с  полной  стоимости  услуг  (с
учетом  стоимости  услуг  третьего  лица),  так  как   фактическим
плательщиком налога является заказчик, но  перечислению  в  бюджет
подлежит лишь разница между удержанной с заказчика суммой налога и
уплаченной исполнителю услуг.

    Как учитывается налог с рекламы?

    В налоговом учете предприятия, удерживающего и  перечисляющего
в бюджет налог с рекламы,  его  сумма  отражается  как  в  составе
валовых доходов, так и в составе валовых расходов. В Декларации по
налогу на прибыль такого предприятия  налог  с  рекламы  входит  в
состав суммы начисленных налогов и сборов, указанной  в  строке  с
кодом 04.6. Состав этой  суммы  раскрывается  в  приложении  Р2  к
Декларации, где для налога с рекламы есть отдельная строка с кодом
4.6.20. Для суммы налога с  рекламы,  полученного  от  заказчиков,
специальной строки в  валово-доходной  части  Декларации  нет.  По
нашему мнению, эту сумму следует указывать в строке  01.6  "Другие
доходы, кроме указанных в 01.1 - 01.5".
    Для       обобщении        информации        о        расчетах
предприятия-распространителя рекламы с  бюджетом  в  бухгалтерском
учете предназначен субсчет 641 "Расчеты по  налогам",  к  которому
предприятием  открывается  отдельный  субсчет    (счет    третьего
порядка), например 647 / "Налог с рекламы".
    Различные варианты начисления налоговых обязательств по налогу
с рекламы обусловливают некоторые особенности учета  именно  этого
налога.
    Так, для удобства ведения аналитического учета сумм  налога  с
рекламы в разрезе  контрагентов  предприятие  на  свое  усмотрение
может  открыть  новый  субсчет  645  "Обязательства  по  налогу  с
рекламы".
    При  использовании  первого  варианта  начисления    налоговых
обязательств по налогу с рекламы, субсчет  645  "Обязательства  по
налогу  с   рекламы"    выполняет    роль    транзитного    счета,
предназначенного для выделения сумм налога  с  рекламы  в  составе
стоимости предоставленных рекламных услуг  (работ,  продукции)  до
момента начисления обязательств по  налогу  с  рекламы  (в  момент
поступления оплаты) либо отражения сумм начисленного обязательства
по  налогу  до  момента  фактического  предоставления  услуг  (для
списания ранее начисленного обязательства по налогу с рекламы).
    При применении второго  варианта  необходимость  в  применении
данного субсчета 645 отсутствует.
    По дебету субсчета 645 "Обязательства  по  налогу  с  рекламы"
отражается сумма налога с рекламы, перечисленного  рекламодателями
при  перечислении  сумм  авансов  (предварительной   оплаты)    за
подлежащие предоставлению рекламные  услуги  в  корреспонденции  с
кредитом субсчета 6411 "Расчеты по налогу с рекламы"  к  счету  64
"Расчеты по налогам и платежам", а по кредиту данного  субсчета  в
корреспонденции со счетом 70  "Доходы  от  реализации"  отражается
сумма налога с рекламы в составе предоставленных  рекламных  услуг
(работ, продукции).
    В  Отчете  о  финансовых  результатах  (форма  №   3)    таких
предприятий сумму налога с рекламы следует отражать во вписываемой
строке 025, которой можно дать название "Налог с рекламы".
    В налоговом учете заказчика рекламных услуг,  сумма  налога  с
рекламы отдельно не выделяется, а включается в валовые  расходы  в
составе стоимости рекламных услуг.  В  бухгалтерском  учете  сумма
налога в составе стоимости рекламных услуг  отражается  по  дебету
счета 93 "Расходы на сбыт".
    Пример  1.  Предприятие    заказало    рекламному    агентству
разработать и разместить в печатном  издании  рекламный  материал.
Стоимость услуг рекламного агентства:
    - по изготовлению рекламы 60 грн., в т. ч. НДС - 10 грн.
    - по размещению рекламного материала 36,15 грн., в т. ч. НДС -
6 грн., налог с рекламы 0,15 грн.
    Издательство газеты, которое  разместило  рекламный  материал,
выставило счет рекламному агентству на сумму 241 грн., в т. ч. НДС
- 40 грн., налог с рекламы - 1 грн.
    Обязательства по налогу с рекламы  начисляются  при  получении
оплаты.

