Нашему предприятию  на  условиях  договора  комиссии  поручили
    приобрести оборудование.  Мы  нашли необходимое оборудование в
    России  и  импортировали его (и мы,  и  предприятие-комитент -
    резиденты Украины).  Поскольку комитент не имеет  аккредитации
    на таможне,  в ГТД был указан  только получатель  груза - наше
    предприятие.  НДС при ввозе мы не платили, так как имелся сер-
    тификат происхождения товара из России.  Оборудование передано
    комитенту, при этом обязательства по НДС  и  валовой доход  со
    всей стоимости  ввезенного не отражались нами.
    Чем мы можем обосновать свое решение?

    * * *

    Для ответа на ваш вопрос следует выяснить:
    во-первых, можно ли при  отсутствии ссылки  в ГТД  на  договор
комиссии все же доказать, что ваша сделка является комиссионной;
    во-вторых,  если  можно,  то  действительно ли у  комиссионера
не возникают  налоговые обязательства  и  валовые доходы  со  всей
стоимости ввезенного при передаче оборудования?
    Итак,  вас наверняка  ждут  большие  проблемы  при доказывании
того, что операция  является комиссионной. Если вам попадется гра-
мотный проверяющий, то он будет руководствоваться:
    а) Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации,  утвержденной  приказом  ГТСУ  от  09.07.97  г.  № 307
( z0443-97 );
    б) Порядком заполнения граф грузовой  таможенной декларации  в
соответствии  с таможенными режимами экспорта, импорта,  транзита,
временного ввоза (вывоза), таможенного склада, магазина беспошлин-
ной  торговли,  утвержденным  приказом  ГТСУ от 30.06.98 г.  № 380
( z0469-98 );
    в) письмом ГТСУ от 11.08.98 г.  №  10/1-1818-ЕП  "Относительно
декларирования  товаров  по договорам комиссии"( v1818342-98 ) {1}
(см. "Бухгалтерскую газету" № 8'98, с. 7);
    г) письмом  НБУ от 05.02.99  № 13-210/376-1074 ( v1074500-99 )
(см. "Бухгалтерскую газету" № 7'99, с. 11).
    На основании указанных документов он сделает  вывод,  что  при
ввозе  товаров в рамках договора комиссии в графе  8  "Получатель"
ГТД должен быть указан комитент, а в графе 9 "Лицо,  ответственное
за финансовое урегулирование" - комиссионер.  Естественно, в графе
44  "Дополнительная  информация/представленные  документы"  должна
быть ссылка на договор комиссии.
    И поскольку в вашей ситуации  подобные  сведения  отсутствуют,
последует  утверждение, что данный товар ввезен не в рамках  дого-
вора комиссии, а в рамках обычной купли-продажи. Значит, и переда-
ча этого товара комитенту не может рассматриваться как  исполнение
обязательств комиссионера по договору комиссии.
    Кроме того, проверяющий может сослаться и на  письмо  ГТСУ  от
26.07.2000  г.  №  11/3-6739 ( v6739342-00 )  (см.  "Бухгалтерскую
газету" № 41'2000, с. 17), в котором таможня возражает против вне-
сения каких-либо изменений в ГТД после того,  как  было  закончено
таможенное оформление груза и он был выпущен в  свободный  оборот.
При этом, кстати, таможенники утверждают, что договоры  поручения,
не фигурирующие в ГТД, являются исключительно  внутренними,  а  их
предметом служат уже импортированные товары.
    Логика ГГСУ - мягко говоря, странная. Нам абсолютно непонятно,
почему  в уже оформленную ГТД нельзя внести исправления. Исправить
ошибки в паспорте человека - можно, в накладной  или  в  налоговой
накладной - можно, в нотариально удостоверенном договоре -  можно,
а в ГТД - нельзя.  Судя по всему, декларацию в таможне  чтут  выше
Конституции, поскольку даже ее можно изменять и  дополнять.  Впро-
чем, спорить с таможней практически бесполезно.
    Так что не будем отвлекаться.  Внутренняя комиссия на покупку,
как  известно, подпадает под действие абз. 3 п. 4.7 Закона об НДС,
то есть под начисление налоговых обязательств с  полной  стоимости
товаров при их передаче от комиссионера комитенту.  Вряд ли  такое
развитие ситуации вас устроит.
    Можно ли от этого отбиться? В принципе, да.
