Закупка товаров у физических лиц

------------------------------------------------------------------

                                     Покупая у народа, что-нибудь,
                                           Про налоги - не забудь!

                                                (Афоризм редакции)

    В процессе хозяйственной деятельности предприятия очень  часто
возникают  операции,  связанные  с  закупкой  товарно-материальных
ценностей у физических лиц, как у частных предпринимателей, так  и
лиц, не являющихся таковыми.
    Как быть в случае, когда предприятие  приобретает  у  частного
предпринимателя-плательщика единого налога - физического  лица  за
наличные  средства продукцию сельского хозяйства? (спрашивает  нас
бухгалтер ДП "Панама") Как отражать в учете заготовку сырья у  фи-
зических лиц, нигде не зарегистрированных (В. В. Стахив, ППТ "Гид-
равлик", г. Одесса). Эти  и аналогичные вопросы все чаще поступают
в редакцию.  Учитывая интерес читателей к данной теме,  мы  решили
посвятить этому отдельную консультацию.

    Оформление и порядок расчетов при закупке ТМЦ

    В соответствии с п. 1 Порядка ведения кассовых операций в  на-
циональной  валюте в Украине, утвержденного постановлением Правле-
ния НБУ от 02.02.95  № 21 ( v0021500-95 ) в редакции постановления
Правления НБУ  от 13.10.97 г. № 334 ( z0530-97 ) с  изменениями  и
дополнениями  (далее  -  Порядок  №  334)  предприятия  и  частные
предприниматели  имеют право осуществлять расчеты между собой и  с
физическими лицами - гражданами как в наличной, так и в  безналич-
ной форме.
    Закупка продукции, в т. ч. и сельскохозяйственной у физических
лиц, как правило, осуществляется за  наличные средства.  Расчеты с
физическим  лицом  за  купленную  продукцию  могут  осуществляться
непосредственно  через  кассу  предприятия  или  через подотчетное
лицо.
    В случае приобретения ТМЦ у физических  лиц  предприятие  (или
подотчетное  лицо,  действующее  от имени  предприятия)  заключает
договор куплипродажи.
    В соответствии со ст. 42 гл. 3 Гражданского кодекса  (далее  -
ГК)  договора могут  заключаться  устно  или  в  письменной  форме
(простой или нотариальной).
    В договоре необходимо указать  паспортные  данные  физического
лица, у которого закупается продукция, его место жительства, коли-
чество и стоимость закупаемой продукции в разрезе наименований,  а
также обязательно идентификационный код физического лица.
    В случае  заключения устного договора в соответствии со ст. 43
ГК организация, которая оплатила товары или услуги,  должна  полу-
чить от второй стороны письменный документ, подтверждающий получе-
ние денег и основание их получения.
    Т. о. наличные расчеты с гражданами осуществляются на  основа-
нии учетно-расчетных документов, которые будут рассмотрены ниже.
    При расчетах наличными средствами  с  гражданами  через  кассу
предприятия  должны оформляться  приходные  и  расходные  кассовые
ордера (кассовые или товарные  чеки,  квитанции)  договора  купли-
продажи,  акты закупок, выполненных работ  (предоставления  услуг)
или другие документы, которые удостоверяют  факт  покупки  товара,
выполнение работы, предоставление услуг.
    Кроме того, при расчетах с физическими лицами  непосредственно
через кассу предприятия  нужно  учитывать,  что  наличные  расчеты
предприятий и частных предпринимателей  между  собой,  а  также  с
гражданами могут проводиться как за счет  средств,  полученных  из
банков, так и за счет выручки, полученной  от  реализации  товаров
(работ, услуг), и других кассовых поступлений (далее  -  выручка),
за исключением предприятий  и  частных  предпринимателей,  которые
имеют налоговую задолженность (п. 1 Порядка № 334).
    Сумма  платежа  наличными  средствами  предприятия   (частного
предпринимателя)  частному предпринимателю не должна  превышать  3
тыс. грн. в течение одного дня по одному или нескольким  платежным
документам.  При этом количество частных предпринимателей, с кото-
рыми проводятся расчеты, в течение дня не ограничивается.  Платежи
предприятия (частного  предпринимателя)  частному  предпринимателю
свыше  установленной  предельной  суммы  (3 тыс. грн.)  проводятся
исключительно в безналичном порядке.
    В  случаях  выдачи  наличных  средств  подотчетному  лицу  для
закупки продукции у физических лиц необходимо помнить, что в соот-
ветствии с п. 7 Порядка № 334 выдача наличных  средств  под  отчет
проводится  при условии полного  отчета  конкретного  подотчетного
лица по ранее выданным под отчет суммам.
    Лица, получившие наличные средства под отчет, обязаны  предос-
тавить  в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных (или по
каким-то  причинам  частично  или  полностью  не  израсходованных)
суммах в течение:
    - на закупку сельскохозяйственной продукции и  заготовку  вто-
ричного  сырья и металлолома - не познее 10 рабочих  дней  со  дня
выдачи наличных средств под отчет;
    - на все другие производственные (хозяйственные)  нужды  -  на
следующий рабочий день после выдачи ее под отчет.
    Если работнику под отчет одновременно выданы наличные средства
на командировку и для решения в этой командировке производственных
или хозяйственных  вопросов (в том числе  и  для закупки  сельско-
хозяйственной продукции и заготовки вторичного сырья или  металло-
лома),  то подотчетное  лицо, независимо от срока командировки,  в
течение трех рабочих дней после возвращения должно предоставить  в
бухгалтерию предприятия одновременно:
    - отчет о сумме, которая была выдана для  решения  производст-
венных (хозяйственных) вопросов;
    - авансовый отчет об израсходованных средствах непосредственно
на командировку.
    Возврат неиспользованных средств должен осуществляться  однов-
ременно с предоставлением авансовых отчетов.
    Остановимся на некоторых особенностях документального оформле-
ния операций по закупке продукции подотчетным лицом.
    В случае составления договора  купли-продажи  в  письменной  и
устной  форме работником от имени  предприятия  в  соответствии  с
нормами, вытекающими из гл. 4 ГК, работник  предприятия, осуществ-
ляющий  закупку товаров у физических лиц, должен быть  уполномочен 
предприятием действовать от его имени.
    Письменным  полномочием,  предоставляющим   работнику    право
действовать  от имени  предприятия  в соответствии  со ст. 64  ГК,
является доверенность.  При  этом доверенность  может  быть выдана
только на заключение договоров, которые не противоречат его уставу
(положению) или общему положению об организациях такого вида.
    Отметим, что договор не является документом, на основании  ко-
торого  приходуется товар на склад, он лишь подтверждает намерение
приобрести данный товар в указанном количестве по указанной цене и
в оговоренные сроки.  К договору необходимо  прилагать  документы,
подтверждающие получение (передачу) товара (например, акт  приема-
передачи), а также документы, подтверждающие получение денег физи-
ческим  лицом за проданную продукцию.  Таким документом может быть
расписка в получении денег. При ее составлении необходимо помнить,
что расписка в получении денег пишется собственноручно  физическим
лицом - продавцом ручкой  темного  цвета  с  указанием  полученной
суммы (гривен - прописью, копеек - цифрами).
    При заключении устного договора подотчетное лицо, осуществляю-
щее закупку  сельскохозяйственной  продукции  у  населения,  также
обязано предоставить документ, который заменяет собой накладную на
получение товара.
    Акт закупки не имеет утвержденной формы, по-этому на  практике
он  составляется в произвольной форме, с  обязательным  отражением
таких реквизитов:
    - фамилия, имя, отчество;
    - место жительства;
    - паспортные данные продавца - физического лица;
    - идентификационный код продавца - физического лица;
    - место заключения соглашения;
    - роспись физического лица в получении оплаты.