|---|-----------------------|----------------|-------|-------------|
| № |  Содержание операции  |  Бухгалтерский | Сумма,|  Налоговый  |
|п/п|                       |      учет      |  грн. |    учет     |
|   |                       |-------|--------|       |------|------|
|   |                       | дебет | кредит |       |  ВД  |  ВР  |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
|                       У издательства газеты                      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 1 | Отражена реализация   |  361  |   703  |    241|  201 |      |
|   | услуг                 |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 2 | Начислены налоговые   |  703  | 641/НДС|     40|      |      |
|   | обязательства по НДС  |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 3 | Отражена подлежащая   |  703  |   645  |      1|      |   1  |
|   | уплате рекламным      |       |        |       |      |      |
|   | агентством сумма      |       |        |       |      |      |
|   | налога с рекламы в    |       |        |       |      |      |
|   | составе стоимости     |       |        |       |      |      |
|   | предоставленных       |       |        |       |      |      |
|   | рекламных услуг       |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 4 | Получена оплата       |  311  |   361  |    241|      |      |
|   | от заказчика          |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 5 | Отражена сумма        |  645  | 641/НР |      1|      |      |
|   | налоговых обязательств|       |        |       |      |      |
|   | по налогу с рекламы   |       |        |       |      |      |
|   | при получении оплаты  |       |        |       |      |      |
|   | за предоставленные    |       |        |       |      |      |
|   | рекламные услуги      |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 6 | Перечислен налог      |641/НР |   311  |      1|      |      |
|   | с рекламы в бюджет    |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
|                       У рекламного агентства                     |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 1 | Отражены услуги       |  903  |   631  |    200|      |  200 |
|   | издательства газеты   |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 2 | Отражено право на     |641/НДС|   631  |     40|      |      |
|   | налоговый кредит      |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 3 | Отражена сумма        |641/НР |   631  |      1|      |      |
|   | налога с рекламы {2}  |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 4 | Отражена реализация   |  361  |   703  |     60|   50 |      |
|   | услуг по изготовлению |       |        |       |      |      |
|   | рекламы               |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 5 | Начислены налоговые   |  703  | 641/НДС|     10|      |      |
|   | обязательства по НДС  |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 6 | Отражена реализация   |  361  |   703  | 277,15|231,15|      |
|   | услуг по размещению   |       |        |       |      |      |
|   | рекламы               |       |        |       |      |      |
|   | (241 грн. + 36,15     |       |        |       |      |      |
|   | грн.)                 |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 7 | Начислены налоговые   |  703  | 641/НДС|     46|      |      |
|   | обязательства по НДС  |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 8 | Отражена подлежащая   |  703  |   645  |   1,15|      | 1,15 |
|   | уплате рекламным      |       |        |       |      |      |
|   | агентством сумма      |       |        |       |      |      |
|   | налога с рекламы в    |       |        |       |      |      |
|   | составе стоимости     |       |        |       |      |      |
|   | предоставленных       |       |        |       |      |      |
|   | рекламных услуг       |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 9 | Получена оплата от    |  311  |   361  | 277,15|      |      |
|   | заказчика             |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 10| Отражена сумма        |  645  | 641/НР |   1,15|      |      |
|   | налоговых обязательств|       |        |       |      |      |
|   | по налогу с рекламы   |       |        |       |      |      |
|   | при получении оплаты  |       |        |       |      |      |
|   | за предоставленные    |       |        |       |      |      |
|   | рекламные услуги      |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 11| Перечислен налог с    | 641/НР|   311  |   0,15|      |      |
|   | рекламы в бюджет      |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 12| Сформирован           |  703  |   791  |    280|      |      |
|   | финансовый результат: |  791  |   903  |    200|      |      |
|   | - списана сумма       |       |        |       |      |      |
|   | доходов - списана     |       |        |       |      |      |
|   | сумма расходов        |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
|                            У заказчика                           |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 1 | Отражены расходы по   |   93  |   685  | 281,15|      |281,15|
|   | изготовлению и        |       |        |       |      |      |
|   | размещению рекламы    |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|
| 2 | Сумма НДС включена    |  641  |   685  |     56|      |      |
|   | в состав налогового   |       |        |       |      |      |
|   | кредита               |       |        |       |      |      |
|---|-----------------------|-------|--------|-------|------|------|

    Согласно данному примеру представим фрагмент акта  выполненных
работ, составляемый рекламным агентством.