    Допустим, между сторонами был заключен договор комиссии на по-
купку  в России необходимого оборудования. Затем в результате про-
деланной работы вы нашли российского поставщика  и  во  исполнение
договора комиссии заключили с ним договор купли-продажи.  Было  бы
неплохо этот этап подтвердить перепиской между  сторонами  (напри-
мер, вы могли сообщать комитенту о действиях, совершенных вами  по
исполнению договора комиссии).  Желательно также,  чтобы  в  вашем
запросе российскому поставщику фигурировала ссылка  на  поручение,
полученное от комитента, и чтобы по выпискам из  расчетного  счета
было видно, что деньги, полученные от комитента, были  перечислены
(после конвертации) тому же поставщику, и т. д.
    Итак, все шло хорошо, но при таможенном оформлении была  допу-
щена  ошибка.  Ошибка, на наш взгляд, не может изменить суть отно-
шений, складывающихся по договору.  Постарайтесь  убедить  в  этом
проверяющего.  Предложите ему, например, такую аналогию. Допустим,
некий работник предприятия-продавца, будучи в нетрезвом  состоянии
по случаю Дня танкиста, в накладной на отпуск ТМЦ вместо  стомато-
логического оборудования ошибочно указал танк Т-34,  а  представи-
тель покупателя, пребывая в аналогичном  состоянии,  расписался  в
его получении.  Вряд ли разумно утверждать, что в этом случае пос-
тавщик действительно отпустил покупателю танк  Т-34,  несмотря  на
наличие документа.
    Примерно  такая же  ситуация  имеет  место в вашем случае. При
заполнении ГТД в графе 8 ошибочно не был указан комитент, а в гра-
фе 44 - договор комиссии.  Однако  от этого ввоз  оборудования  не
перестал осуществляться в рамках договора комиссии.  Ведь  ГТД  не
создает хозяйственную операцию, а лишь отражает ее.  Правильно или
нет - это уже другой вопрос.
    Для подтверждения ваших выводов может быть уместным и  обраще-
ние  к такому принципу бухучета, закрепленному в Законе "О бухгал-
терском  учете и финансовой  отчетности в Украине" ( 996-14 ), как
превалирование  сущности над юридической  формой (надо же находить
в новом бухучете хоть что-то полезное!).  Поскольку по  сути  ввоз
был осуществлен в рамках договора комиссии,  а  юридически  из ГТД
следует ввоз по обыкновенному договору купли-продажи, то в бухуче-
те  исходя из принципа  превалирования  сущности  над  юридической
формой этот товар должен быть оприходован за балансом как  принад-
лежащий на праве собственности комитенту.  Аргумент,  конечно,  не
самый сильный,  но на судью,  безусловно,  разбирающегося  в новом
бухучете, заморский принцип может  произвести  впечатление.  Разу-
меется, если бы таможня не отказывалась  вносить  изменения в ГТД,
вы, несомненно, исправили бы указанную ошибку.  Но таможню, как  и
Родину, не выбирают...
    Защищая статус комиссии, можно ссылаться также на  постановле-
ние  арбитражной надзорной  коллегии ВАС от 19.02.97 г.  № 04-1/ХВ
5000/6-61-9/5.
    В нем сообщается о случае, когда при оформлении ГТД при  ввозе
товаров  в рамках договора поручения были допущены ошибки:  в  ГТД
указан неправильный номер контракта (!) и товар оприходован на ба-
лансе (счет 05), а не за балансом, как полагается. Арбитражный суд
справедливо  пришел  к  выводу,  что  нарушение,  допущенное   при
оформлении ГТД, не является основанием для наложения финсанкций  и
не изменяет характера сложившихся отношений как отношений в рамках
договора  поручения (об этом - см. "Деловую неделю" № 19/97, с. 30
вкладыша).{2}
    Подводя некоторый итог, отметим, что ситуация, в которую попа-
ло  ваше предприятие, выглядит очень  опасной.  Однако  ее  нельзя
назвать безнадежной.  Все-таки есть шанс убедить  проверяющих  или
доказать через арбитражный суд, что передача  оборудования  вашему
комитенту была произведена в  рамках  договора  комиссии.  Правда,
учитывая неурегулированность данного  вопроса  и  хорошо  предска-
зуемую  непредсказуемость  арбитража,  оценить  ваши  шансы мы  не
беремся.
    Но допустим, вам все-таки удалось доказать, что ввоз и переда-
ча  оборудования состоялись именно  в  рамках  договора  комиссии.