    (Примерный образец акта закупки приведен ниже).

    Таким образом, один документ подтверждает  и  передачу  товара
покупателю  физическим лицом, и получение денежных средств в упла-
ту, и фактически заменяет собой комплект документов описанных выше
(договор, расписка, акт).
    При сдаче авансового отчета в бухгалтерию  предприятия  подот-
четным лицом к нему нужно прилагать:

    - договор купли-продажи (с актом приема-передачи и распиской о
получении денег) или акт закупки;
    - справка местного совета  о  происхождении  продукции.  Такая
справка  дает право не облагать подоходным налогом выданные  суммы
за сельскохозяйственную продукцию, если они выращены в личном под-
собном хозяйстве (вопросы  обложения  закупок  подоходным  налогом
будут рассмотрены ниже);
    - заключение ветнадзора или, в определенных случаях,  санврача
о качестве продукции.

    После утверждения руководителем предприятия акта закупки,  за-
купленная продукция сдается на склад организации.


    Образец

    ______________________
    Наименование организации

                                     Утверждаю в сумме

                                     ______________________


                                     Руководитель предприятия

                                     ______________________

                          Акт закупки


    "_____"___________ 2000 г.       г.____________________


    Мной, _____________________________________________, действую-
                      (фамилия, имя, отчество)

щим на основании доверенности ____________________________________
                                    (реквизиты доверенности)

закуплены следующие товарно-материальные ценности (сельскохозяйст-
венные продукты) у физического лица

    ______________________________________________________________
                      (фамилия, имя, отчество)

паспорт серии _______ № __________ , выдан _______________________

19__ г. Идентификационный код физического лица ___________________

проживающего по адресу ___________________________________________


|---|------------|---------|------|----------|-----------|-------|
| № |Наименование| Единица | Сорт |Количество|Цена (грн.,| Сумма |
|п/п| продукции  |измерения|      |          | коп.)     | (грн.,|
|   |            |         |      |          |           | коп.) |
|---|------------|---------|------|----------|-----------|-------|
| 1 |     2      |    3    |  4   |    5     |     6     |   7   |
|---|------------|---------|------|----------|-----------|-------|
|   |            |         |      |          |           |       |
|---|------------|---------|------|----------|-----------|-------|
|   |            |         |      |          |           |       |
|---|------------|---------|------|----------|-----------|-------|
|   |       Итого|         |      |          |           |       |
|---|------------|---------|------|----------|-----------|-------|

