УКРАИНА
            Аудиторская Фирма  "Интер-аудит"           

тел.  (044) 294-21-10, 294-21-11


          О некоторых  вопросах  начисления в 1999 году отчислений
на  финансирование  строительства  и  ремонта   автодорог   общего
назначения и взносов в Государственный инновационный фонд.

     В связи  с  появлением  в  экономической  печати  разъяснений
уполномоченных   органов   и   производимыми   в  настоящее  время
налоговыми органами документальными проверками за 1999  финансовый
год  представляется  актуальным  осветить некоторые вопросы уплаты
организациями-резидентами  Украины  в  1999  году  отчислений   на
финансирование строительства и ремонта автодорог общего назначения
и взносов в Государственный инновационный фонд:
     
     О правомерности   начисления   в   1999  году  отчислений  на
финансирование строительства и ремонта автодорог общего назначения
и  взносов  в Государственный инновационный фонд на суммы арендной
платы,  получаемые арендодателем от сдачи  в  аренду  (оперативный
лизинг)   имущества   (нежилых   помещений,   иного  индивидуально
обособленного имущества). [1]
     
     1. Статьей  15  Закона  Украины  "О  Государственном  бюджете
Украины на  1999  год",  ( 378-14 ) который вступил в действие с 1
января 1999 г.  (с  изменениями,  внесенными  Законом  Украины  от
15.07.99    г.    N    964-XIV),    установлено,    что   субъекты
предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности
/кроме  предприятий  водного  транспорта  согласно  перечня  КМУ/,
платят в Государственный  инновационный  фонд  сбор  в  размере  1
процента   от  объема  реализации  продукции  (работ,  услуг)  или
валового дохода в торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой,
банковской и страховой сферах деятельности,  уменьшенного на сумму
налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.
     Понятие "реализация  товаров (работ, услуг)"  новая  редакция
Закона  Украины "Про оподаткування прибутку підприємств" (Закон от
22.5.97 N283 ( 283/97-ВР ) с последовавшими дополнениями) и другое
законодательство   Украины   не   устанавливает.  (П.1.3  "старой"
редакции Закона ( N 334/94-ВР ), который устанавливал: "Реалізація
продукції   (робіт,   послуг)   -   господарча  операція  суб'єкта
підприємницької діяльності, що передбачає передачу права власності
на  продукцію  (роботи,  послуги)  іншому суб'єкту підприємницької
діяльності в  обмін  на  еквівалентну  суму  коштів  або  боргових
зобов'язань.  Для  цілей оподаткування датою реалізації вважається
дата передачі права  власності  на  зазначену  продукцію  (роботи,
послуги)   згідно   з   базисними  умовами  поставки,  визначеними
сторонами,  незалежно від строків здійснення оплати" - сначала был
приостановлен,  а с 01.07.97 года не действует, поскольку исключен
из новой  редакции  Закона).  Пунктом  3.8 "Инструкции  о  порядке
заполнения   форм   годового  бухгалтерского  отчета  предприятий"
( z0321-95 ) (утверждена приказом МФ Украины от 18.08.95  N 139, с
изменениями) определено,  что прибыль и убытки /за вычетом НДС/ от
сдачи  отдельных  инвентарных  обьектов ОФ в аренду отражается как
"иные операционные  доходы  и  затраты"  по  стр. 060  "Отчета   о
финансовых  результатах" /форма N 2/, но аренда не квалифицируется
как  реализация  продукции  (работ,  услуг).  Определения   аренды
(оперативного лизинга),  содержащиеся в п.1 ст.4 Закона Украины от
16.12.97 г. N 723/97-ВР "Про лізинг" ( 723/97-ВР ) и  ст.2  Закона
Украины от  10.04.92  г.  N  2269-XII  "Про  оренду  державного та
комунального майна" ( 2269-12 ) тоже  не  относят  суммы  арендной
платы к составу продукции (работ, услуг).
     И только утвержденная приказом МФ Украины от 25.07.95  N  128
"ІНСТРУКЦІЯ   З   БУХГАЛТЕРСЬКОГО    ОБЛІКУ   ОРЕНДНИХ   ОПЕРАЦІЙ"
( z0273-95  )  (зарегистрирована  МЮ  Украины  02.08.95  г.  за  N
273/809)   с   изменениями   предписывает   отражать   начисленную
(независимо  от  получения)  арендную  плату  по  кредиту  сч.  46
"Реализация".   Это   дает   возможность   налоговым  органам  при
документальных  проверках  требовать  включения  сумму  получаемой
арендодателем  арендной  платы (за вычетом НДС) в объем реализации
как базу для начисления взносов в  инновационный  фонд.  Последний
