Твори добро на всей земле. Твори добро другим во благо

------------------------------------------------------------------

    I. О пользе благотворительности

    В цивилизованном мире, как известно,  благотворительность  яв-
ляется  распространенной формой легального налогоизбегания. В США,
например, многие крупные компании имеют при себе благотворительные
фонды (а  то  и сами  контролируются  ими),  чтобы  "сливать" туда
лишнюю прибыль.
    Нам, конечно, до Америки еще  далеко.  В  Украине  аналогичная
система только складывается.  Но некоторые  более-менее  легальные
"благотворительные" маневры возможны и у нас.
    На сегодняшний день можно, выделить  несколько законодательных
блоков, которые "работают" на благотворительную деятельность.
    Во-первых, сформировалось наконец законодательство, определяю-
щее  статус  благотворительных  организаций. Это тот блок, который
опирается  на Закон  "О  благотворительности  и  благотворительных
организациях" ( 531/97-ВР ).  Его  нельзя  сбрасывать  со  счетов,
поскольку нарушение требований Закона или  других  законодательных
актов благотворительности может повлечь исключение такой организа-
ции из Реестра неприбыльных организаций  и  лишение  ее  налоговых
льгот {1}. Кстати, существующие требования и ограничения в отноше-
нии благотворительных организаций мы попытаемся  систематизировать
далее.
    Во-вторых, действует Закон "О  налогообложении  прибыли  пред-
приятий" ( 283/97-ВР ), согласно которому (п/п. 5.2.2) деньги  или
имущество,  добровольно  переданные  неприбыльным  организациям (в
число  которых  входят и  благотворительные  фонды), включаются  в
валовые затраты плательщика в пределах четырех  процентов  налого-
облагаемой прибыли предыдущего отчетного квартала.
    Что  касается  самбй благотворительной организации, то она  не
увеличивает валовые доходы на суммы денежных средств или стоимость
имущества, поступающие ей бесплатно, в виде безвозвратной финансо-
вой помощи или добровольных пожертвований (п/п. 7.11.2).
    В-третьих, согласно п/п. 5.7.21 Закона "О налоге на  добавлен-
ную стоимость"  освобождаются  от  НДС  товары  (работы,  услуги),
бесплатно  предоставляемые благотворительным организациям, которые
соответствуют требованиям Закона О Прибыли. Пожертвование денежных
средств, само собой, не является объектом обложения НДС.
    Правда,  обложению  НДС  подлежат  операции  по предоставлению
благотворительной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых
акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных  активов  и  товаров
(работ, услуг), предназначенных для использования  в  предпринима-
тельской деятельности, перечень которых определяется Кабмином (тот
же п/п. 5,1.21).  Впрочем, обещанный перечень до сих пор не разра-
ботан и остается лишь потенциальной угрозой.
    В-четвертых, недавние изменения в Декрете "О подоходном налоге
с граждан" {2}  определили  условия  освобождения  от  подоходного
налога граждан - получателей благотворительной помощи.  Среди наз-
ванных  в  Декрете  льготируемых  направлений  благотворительности
особое наше внимание должны привлечь два:
    - целевая благотворительная помощь, направляемая  на  лечение,
образование, научные  исследования,  любительский  спорт  и  т. п.
Обращаем внимание:  такая  помощь  осуществляется  не  посредством
дарения денег, а путем оплаты благотворительной организацией  рас-
ходов  гражданина, необходимых для лечения, научных исследований и
т. п., в пользу продавцов товаров (работ, услуг);
    - нецелевая благотворительная помощь для лиц,  доходы  которых
ниже  прожиточного  минимума. Ее назначение - восполнить до уровня
прожиточного, минимума доходы пенсионеров, инвалидов,  детей-сирот
и  других социально  незащищенных  слоев  населения.  В 2000  году
прожиточный  минимум  в Украине составлял  216,56-297,29 грн. {3}.
Таким  образом, в виде  благотворительной  помощи ежемесячно можно
перечислять гривень 150-200 из расчета на одного пенсионера.
    При этом обе названные подоходные льготы сопряжены с  освобож-
дением от уплаты сборов на обязательное  пенсионное  и  социальное
страхование (п. 2 ст. 5 Декрета), что в совокупности  дает  весьма
ощутимую экономию на налогах.
    А  теперь  попытаемся  построить  модель  движения зарплаты от
предприятия к работнику в обход налогов с использованием благотво-
рительной  схемы.  На  ум приходят дваварианта - в соответствии  с
двумя вышеназванными направлениями благотворительности.
    1. Схема выглядит приблизительно  так.  Некие  круги,  близкие
предприятию, учреждают благотворительный фонд  {4}  или  договари-
ваются  с уже  существующим.  Последний  приступает  к  реализации
разнообразных программ помощи работникам предприятия и  членам  их
семей: оплачивает лечение, медицинское страхование, обучение детей
в музыкальных школах, посещение  спортивных  секций,  приобретение
спортинвентаря работниками предприятия и т.п.
    Предприятие  вносит  пожертвования  под эти программы, а  фонд
использует их по  целевому  назначению.