    Сумма ________________________
              (прописью)

    Деньги получил: ______________
                     (подпись)

    Деньги уплатил: ______________
                      (подпись)


    Закупка ТМЦ у граждан

    Подоходный  налог  с граждан  удерживается  в  соответствии  с
Декретом  Кабинета  Министров Украины "О подоходном налоге с граж-
дан"  от  26 декабря  1992 г.  № 13-92 ( 13-92 ) с  изменениями  и
дополнениями (далее  -  Декрет  № 13-92).  Во  исполнение  Декрета
№  13-92  приказом  Главной  государственной  налоговой  инспекции
Украины от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ) с изменениями  и дополне-
ниями утверждена Инструкция о подоходном налоге с граждан (далее -
Инструкция № 12).
    В соответствии с п. 3 ст. 7 Декрета № 13-92 и п. 7.3  Инструк-
ции № 12  из  сумм  доходов,  получаемых  гражданами не  по  месту
основной работы  и гражданами, которые не имеют постоянного место-
жительства в Украине, налог удерживается по ставке 20 процентов.
    В соответствии со ст. 10 Декрета № 13-92 предприятия всех форм
собственности и частные предприниматели по окончанию каждого меся-
ца, но не позднее срока получения в учреждениях банков средств  на
выплату заработной платы обязаны перечислять в бюджет суммы начис-
ленного  и  удержанного подоходного  налога за прошедший месяц,  в
т. ч.  и  с физических  лиц,  не  являющихся  работниками  данного
предприятия, но получивших доходы на данном предприятии.
    Не удержанные  или  удержанные  неполностью суммы  подоходного
налога с таких граждан выплачиваются предприятиями за счет  собст-
венных средств (ст. 10 Декрета № 13-92).
    Особенности налогообложения доходов, получаемых гражданами  не
по  месту основной работы от предприятий всех форм  собственности,
и частных предпринимателей за выполнение разовых и  других  работ,
осуществляемых на основании договоров подряда и  других  договоров
гражданско-правового  характера,  регулируются  ст. 11-12  Декрета
№ 13-92 и п.п. 11-12 Инструкции № 12.
    Предприятиями всех форм собственности и частными  предпринима-
телями  при выплате ими в течение года  доходов  гражданам  не  по
месту основной работы не позднее чем через 30 дней  после  выплаты
направляется в налоговые органы по месту проживания граждан справ-
ка по форме № 2 о выплаченных суммах.
    Удержанные  суммы  налога  учитываются  налоговым  органом при 
проведении  ежегодных  налоговых расчетов по  доходам,  полученным  
из различных источников за налогооблагаемый период.
    Рассмотрим несколько  ситуаций,  которые  могут  возникнуть  у
предприятия  (частного предпринимателя) при  закупке  продукции  у
физического лица.

    Ситуация 1.

    Предприятие (частный предприниматель) приобрело товар у  физи-
ческого  лица.  Физическое лицо  получило  указанный товар  в счет
заработной  платы  и  впоследствии  реализовало  его   предприятию
(частному предпринимателю) по  цене  получения.  Подоходный  налог
удержан  с физического лица при выплате  заработной  платы  данным
товаром.
    Нужно ли удерживать  подоходный  налог  предприятию  (частному
предпринимателю) при закупке данного товара у физического лица?
    Нет, не нужно, поскольку в соответствии с  пп.  14.1.1  п.  14
Инструкции № 12  с целью  устранения  двойного налогообложения  в
источники выплаты доходов не удерживается налог с граждан, которые
подтверждают уплату авансовых платежей подоходного налога по месту
деятельности (проживания) в Украине наличием платежного поручения.
Кроме того, в соответствии с пп. 19.1.3 п. 19 физическое лицо обя-
зано  предъявить предприятию (частному предпринимателю) документы,
подтверждающие право на получение льготы.
    Т.о., средства, полученные  физическим  лицом  от  предприятия
(частного  предпринимателя) за реализованные товары, не облагаются
подоходным налогом при условии, что:

    - физическое лицо является гражданином  Украины  (основание  -
пп. 14.1.1 п. 14 Инструкции № 12);
    -  физическое лицо предъявило предприятию документы, подтверж-
дающие  право  на  получение  льгот (пп. 19.1.3  п. 19  Инструкции № 12).  Таким  документом может  служить  справка  с места  работы
физического лица о получении данного товара в счет  выплаты  зара-
ботной платы с указанием суммы удержанного подоходного налога.

    При этом  предприятие  (частный  предприниматель)  обязано  не
позднее  30 дней  после выплаты  дохода предоставить  в  налоговую
администрацию по месту проживания физического лица справку по фор-
ме № 2 о сумме выплаченного дохода без удержанного налога.

    Ситуация 2.