аргумент  в  этом  же  направлении  высказан  КОМИТЕТОМ ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ФИНАНСОВ И  БАНКОВСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  в
письме от 01.03.2000 г. N 06-10/147 ( v_147450-00 ): "...  на нашу
думку, немає законодавчих обмежень щодо  справляння  у  1999  році
збору  до  Державного інноваційного фонду,  а також відрахувань та
зборів  на  будівництво,   реконструкцію,   ремонт   і   утримання
автомобільних  доріг  загального  користування  від  сум отриманої
орендної плати підприємствами,  для яких операції з нерухомістю не
є  основним  предметом  їх  діяльності,  але  вони  не  заборонені
законодавством або статутом таких підприємств". (хотя,  по  мнению
аудитора,   из   аргументации   и   ссылок   на  законодательство,
приведенных в данном письме, это не следует).
     2. Пунктом  3  "Порядку  збору  та  використання  коштів  для
фінансування витрат,  пов'язаних з  будівництвом,  реконструкцією,
ремонтом і утриманням автомобільних доріг загального користування"
( 83-93-п ) (утвержден  ПКМУ  от  03.02.93  N  83  с  последующими
изменениями), установлено: "Промислові, транспортні, будівельні та
інші підприємства,  кооперативи і господарські організації (далі -
підприємства)  відраховують  кошти на дорожні роботи у розмірі від
0,4 до 1,2  процента  обсягу  виробництва  продукції,  виконуваних
робіт (послуг),  а заготівельні, торговельні (в тому числі оптові)
та постачальницько-збутові організації - у  розмірі  від  0,03  до
0,06   процента  річного  обороту  (без  обороту  по  громадському
харчуванню)" /существуют свои особенности при  расчетах  указанных
взносов для банков, страховых организаций, предприятий энергетики,
однако  прямых  указаний   о   включении   арендных   платежей   в
налогооблагаемую базу  для указанных организаций  "Порядок..."  не
содержит/.
     Согласно "Типовой   инструкции    к    составлению    отчетов
промышленных  предприятий всех  форм собственности  по  продукции"
( v0123202-92   ),   утвержденной  приказом  Минстата  Украины  от
20.07.92 N 123 (с изменениями и дополнениями) в обьем промышленной
продукции арендная плата не включалась.
     Методика  расчета и форма  отчетности ( v0126202-93 )  (форма
10-д; доведена   Приказом   Министерства   Статистики  Украины  от
29.06.93  г.  N  126)  до  08.07.99  года  также  не  предписывала
учитывать  в  составе  базы  налогообложения взносами в Облавтодор
арендную плату.  И только приказом Госкомстата от 08.07.99 года  N
248 (в Минюсте Украины не регистрировался) ( v0248202-99 ) в форму
10-д внесены изменения,  которыми предписано  включать  в  составе
базы   налогообложения   взносами   в  Облавтодор  арендную  плату
(появилась строка 11).  Таким образом,  правовая основа для такого
включения впервые появляется только с 08.07.99.
     Плюс мнение,  высказанное КОМИТЕТОМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ
ПО  ВОПРОСАМ  ФИНАНСОВ  И  БАНКОВСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  в  письме  от
01.03.2000 г.  N 06-10/147 ( v_147450-00  )  о  включении  в  базу
арендной платы (См. выше).
     Однако при  рассмотрении  данного  вопроса  в  судебном   или
арбитражном порядке необходимо учесть следующее :
     В соответствии с Указом Президента Украины от 3 октября  1992
года N493/92 ( 493/92 ) "Про державну реєстрацію нормативних актів
міністерств  та  інших  органів  державної  виконавчої  влади"  /с
дополнениями,  внесенными   Указом  Президента   Украины  N 493/98
( 493/98 )/,  нормативные акты,  которые издаются  министерствами,
иными органами гос. исполнительной власти, органами хозяйственного
управления и контроля,  которые имеют  межведомственный  характер,
подлежат   государственной   регистрации   Министерством   юстиции
Украины.  Незарегистрированный нормативный акт,  который  подлежит
регистрации, является недействительным (основание-ст.3 этого Указа
Президента  Украины)  и  к  исполнению  приниматься   не   должен.
Следовательно,  указанный  приказ  Госкомстата  от 08.07.99 года N
248 ( v0248202-99 ),  является  недействительным  и  к  исполнению
приниматься   не   должно,  поскольку  не  прошло  государственной
регистрацию в Министерстве юстиции Украины.