Тогда вас ждет новая неприятность: ссылаясь на п.  4.7  Закона  об
НДС ( 168/97-ВР ), налоговики могут потребовать обложить  передачу
оборудования комитенту НДСом по полной  стоимости.  Эту  опасность
анализировал  А. Павленко в  "Бухгалтере" №  20'99  на  с.  29-30.
Напомним, что согласно последнему абзацу п. 4.7 Закона об НДС пра-
вило о возникновении налоговых обязательств со всей стоимости  то-
вара при передаче товара от комиссионера комитенту не  распростра-
няется на операции по ввозу и вывозу товаров  в  рамках  договоров
комиссии. И при фискальном подходе налоговики могут заявить, что в
рассматриваемом случае комиссионер осуществляет операцию по прода-
же на территории Украины.
    Если такие заявления все-таки последуют, рекомендуем ссылаться
на  письмо ГНАУ от  02.08.2000 г. № 4388/6/16-0013 ( v4388225-00 )
{3}, в котором, в частности, сказано:
    "В случае ввоза импортных товаров из  Российской  Федерации  в
рамках  договора комиссии (с соответствующим подтверждением данных
о комиссионере и комитенте во ввозной ГТД) объектом обложения  НДС
по ставке 20 процентов для комиссионера является полученное комис-
сионное вознаграждение от комитента, поскольку  указанное  вознаг-
раждение  является платой за предоставленные услуги на  таможенной
территории Украины".
    Письмо, в принципе, правильно раскрывает суть данной операции,
и предложенный им механизм налогообложения  достаточно  гармонично
смотрится в сопоставлении с  правовым  регулированием комиссии  на
экспортную продажу. Напомним, что формально передача товара от ук-
раинского комитента украинскому  комиссионеру  для  реализации  на
экспорт тоже могла бы рассматриваться  как  операция,  подпадающая
под действие п. 4.7 Закона об НДС,-  ведь  она  осуществляется  на
территории Украины.  Однако еще до законодательного урегулирования
данного  вопроса  в Законе от 01.06.2000 г. № 1783-III ( 1783-14 )
(см. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 16-17) ГНАУ в письме от  16.06.2000
№ 8422/7/16-1321 ( v8422225-00 ) признавала нулевую ставку у коми-
тента {4} и соглашалась, что услуги комиссионера подлежат  обложе-
нию  НДС лишь в части комиссионного вознаграждения. Как видим, при
нашем подходе соблюдается налоговая симметрия между  комиссией  на
экспорт и комиссией на импорт.
    Видимо, ГНАУ все-таки толкует последний абзац п. 4.7 достаточ-
но широко  и правила, установленные пунктом  4.7,  не  распростра-
няются  на  операции  по  комиссии  на  импортную  покупку  и   на
экспортную продажу.
    Что касается налога на прибыль, то здесь ситуация всегда  была
благополучной.  Поскольку право собственности на  товар  к  комис-
сионеру не переходит, то передача товаров от комиссионера комитен-
ту не может считаться операцией по продаже товаров  (см.  п.  1.32
Закона О Прибыли), а значит, валовые доходы при этом не возникают.
Подробнее - см.  статью  Л. Карпова   в "Бухгалтере"  № 20'2000 на
с. 22.

    {1} Кстати, из п. 3 письма следует, что отсутствие у комитента
аккредитации  не является основанием для неуказания его в ГТД.
    {2} Похожее решение ВАС было принято и в случае, когда  в  ГТД
был "забит"  номер другого договора (см. "Вicник Вищого  арбiтраж-
ного суду Украєни" № 1/99, с. 118-119).
    {3} См.  "Бизнес"  ("Золотая   библиотека  налогоплательщика")
№ 43/2000, с. 166-167, "Бухгалтерскую газету" № 44'2000, с.  6,  и
"Тему" в следующем "Бухгалтере".
    {4} Еще до вступления в силу изменений к ст.8  Закона  об  НДC
ГНАУ в п. 1 письма от 16.06.2000 г. № 8422/7/16-1321 из п/п. 6.2.1
выводила, что "экспорт продукции с  привлечением  комиссионера  не
влияет на порядок определения  налоговых  обязательств.  Право  на
применение нулевой ставки НДС в данном случае имеет только  прода-
вец экспортоной продукции - ее собственник (комитент)".
    Сейчас это положение прямо закреплено в п. 8.4 Закона.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 21/00, стр. 20
[01.11.2000]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------