    Предприятие (частный предприниматель)  приобрело  рыбную  про-
дукцию  у физического лица.  Физическое лицо  является  работником
рыбного хозяйства и указанную продукцию получило в счет заработной
платы  и  впоследствии  товар  реализовало  предприятию  (частному
предпринимателю) по цене получения.
    Нужно ли удерживать  подоходный  налог  предприятию  (частному
предпринимателю) при закупке данного товара у физического лица?
    В соответствии  с пп. "р" п. 1 ст. 5  Декрета  № 13-92, доходы
работников сельскохозяйственных предприятий и рыбных хозяйств, не-
зависимо  от форм собственности и хозяйствования,  и  рыболовецких
колхозов, полученные  ими  натурой  (сельскохозяйственной,  рыбной
продукцией собственного производства указанных предприятий и  про-
дукцией ее переработки,  за  исключением  продукции,  определенной
Кабинетом Министров Украины), не включаются в совокупный налогооб-
лагаемый доход указанной категории граждан.  Исчисление  указанных
доходов проводится по ожидаемой себестоимости соответствующей про-
дукции. Т. о., с учетом действия пп. 14.1.1. п. 14 Инструкции № 12
в случаях предоставления физическим лицом справки с указанием мес-
та работы физического лица и  подтверждением  получения  указанной
продукции в счет заработной платы подоходный налог не  удерживает-
ся,  а предприятие (частный предприниматель) не  позднее  30  дней
после выплаты направляет в налоговую инспекцию по месту проживания
физического лица справку по форме № 2 о сумме выплаченного  дохода
без удержанного налога.

    Закупка сельскохозяйственной продукции у граждан

    В соответствии с пп. "э" п. 1 ст. 5 Декрета № 13-92 и  п.  5.7
Инструкции № 12 доходы граждан от  продажи  выращенной  в  личном
подсобном хозяйстве, на приусадебном,  дачном  и  садовом  участке
продукции растениеводства и пчеловодства, скота,  кролей,  нутрий,
птицы как в живом виде, так и продуктов их забоя в сыром виде и  в
виде  первичной  переработки,  не  включаются  в  налогооблагаемый
доход.
    О суммах выплат гражданам, которые имеют  постоянное  местожи-
тельство  в Украине, от продажи отмеченной продукции предприятиям,
учреждениям, организациям и физическим лицам - субъектам  предпри-
нимательской деятельности  направляется  налоговым  инспекциям  по
месту проживания граждан справка по форме № 2 без удержания  подо-
ходного налога.
    В случае покупки указанной продукции непосредственно по  месту
ее  выращивания (производства)  удержание  налога  покупателем  не
осуществляется  и  справка по форме 2  не направляется.  При  этом
покупка оформляется двухсторонним актом.
    В соответствии с разъяснениями, данными в письме Главной госу-
дарственной  налоговой  инспекции  Украины  "О некоторых  вопросах
налогообложения" от  04.12.95 г. № 10-214/10-5773 ( v5773225-95 ),
основанием для освобождения от  налогообложения  доходов  граждан,
предусмотренных  пп. "э" п. 1  ст. 5  Декрета  №  13-92,  является
справка местного совета.которая подтверждает происхождение продук-
ции.
    Т.о., в случае отсутствия у граждан указанной справки  доходы,
полученные  ими от продажи сельхозпродукции, облагаются налогом на
общих основаниях. Такой вывод содержится и в письме Высшего арбит-
ражного суда Украины "О практике  разрешения  отдельных  категорий
споров по материалам президиума Высшего арбитражного суда Украины"
от 04.02.2000 г. № 01-8/47 ( v8_47800-00 ).
    С доходов граждан, которые не имеют постоянного места  житель-
ства в Украине, от продажи указанной продукции в Украине предприя-
тия удерживают подоходный налог в  соответствии с п. 15 Инструкции № 12 по ставке 20 процентов.
    Т.е., если предприятие приобретает  сельскохозяйственную  про-
дукцию  у физического  лица  по акту  закупки,  и  физическое лицо
предоставило справку местного совета о происхождении продукции, но
при этом такое лицо нигде  не  прописано,  налог  удерживается  по
ставке 20 процентов.