     По поводу возможности взыскания налоговыми органами по итогам
проверок  в  последующих периодах (после 01.01.2000 г.) отчислений
на  финансирование  строительства  и  ремонта   автодорог   общего
назначения  (если  предприятием  уплачены  эти  сборы в заниженных
размерах):
     Такое взыскание не является незаконным, поскольку:
     1. Пункт 3 статьи 9.  "Обов'язки платників податків і  зборів
(обов'язкових    платежів)"    Закона    Украины    "Про   систему
оподаткування" ( 1251-12 ) гласит:  "...Обов'язок юридичної  особи
щодо сплати податків і зборів (обов'язкових платежів) припиняється
із  сплатою  податку,  збору  (обов'язкового  платежу)  або   його
скасуванням  або списанням податкової заборгованості відповідно до
Закону України "Про  відновлення  платоспроможності  боржника  або
визнання його банкрутом".
     2. КОМИТЕТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ  ФИНАНСОВ  И
БАНКОВСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  в  письме  от  14.01.2000  г.  N 06-10/4
( v10_4450-00  )  конкретизирует:  "....Отчисления  и   сборы   на
строительство,  реконструкцию,  ремонт  и содержание автомобильных
дорог общего пользования,  которые уплачивались плательщиками этих
отчислений  и  сборов  до 01.01.2000 г.,  вышеуказанным Законом не
предусмотрены,  то  есть  уплате  не  подлежат.  Существующая   до
01.01.2000  г.  задолженность  по  их уплате взыскивается органами
взыскания   на   общих   основаниях   в   порядке,    определенном
законодательством    Украины.   Это   целиком   корректируется   с
требованиями части четвертой  ст.  3  Закона  Украины  "О  системе
налогообложения" ( 1251-12 ),  которая устанавливает, что налоги и
сборы (обязательные платежи),  взимание которых  не  предусмотрено
этим Законом, уплате не подлежат.".
     3. В  пункте  10  письма  Высшего Арбитражного Суда Украины N
02-5/451 от 12.05.95 г. ( v_451800-95 ) (с изменениями от 14.05.97
г. N 02-5/164) ( v_164800-97 ) указано: "Згідно з частиною третьою
статті 9  Закону України  "Про систему оподаткування"  ( 1251-12 )
обов'язок юридичної   особи    щодо    сплати    податку,    збору
(обов'язкового  платежу)  припиняється  їх  скасуванням.  Що  ж до
заборгованості за податком,  збором (обов'язковим  платежем),  яка
виникла  до їх скасування,  то вона підлягає погашенню (стягненню)
на загальних підставах, якщо законом не передбачено інше, зокрема,
пунктом  3  розділу II Закону України "Про внесення змін до Закону
України "Про систему оподаткування".  (в п.3. раздела 2 указанного
Закона речь об взносах Облавтодору  не  идет  -  прим.  аудитора).
...Порядок стягнення податку,  збору  (обов'язкового  платежу),  а
також фінансових санкцій та пені,  зокрема,  прийняття відповідних
рішень податковими інспекціями,  видання розпоряджень на безспірне
стягнення    грошових   сум   тощо   визначається   тими   нормами
законодавства,  які були чинними на момент справляння відповідного
податку,  збору  (платежу),  а  також стягнення фінансових санкцій
щодо цього податку, збору (платежу).".
     

Начальник отдела аудита предприятий
  Аудиторская Фирма "Интер-аудит"            В. Н. Шекера
294-21-10, 294-21-11
     
--------------------------------------
     
     [1] - Для предприятий и  организаций,  для  которых  сдача  в
аренду  (оперативный  лизинг) имущества не является основным видом
деятельности,  как то: лизинговые компании, гостиничное хозяйство,
и др.