    |-----------|        Деньги        |-----------------|
    |Предприятие|______________________|Благотворительный|
    |-----------|                      |      фонд       |
                                       |--------|--------|
                                                |
                                        Деньги  |
                                                |
    |--------|                      |-----------|------------|
    |Работник|______________________|Продавец товаров (услуг)|
    |--------|                      |------------------------|
                  Товары (услуги)


    2. У многих  работников есть родители-пенсионеры, чьей  пенсии
далеко до прожиточного минимума. Ничто не мешает работнику привес-
ти своих стариков в фонд, где те напишут заявление о  предоставле-
нии  каждому  из них  нецелевой  благотворительной  помощи.  Затем
фонд откроет соответствующую программу, аккумулирует пожертвования
предприятия  и предоставит пенсионерам  благотворительную  помощь.
Эта схема выглядит еще проще:


   |-----------|      Деньги       |----------------------|
   |Предприятие|___________________|Благотворительный фонд|
   |-----------|                   |----------|-----------|
                                              |
                                      Деньги  |
                                              |
                                         |----|----|
                                         |Пенсионер|
                                         |---------|

    Экономический эффект от предложенных схем рассчитать достаточ-
но просто. Для удобства представим себе,  что работнику ежемесячно
начисляется 200 грн. зарплаты на руки, а еще 100 ему оформляются в
виде либо той же зарплаты, либо оплаты услуг пли добавки к  пенсии
родителей.
    Как это отразится на налогообложении  предприятия  и работника
в каждом случае - показано в виде сравнительной таблицы:

|--------|----------------------------|--------------------------|
|        |     Налоги предприятия     |     Налоги  работника    |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
|        |Уменьшение|Пенсион-|Социаль-|Подоход-|Пенсион-|Социаль-|
|        |налога на |ное     |ное     |ный     |ное     |ное     |
|        |прибыль   |страхо- |страхо- |налог   |страхо- |страхо- |
|        |          |вание   |вание   |        |вание   |вание   |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
|В виде  | - 41,25 *|   32   |  5,5   |   20   |    2   |   0,5  |
|зарплаты|          |        |        |        |        |        |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
|В виде  |          |        |        |        |        |        |
|благо-  | от - 30  |        |        |        |        |        |
|твори-  | до О **  |   0    |   0    |   0    |    0   |    0   |
|тельной |          |        |        |        |        |        |
|помощи  |          |        |        |        |        |        |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
_______________________

    * 41,25 грн. - уменьшение (на что и  указывает  минус)  налога
на прибыль за счет включения в валовые затраты заработной платы  и
начислений: (100 + 32 + 5,5) x 30% = 41,25.
    ** В зависимости от того, в какой части  впишутся  благотвори-
тельные пожертвования предприятия в 4% прибыли предыдущего кварта-
ла.