    Закупка ТМЦ у частного предпринимателя

    Особенности обложения подоходным налогом частных  предпринима-
телей регулируется ст. 11-14 Декрета № 13-92 и п.п. 11-14 Инструк-
ции № 12.
    Как  отмечалось  выше,  в соответствии  с  пп.  14.1.1  п.  14
Инструкции № 12 предприятия и частные предприниматели при выплате
ими в течение года доходов гражданам, в т. ч. и частным предприни-
мателям, не позднее чем через 30 дней после выплаты,  сообщают  об
этом налоговым органам по месту  проживания  граждан  справкой  по
форме № 2.
    С целью устранения фактов двойного  налогообложения  по  месту
выплаты  доходов не удерживается налог с частных предпринимателей,
которые подтвердили это оригиналом свидетельства о государственной
регистрации и платежным поручением или патентом налоговой  инспек-
ции об уплате авансовых платежей подоходного налога.
    Если налог не удерживался, то согласно п. 12 Инструкции № 12 в
справке по форме № 2 следует указать номер свидетельства и платеж-
ного сообщения (патента), дату их выдачи  и  название  учреждения,
которое их выдало.
    Справка по форме № 2 направляется в налоговую администрацию по
месту  деятельности (проживания) частного предпринимателя о выпла-
ченных суммах без удержанного налога.
    В случае если частные предприниматели при заключении договоров
не  предъявляют платежного сообщения (патента) и  свидетельства  о
регистрации предпринимательской деятельности, с  доходов,  которые
им выплачиваются, предприятия удерживают подоходный налог по став-
ке 20 процентов.
    С целью избежания недоразумений при проверках Налоговой  адми-
нистрацией,  целесообразно оставлять у  себя  копии  предъявленных
частным предпринимателем документов, кроме этого рекомендуем также
делать  ксерокопии  с  документов,  подтверждающих  уплату   таким
частным предпринимателем подоходного налога.
    Остановимся на операциях по приобретению ТМЦ в магазине,  при-
надлежащем  частному предпринимателю.  На страницах нашего журнала
("Главбух" № 6(56)/2000, стр. 39) был опубликован ответ на  данный
вопрос специалистов ГНА г.  Киева, в котором они рекомендуют  пре-
доставлять в Государственную налоговую  администрацию  справку  по
форме № 2 и прилагать копии документов к актам закупки,  договорам
и т.д.
    Такие консультации не единичны, и налоговые органы будут  при-
нимать их как руководство к действию, а, следовательно,  предприя-
тиям  необходимо  быть готовыми  к предстоящим  конфликтам  и,  по
возможности, пытаться их избежать.
    Рассмотрим ситуации, которые могут возникнуть при закупке про-
дукции у частного предпринимателя.

    Ситуация 1.

    Работник предприятия приобрел канцтовары в магазине. К авансо-
вому  отчету приложил кассовый чек. При утверждении авансового от-
чета главный бухгалтер обнаружил, что канцтовары приобретены в ма-
газине частного предпринимателя.  Как быть с  подоходным  налогом?
Нужно ли предприятию начислять подоходный налог?
    Поскольку выплата дохода частному предпринимателю уже свершив-
шийся  факт,  удержать  подоходный  налог  с  предпринимателя  нет
возможности.  Учитывая, что подоходный  налог  не  удерживается  с
частных  предпринимателей, предоставивших оригинал свидетельства о
государственной регистрации и платежные сообщения или патент нало-
говой инспекции об уплате авансовых платежей  подоходного  налога,
необходимо  обратиться  к  частному  предпринимателю  с  просьбой
предоставить предприятию такие документы (с  указанных  документов
рекомендуем снять ксерокопии).
    Предприятие направляет справку по форме № 2 о выплаченных сум-
мах без удержанного налога налоговым органам по месту деятельности
(проживания)  частного  предпринимателя  в течение  30 дней  после
факта закупки канцтоваров. В справке  указывается номер свидетель-
ства  и платежного сообщения (патента), дата их выдачи и  название
учреждения, которое их выдало.
    Если у предприятия не будет указанных документов  (копий),  то
канцтовары  обойдутся ему на 20 % дороже, поскольку в соответствии
со ст. 10 Декрета № 13-92 неудержанные или удержанные не полностью
суммы подоходного налога с граждан выплачиваются предприятиями  за
счет собственных средств.

    Ситуация 2.

    Предприятие приобрело продукцию у частного  предпринимателя  -
плательщика единого налога.
    Частные предприниматели - плательщики единого налога  в  соот-
ветствии с  п. 6 Указа Президента Украины "Об  упрощенной  системе
налогообложения, учета и отчетности субъектов  малого предпринима-
тельства" от 28.06.99 № 746/99 ( 746/99 ) не являются плательщика-
ми налога на доходы физических лиц. {1}
    Поскольку  в соответствии с п.  14  Инструкции № 12  налог  с
частных предпринимателей не удерживается только при предоставлении
оригинала свидетельства о государственной регистрации и платежного
сообщения или патента  налоговой  инспекции  об  уплате  авансовых
платежей  по подоходному налогу, а в данном случае платежное сооб-
щение  (патент) об  уплате  авансовых  платежей  отсутствует,  то,
следовательно,  необходимо  удерживать  и  перечислять  подоходный
налог?
    В таких случаях, документом, предоставляющим право не  удержи-
вать подоходный налог с частного предпринимателя будет  Свидетель-
ство  об уплате единого налога и Свидетельство  о  государственной
регистрации предпринимателя как субъекта предпринимательской  дея-
тельности (копии остаются на предприятии).
    Во всяком случает рекомендуем  предприятиям  требовать  именно
эти документы, дабы избежать конфликтов и штрафов.

    Ситуация 3.

    Предприятие (частный предприниматель)  приобретает  сельскохо-
зяйственную  продукцию у частного  предпринимателя  -  плательщика
единого налога. Нужно ли удерживать подоходный налог?
    Ситуация аналогична описанной выше.
    Предприятие (частный предприниматель)  направляет  справку  по
форме № 2 о  выплаченных суммах без удержанного  налога  налоговым
органам по месту деятельности (проживания) частного предпринимате-
ля  в течение 30 дней  после  факта  закупки  сельскохозяйственной
продукции.  В справке указывается номер  Свидетельство  об  уплате
единого налога и Свидетельства о государственной регистрации пред-
принимателя как субъекта предпринимательской  деятельности  (копии
остаются на предприятии).
    Если у предприятия (частного предпринимателя) не будет указан-
ных документов (копий), то сельскохозяйственная продукция обойдет-
ся ему на 20 % дороже, согласно ст. 10 Декрета № 13-92.