|---|--------------------|--------------|-----------|------------|
| № |     Вид услуги     | Сумма без НДС| Сумма НДС | Сумма с НДС|
|п/п|                    |              |           |            |
|---|--------------------|--------------|-----------|------------|
| 1 | Услуги по          |      50      |    10     |     60     |
|   | изготовлению       |              |           |            |
|   | рекламы            |              |           |            |
|---|--------------------|--------------|-----------|------------|
| 2 | Услуги по          |      30      |     6     |     36     |
|   | размещению рекламы:|     200      |    40     |    240     |
|   | - собственные      |              |           |            |
|   | услуги - услуги    |              |           |            |
|   | издательства газеты|              |           |            |
|---|--------------------|--------------|-----------|------------|
| 3 | Налог с рекламы    |     1,15     |     -     |    1,15    |
|---|--------------------|--------------|-----------|------------|
|   | Итого              |    281,15    |    56     |   337,15   |
|---|--------------------|--------------|-----------|------------|

    В налоговой накладной сумму налога с рекламы следует  отражать
в разделе III "Возвратная тара", где необходимо написать "Налог  с
рекламы".
    В бухгалтерском учете рекламным агентствам рекомендуется вести
аналитический учет к субсчету 703 по облагаемым налогом с  рекламы
услугам и по необлагаемым. Данная аналитика необходима предприятию
при заполнении отчета по налогу с  рекламы.  Представим  фрагмента
бланка  отчета  по  условиям  рассмотренного  примера  по   форме,
используемой в г. Киеве.

|---|---------------------------------------------|--------------|
| № |           Найменування показника            |  Сума (грн.) |
|з/п|                                             |              |
|---|---------------------------------------------|--------------|
| 1 | Виручка за послуги зi встановлення та       |        277,15|
|   | розмiщення реклами                          |              |
|---|---------------------------------------------|--------------|
| 2 | Сума податку з реклами, всього              |          1,15|
|---|---------------------------------------------|--------------|
| 3 | у тому числi:                               |              |
|---|---------------------------------------------|--------------|
| 4 | за ставкою 0,1%                             |             -|
|---|---------------------------------------------|--------------|
| 5 | за ставкою 0,5%                             |          1,15|
|---|---------------------------------------------|--------------|
| 6 | Сплачено, № з/п, дата                       | 1,154; № 95  |
|   |                                             | вiд          |
|   |                                             | 10.10.2003 р.|
|---|---------------------------------------------|--------------|

    Приказом  ГНАУ  от  24.12.2003  г.  №  624  ( z0003-04 )  (см.
следующий  номер  газеты)  введена новая форма налогового  расчета
налога с рекламы.  По сравнению с ныне действующими формами, новая
форма более универсальна.  В  ее  заголовке  можно  указать  любой
налоговый период  - месяц, квартал, год.  Базу обложения налогом с
рекламы и суммы налога, начисленного по различным ставкам, в новой
форме расчета указывать не требуется. В табличной части формы есть
только одна строка (с  кодом  01)  "Удержан  налог  уполномоченным
лицом  -  плательщиком  налога  за  базовый  налоговый  (отчетный)
период", - аналог строки 2 из нашего примера.  Введены строки  для
исправления самостоятельно выявленных ошибок.
    Сроки представления отчета по налогу с рекламы и уплаты налога
устанавливаются в положениях местных органов власти.  Как правило,
сроки представления отчетности и порядок уплаты налога  с  рекламы
согласованы с положениями  Закона  Украины  "О  порядке  погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными  целевыми  фондами" от 21.12.2000 г.  №  2181-III
( 2181-14 ) (с изменениями и дополнениями).  При месячном отчетном
периоде отчет   представляется  в  течение  20  календарных  дней,
следующих за окончанием отчетного месяца, а уплачивается  налог  в
течение следующих 10 календарных дней.  При  квартальном  отчетном
периоде отчет представляется в  течение  40  календарных  дней  по
окончании отчетного квартала, а  уплата  налога  осуществляется  в
течение следующих 10 календарных дней.  Местными положениями может
быть предусмотрена уплата ежемесячных авансовых  платежей  данного
налога в установленные сроки.
    Надеемся, что данная публикация поможет бухгалтерам  избегнуть
ошибок при исчислении и уплате налога с рекламы.

{1} Назовем так лицо, на которое возложены функции по удержанию  и
    внесению в бюджет налога с рекламы.
{2} Такая  запись  рекламным  агентством  делается   только    при
    размещении чужой рекламы посредством третьих лиц. Сумма налога
    с рекламы  со  стоимости  размещения  собственной  рекламы  не
    выделяется отдельно, а отражается в  составе  стоимости  таких
    услуг записью Дт 93 - Кт  631,  685  и  включается  в  валовые
    расходы.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 7(669), стр. 54
[22.01.2004]
Жанна Семенченко, Павел Пичугин

------------------------------------------------------------------