    Несложно подсчитать, что даже если у предприятия окажется  не-
достаточно  прибыли, чтобы отнести благотворительные пожертвования
на валовые затраты, все равно на подоходном налоге  плюс  начисле-
ниях на зарплату оно сэкономит.
    Справедливости ради отметим, что  благотворительность  -  дело
как минимум хлопотное.  В этом можно будет убедиться,  читая  чуть
дальше. Не всегда описанные выше схемы можно поставить "на поток":
во-первых, мешают ограничения относительно видов целевой благотво-
рительной помощи, а во-вторых, не дают особенно разгуляться разме-
ры той нецелевой помощи, которая не облагается подоходным налогом.
    И все же благотворительности вполне по силам занять определен-
ную нишу среди способов цивилизованного налогоизбегания.

    II.  Не всё коту масленица, или Памятка для начинающих мецена-
тов

    Чтобы полноправно участвовать в  представленных  выше  схемах,
благотворительным фондам надо соблюдать ряд требований и ограниче-
ний, содержащихся:
    - в Законе "О благотворительности и благотворительных  органи-
зациях" (далее - Закон); "
    - в Законе О Прибыли;
    - в Законе об НДС;
    - в Декрете "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет).

    Ниже мы попытаемся вобщих чертахсистематизировать эти требова-
ния и ограничения.  Отметим, что некоторые из них, зафиксированные
в трех  последних актах,  представляют  собой  собственно  условия
получения налоговых льгот.  То есть благотворительная организация,
в принципе, не потеряет своего статуса, если не  будет  их  соблю-
дать,  но тогда применение тех или иных льгот  по  налогам  станет
невозможным.

    1. О регистрации в органах налоговой службы

    Благотворительные  организации  обязаны  зарегистрироваться  в
органах налоговой  службы в  качестве  неприбыльных  (п/п. 7.11.10
Закона О Прибыли, п/п. 5.1,21 Закона об  НДС, п. 3 ст. 5 Декрета).
Порядок регистрации определен приказом ГНАУ  от 11.07.97 г.  № 232
( z0291-97 ).

    2. О содержании учредительных документов

    Учредительные документы неприбыльных организаций должны содер-
жать  исчерпывающий  перечень видов  их деятельности (п/п. 7.11.13
Закона  О Прибыли).  Там  должны  быть  зафиксированы  обязанность
периодического, но не реже одного раза в  год обнародования полных
отчетов об источниках привлечения денежных средств (имущества) для
осуществления  благотворительной  деятельности  и направлениях  их
использования,  а также  обязанность  представления  таких отчетов
любому благотворителю такой благотворительной организации  по  его
запросу (п. 3 ст. 5 Декрета).

    3. О видах деятельности

    Благотворительная организация  не  должна принимать прямое или
косвенное участие в выборах или рекламировании какой-либо  полити-
ческой  партии  (партийного  блока,  объединения)  или  отдельного
физического  лица  на какие-либо  выборные  должности (п. 3  ст. 5
Декрета - для целей этого же Декрета),