    Особенности заполнения справок по подоходному налогу

    В соответствии с изменениями в  Инструкции № 12,  внесенными
приказом   Государственной  налоговой  администрации  Украины   от
25.12.98 г. № 650 "О внесении изменений к Инструкции о  подоходном
налоге с граждан" ( z0072-98 ) в справке по  форме  № 2 необходимо
указывать идентификационный код физического лица.
    В случае отсутствия его  идентификационного  кода  разрешается
использовать паспортные данные продавца - физического лица (п. 5.7
Инструкции № 12).
    Если налог не удерживался, то согласно п. 14 Инструкции № 12 в
справке по форме № 2 следует отметить номер  документа,  подтверж-
дающего право не удерживать подоходный налог.
    И отдельно обращаем внимание читателей, что в  соответствии  с
Разъяснениями  "Относительно заполнения справки по  форме  №  8ДР,
утвержденной приказом  ГНА Украины  от 30.12.97 № 473 ( z0026-98 )
(в редакции приказа ГНА Украины от 06.01.99 г. № 10  ( z0163-99 ))
и зарегистрированной в Министерстве юстиции  Украины  15.03.99  г.
под  № 163/3456",  предоставленных письмом "О  разъяснении относи-
тельно заполнения справок по форме № 8ДР" от 07.04.99 г. № 5265/7/
29-0119 ( v5265225-99 )  при закупке  товаров у предпринимателя  в
налоговую  администрацию предоставляется справка по форме № 8ДР  с
признаком дохода "05" (Комиссионный доход) и  проставлением  нулей
в графе 4 (в случае если подоходный налог не удерживался).
    Не совсем понятны такие разъяснения, поскольку в  соответствии
с  пп. 2.1 п. 2 Порядка заполнения и  предоставления  юридическими
лицами всех форм собственности и физическими лицами  -  субъектами
предпринимательской деятельности справки по ф. № 8ДР, утвержденно-
го приказом Государственной  налоговой  администрации  Украины  от 30.12.97 г. № 473 (в редакции приказа ГНА Украины от 06.01.99 г. № 10)  справка  по ф. № 8ДР заполняется  на всех  физических  лиц,
находящихся  в  трудовых отношениях  с  предприятием  или  частным
предпринимателем, а также на учредителей  (граждан)  хозяйственных
обществ.
    Одновременно  теми же  разъяснениями  оговаривается,  что  при
осуществлении выплат  физическим лицам  согласно  договорам купли-
продажи (в т. ч. и устным) заносить  в реквизит  справки  по форме
№  8ДР  "Работало  по совместительству"  такие  выплаты  не  нужно
(п. 10).
    Таким образом, предприятие обязано отразить в справке по форме
№ 8ДР только выплаты дохода частному предпринимателю как в  налич-
ной, так и в безналичной форме.

    Ответственность предприятия

    В соответствии  с п. 5 ст. 21  Декрета № 13-92 и п. 11  ст. 10
Закона  Украины "О государственной налоговой службе в Украине"  от
04.12.90 г.  № 509-XII ( 509-12 )  с  изменениями  и  дополнениями
государственным налоговым  органам  предоставлено  право  налагать
административные  штрафы на руководителей и других  служебных  лиц
предприятий, учреждений, организаций, выплачивающих доходы за:
    - неудержание подоходного налога;
    - неперечисление подоходного налога в бюджет;
    - несообщение или  несвоевременное  сообщение  государственным
налоговым  инспекциям по установленной форме о доходах граждан;

    в размере:
    - трех необлагаемых  налогом  минимумов  доходов  граждан  (51
грн.);
    - пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (85)  за
те же  действия, совершенные должностным лицом повторно в  течение
года.

    Согласно ст. 4 Декрета Кабинета Министров Украины "О взыскании
не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" от 21.01.93 г.
№ 8-93 ( 8-93 )  с  изменениями  и  дополнениями  после  истечения
установленных сроков уплаты соответствующих  платежей  невнесенная
сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.  Пеня
на  доначисленные суммы налога начисляется в соответствии с  п.  6
ст. 21  Декрета № 13-92  в размере  двойной учетной  ставки НБУ от
суммы недоимки.
    В заключение хотим отметить, что в соответствии с письмом ГНАУ
"О некоторых вопросах обложения подоходным налогом  доходов  граж-
дан"  от 06.12.96 г. № 17-0114/10-1336 ( v1336225-96 )  в  случаях
если при проверке налоговыми органами выяснится, что гражданин  по
указанному в справке по форме № 2  адресу не проживает, а соответ-
ствующие реквизиты были внесены  в  нее  на  основании  паспортных
данных,  предъявленных  этим  гражданином   торговой  организации,
ответственность за  это она не несет  и  подоходный налог и пеня в
этих  случаях  не  начисляются,  а  налоговой службой  принимаются
необходимые меры по выявлению таких граждан.

