Аренда нежилых помещений


Областная универсальная библиотека освобождена от уплаты земельного налога в 2004 г., поскольку она является учреждением коммунальной собственности и финансируется из областного бюджета. Библиотека предоставляет в аренду нежилые помещения по договорам аренды другим субъектам хозяйствования, среди которых есть предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения. Должны ли арендаторы уплачивать земельный налог или арендную плату за землю? Если да, то с кем они должны заключать договор на аренду земли и какими законодательными актами должны руководствоваться?

(Одесская областная универсальная библиотека)


В соответствии с Законом № 1251 -XII плата (налог) за землю относится к общегосударственным налогам и сборам.

Взимание платы за землю осуществляется в соответствии с Законом № 2535-ХИ, определяющим размеры и порядок платы за использование земельных ресурсов, льготы по плате за землю, ответственность плательщиков и контроль за правильностью исчисления и взимания земельного налога. Согласно действующему законодательству использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы,

Объектом платы за землю является земельный участок, переданный в собственность или предоставленный в пользование, в том числе на условиях аренды. Субъектами платы за землю (плательщиком) являются собственники земли и землепользователи, в том числе арендаторы, то есть непосредственно те юридические или физические лица, кому земля передана в собственность или предоставлена в пользование, в том числе на условиях аренды (ст. 5 Закона № 2535-ХМ).

Статьей 12 этого Закона установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются учреждения и организации, полностью содержащиеся за счет бюджета. Если предприятия, учреждения и организации, пользующиеся льготами по земельному налогу, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или зданиями (их частями), переданными во временное пользование, уплачивается в установленных размерах на общих основаниях.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным и Гражданскими кодексами, Законом № 161 -XIV, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, и договором аренды земли.

Согласно ст. 1 Закона № 161 -XIV аренда земли - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской и других видов деятельности.

Объектами аренды являются земельные участки, находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, коммунальной или государственной собственности.

Арендодателями земли в Украине до законодательного размежевания земель государственной и коммунальной собственности, исходя из требований Закона № 161 -XIV и Земельного кодекса (п. 12 раздела десятого Переходных положений), являются:

В случае если арендодателями земли выступают соответствующие органы местного самоуправления или исполнительной власти, то арендатор с момента приобретения права аренды земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Украины и договором аренды, самостоятельно уплачивает в бюджет арендную плату за землю.

В случае если арендодателем выступает собственник земли, то арендатор с момента приобретения права аренды земельного участка уплачивает собственнику арендную плату за землю, а собственник, в свою очередь, уплачивает земельный налог в бюджет.

Договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства. Договор аренды земли заключается в письменной форме и по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально (статьи 13,14 Закона № 161 -XIV). Заключенный договор аренды земли подлежит государственной регистрации и вступает в силу после его государственной регистрации. При этом договор на аренду земли является основанием для уплаты арендной платы за землю.

В соответствии со ст. 21 Закона № 161 -XIV арендная плата за землю - это платеж, вносимый арендатором арендодателю за пользование земельным участком. Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может превышать 10% их нормативной денежной оценки. В случае определения арендатора на конкурентных основах может быть установлен больший размер арендной платы.

Согласно части второй ст. 21 Закона № 161 -XIV размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды.

Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, пересматривается по согласию сторон. Изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке (статьи 23, 30 Закона № 161 -XIV).

Следует иметь в виду, что законами Украины о Государственном бюджете на соответствующий год ежегод-' но устанавливаются сроки уплаты земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности. Так. ст. 75 Закона № 1344-ІV установлено, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности и земельный налог уплачиваются плательщиками (кроме граждан и производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции) за базовый налоговый (отчетный) период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Таким образом, арендаторы независимо от избранной ими системы налогообложения — общей или упрощенной уплачивают арендодателям арендную плату за землю, а арендодатели - земельный налог.

КОНСУЛЬТИРУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ГНА УКРАИНЫ

Ответы подготовлены при содействии специалистов Департамента налогообложения юридических лиц ГНА Украины:

Надежды ЧОРНОУС — заместителя директора Департамента — начальника управления местных, ресурсных, рентных и неналоговых платежей и Виктора ФИНАШКО — главного налогового ревизора-инспектора

ВІСНИК ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ № 32 / 2004