    4. О поступлении и расходовании денежных средств

    Источником формирования имущества и денежных средств благотво-
рительной  организации  не могут  быть кредиты. Имущество и деньги
благотворительной  организации  не  могут  быть  предметом  залога
(ст. 19 Закона).
    Поступления или активы благотворительной организации не  могут
использоваться  для  получений  выгод  или преимуществ  каким-либо
физическим или юридическим лицом, кроме получения выгод  получате-
лями благотворительной помощи (п. 3 ст. 5 Декрета - для целей  его
же).
    Поступления от финансовой деятельности благотворительной орга-
низации  направляются исключительно на благотворительность и обес-
печение хозяйственной деятельности в размерах и  порядке,  предус-
мотренных ст. 21 Закона.
    Благотворительная организация должна расходовать свои денежные
средства, поступившие в пользу определенного получателя  благотво-
рительной помощи, по целевому назначению (ст. 12  Декрета).  Более
того,  благотворительная организация должна следить за  надлежащим
использованием целевой благотворительной  помощи  ее,  получателем
(п/п."i" п. 2 ст. 5 и ст. 12 Декрета).
    На финансирование благотворительных программ должна  использо-
ваться вся сумма, поступившая за финансовый год от  предприятий  и
организаций, находящихся в собственности благотворительной органи-
зации, за исключением административно-хозяйственных расходов, свя-
занных  с  функционированием  благотворительной  организации.  При
реализации долгосрочной программы деньги используются в соответст-
вии со сроками, определенными данной программой (ст. 15 Закона).
    Желательно в течение года (и квартала, следующего за  отчетным
годом)  истратить все поступившие пожертвования, чтобы не  платить
налог с нераспределенной прибыли  согласно  п/п. 7.11.9  Закона  О
Прибыли.  Подробнее  о проблемах,  связанных  с применением  этого
подпункта,- см. "Бухгалтер" № 12'99, с. 31.
    Учредители и работники благотворительной организации не  имеют
права получать материальные преимущества и дополнительные денежные
средства в связи со своим положением в  данной  организации, кроме
предусмотренных ст. 14  Закона.  Доходы или имущество неприбыльных
организаций не подлежат распределению между  их  учредителями  или
участниками  и не  могут  использоваться  для  выгоды  какого-либо
отдельного учредителя или участника такой  неприбыльной  организа-
ции, ее должностных лиц, кроме оплаты их  труда  и  отчислений  на
социальные мероприятия (п/п. 7.11.8 Закона О Прибыли).
    Размер расходов на  содержание  благотворительной  организации
не может превышать 20 процентов сметы данной организации в текущем
году (ст. 20 Закона).

    5. О налоговой отчетности

    Благотворительные организации обязаны ежеквартально  представ-
лять отчеты об использовании  своих денежных средств (п/п. 7.11.12
Закона О Прибыли).
    Благотворительная организация представляет отчеты о  привлече-
нии денежных средств (имущества) для осуществления благотворитель-
ной деятельности  и о направлениях  их использования  в сроки  и в
порядке, которые установлены Декретом для  представления налоговой
отчетности по подоходному налогу (п. 3 ст. 5 Декрета -  для  целей
много же Декрета).

    6. Об отчетности благотворительной организации перед спонсора-
ми

    Благотворители, передавшие свое имущество, денежные средства и
другие  материальные  ценности  в  благотворительную  организацию,
получают по своему требованию  отчет  об  использовании  указанных
имущества, денежных средств и матценностей. Если имущество, денеж-
ные средства и другие матценности переданы по целевому назначению,
то  отчет  об их  использовании  представляется  благотворительной
организацией благотворителю в обязательном  порядке (ст. 22  Зако-
на).

    7. Об отчетности получателей благотворительной помощи

    Получатели благотворительной помощи в форме  благотворительных
взносов и пожертвований, имеющих целевой характер (благотворитель-
ных грантов), должны отчитываться перед благотворителями и  благо-
творительными  организациями об их использовании (ст. 22 Закона).

    8. О реорганизации и ликвидации

    Благотворительная  организация не  может быть реорганизована в
юридическое лицо, целью деятельности которого  является  получение
прибыли (ст. 10 Закона).  В случае ликвидации неприбыльной органи-
зации ее активы должны быть переданы другой неприбыльной организа-
ции соответствующего вида или  зачислены  в  доход  бюджета  (п/п.
7.11.11 Закона О Прибыли).
    Как видите,  ограничений  предостаточно.  Но  если  вас это не
пугает, может, все-таки стоит заняться благотворительностью?  Хотя
бы для своих работников...


    {1} См. п. 5.1  Положения о Реестре неприбыльных организаций и
учреждений,  утвержденного  приказом  ГНАУ  от  11.07.97 г.  № 232
( Z0291-97 ).
    {2} См. Закон от 07.12.2000 г.  № 2136-III - в  "Бухгалтерской 
газете" № 3'2001 на с. 14.
    {3} См.  Закон от 05.10.2000 г. № 2025-III ( 2025-14 ) в "Бух-
галтерской газете" № 44'2000 на с. 18.
    {4} Исходя из нового п. З ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с
граждан" (внесенного Законом от 07.12.2000 г. № 2136-III) для этих
целей подойдет также профсоюз или религиозная организация.  Но  их
мы касаться не будем.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 03/01, стр. 43
[01.01.2001]
Дмитрий Михайленко

------------------------------------------------------------------