    Бухгалтерский учет

    В бухгалтерском учете данные операции отражаются в  соответст-
вии  с требованиями Закона Украины "О бухгалтерском учете и финан-
совой  отчетности  в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХIV ( 996-14 ),
Положений  (стандартов)  бухгалтерского  учета  (далее  -  ПБУ)  и
Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов,
капитала,  обязательств  и  хозяйственных  операций предприятий  и
организаций, утвержденной приказом Министерства  финансов  Украины
от 30 ноября 1999 года № 291( z0893-99 ).
    Обращаем внимание читателей, что в соответствии с ПБУ 9 "Запа-
сы" в себестоимость продукции включаются суммы  непрямых  налогов,
которые не  возмещаются  предприятию.  Подоходный  налог  является
непрямым налогом  и  в случае  если предприятие  не удержало его с
физического лица, а доначислило согласно ст. 10 Декрета  №  13-92,
то  в соответствии с ПБУ 9 сумма такого налога включается в себес-
тоимость продукции, а не относится, как ранее, в  дебет  счета  81
"Использование прибыли".
    Приведем типовые проводки по отражению в  бухгалтерском  учете
операций по закупке ТМЦ у физического лица.

|---|----------------------|------------------|------------------|
| № |                      | По старому плану |  По новому плану |
|п/п| Содержание операции  |     счетов       |       счетов     |
|   |                      |---------|--------|---------|--------|
|   |                      |   Д-т   |   К-т  |   Д-т   |   К-т  |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
|             Покупка с оплатой через кассу предприятия          |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
| 1 |Оприходована продукция|         |        |         |        |
|   |на основании договора | 05, 41  |   60   | 20, 28  |  631   |
|   |купли-продажи или акта|  и др.  |        |  и др.  |        |
|   |закупки               |         |        |         |        |
|   |----------------------|---------|--------|---------|--------|
|   |Отражен НДС, если фи- |         |        |         |        |
|   |зическое лицо - пла-  | 68/ндс  |   60   | 641/ндс |  631   |
|   |тельщик НДС           |         |        |         |        |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
| 2 |Оплачена продукция че-|    60   |   50   |   631   |   301  |
|   |рез кассу предприятия |         |        |         |        |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
| 3 |В случаях удержания   |    60   |  68/пн |   631   | 341/пн |
|   |подоходного налога    |         |        |         |        |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
|             Закупка продукции через подотчетных лиц            |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
| 1 |Выданы суммы под отчет|    71   |   50   |   372   |   301  |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
| 2 |Оприходована продукция|         |        |         |        |
|   |на основании авансово-|   60*   |   71   |   631   |   372  |
|   |го отчета и договора  | 05, 41 и|   60   | 20, 28 и|   631  |
|   |купли-продажи или акта|   др.   |        |   др.   |        |
|   |закупки               |         |        |         |        |
|   |----------------------|---------|--------|---------|--------|
|   |Отражен НДС, если фи- |         |        |         |        |
|   |зическое лицо - пла-  |  68/ндс |   60   | 641/ндс |   631  |
|   |тельщик НДС           |         |        |         |        |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|
| 3 |Начислен подоходный   | 05, 41 и|        | 20, 28 и|        |
|   |налог за счет средств |  др.    |  68/пн |   др.   | 641/пн |
|   |предприятия           |         |        |         |        |
|---|----------------------|---------|--------|---------|--------|

___________________________

    * счет 60  (631)  ведется  в разрезе  аналитического  учета по        
физическим лицам, что облегчает в дальнейшем заполнение отчетности.

    В заключение - о НДС

    В соответствии с п. 11.20 Закона Украины ст. 11 "О  налоге  на
добавленную  стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) с
изменениями и дополнениями изменениями до 01.01.2004 г. в случаях,
когда налогоплательщик осуществляет операции по продаже сельскохо-
зяйственной продукции и продуктов ее переработки лицам, которые не
зарегистрированы как плательщики  НДС,  при  условии  приобретения
(заготовки) этой продукции у физических лиц, не плательщиков  НДС,
объектом обложения является торговая наценка (надбавка).

    Пример.

    Предприятие А закупило у физического лица сельскохозяйственную
продукцию  (овощи) в количестве 6 т, на сумму 3000 грн., без  НДС,
которые были реализованы:

    -   розничной торговле 3 т, на сумму 3000 грн., в т. ч. НДС;
    - оптом (юридическому лицу - плательщику НДС)  3 т,  на  сумму
2400 грн., в т. ч. НДС.

    Отражение данных операций в учете

|---|-------------------|----------------|----------------|------|
| № |                   |По старому плану| По новому плану|Сумма,|
|п/п|Содержание операции|    счетов      |      счетов    | грн  |
|   |                   |--------|-------|--------|-------|      |
|   |                   |   Д-т  |  К-т  |   Д-т  |  К-т  |      |
|---|-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
| 1 |Оприходована про-  |  41/1  |  60   |  281   |  631  | 3000 |
|   |дукция на склад    |        |       |        |       |      |
|---|-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
| 2 |Передано в рознич- |  41/2  | 41/1  |  282   |  281  | 1500 |
|   |ную торговлю       |        |       |        |       |      |
|---|-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Начислена торговая |        |       |        |       |      |
| 3 |надбавка - 1500    |  41/2  |  42   |  282   |  285  | 1500 |
|   |грн., в т. ч. НДС -|        |       |        |       |      |
|   |250 грн.           |        |       |        |       |      |
|---|-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
| 4 |Реализован товар в |        |       |        |       |      |
|   |розничной сети на  |   50   | 46/1  |  301   |  702  | 3000 |
|   |сумму 3000 грн., в |        |       |        |       |      |
|   |т. ч. НДС - 250 грн|        |       |        |       |      |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Отражен НДС        |  46/1  | 68/ндс|  702   |641/нд |  250 |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Отражена сумма тор-|        |       |        |       |      |
|   |говых надбавок, от-|        |       |        |       |      |
|   |носящихся к реали- |        |       |        |       |      |
|   |зованному товару,  |   42   |  41/2 |  285   |  282  | 1500 |
|   |по расчету реализа-|        |       |        |       |      |
|   |ции торгового нало-|        |       |        |       |      |
|   |жения              |        |       |        |       |      |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Списана себестои-  |        |       |        |       |      |
|   |мость товаров (в   |        |       |        |       |      |
|   |бухгалтерском учете|        |       |        |       |      |
|   |себестоимость това-|  46/2  | 41/2  |  902   |  282  | 1500 |
|   |ров определяется в |        |       |        |       |      |
|   |соответствии с     |        |       |        |       |      |
|   |ПБУ 9)             |        |       |        |       |      |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Списано на финансо-|  46/1  |  80   |  791   |  902  | 1500 |
|   |вый результат      |   80   | 46/2  |  702   |  791  | 2750 |
|---|-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
| 5 |Отгрузка продукции |   62   | 46/1  |  361   |  702  | 2400 |
|   |оптовым покупателям|        |       |        |       |      |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Отражен НДС        |  46/1  | 68/ндс|  702   |641/ндс| 400  |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Списана себестои-  |        |       |        |       |      |
|   |мость товаров (в   |        |       |        |       |      |
|   |бухгалтерском учете|        |       |        |       |      |
|   |себестоимость това-|  46/2  | 41/1  |  902   |  281  | 1500 |
|   |ров определяется в |        |       |        |       |      |
|   |соответствии с     |        |       |        |       |      |
|   |ПБУ 9)             |        |       |        |       |      |
|   |-------------------|--------|-------|--------|-------|------|
|   |Списано на финансо-|  46/1  |  80   |  791   |  902  | 1500 |
|   |вый результат      |   80   |  46/2 |  702   |  791  | 2000 |
|---|-------------------|--------|-------|--------|-------|------|

    При подготовке консультации были использованы следующие норма-
тивные документы:

    1. Гражданский кодекс Украины.
    2.  Закон  Украины  "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-XII с изменениями и дополнениями.
    3. Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную  стоимость"  от
03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
    4. Декрет Кабинета Министров Украины "О  подоходном  налоге  с
граждан" от 26 декабря 1992 № 13-92 с изменениями и дополнениями.
    5. Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная при-
казом  Главной  государственной  налоговой  инспекции  Украины  от
21.04.93 № 12 с изменениями и дополнениями.
    6. Приказ Государственной налоговой администрации  Украины  от
25.12.98 г. № 650 "О внесении изменений к Инструкции о  подоходном
налоге с граждан".
    7. Разъяснения относительно заполнения справки по форме № 8ДР,
утвержденные приказом ГНА Украины от 30.12.97 г. № 473 (в редакции
приказа ГНА Украины от 06.01.99 г. № 10)  и  зарегистрированные  в
Министерстве  юстиции Украины 15.03.99  под № 163/3456.
    8. Порядок заполнения  и  предоставления  юридическими  лицами
всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпри-
нимательской деятельности справки по ф. № 8ДР, утвержденный   при-
казом Государственной налоговой администрации Украины от 30.12.97 г. № 473 (в редакции приказа ГНА Украины от 06.01.99 г. № 10).
    9. Положения (стандарты) бухгалтерского учета.
    10. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского  учета
активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприя-
тий и организаций,  утвержденная  приказом  Министерства  финансов
Украины от 30.11.99 г. № 291.
    11. Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте  в
Украине, утвержденный постановлением Правления НБУ от 02.02.95 г. № 21  в редакции  постановления Правления НБУ от 13.10.97 г. № 334
с изменениями и дополнениями.


    {1} Плательщик фиксированного и единого налога не освобождает-
ся от обязательств по начислению, удержанию  и перечислению в бюд-
жет подоходного налога с доходов, выплачиваемых наемным работникам
(лицам, которые пребывают с ним в трудовых отношениях, или  членам
его семьи, которые участвуют в предпринимательской деятельности).


------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 13/00, стр. 24
[01.04.2000]
Татьяна Крысенко 
начальник отдела консультаций
------------------------------------------------------------------