Наше госпредприятие  имеет на балансе два  жилых дома. Возмож-
    ность передачи  такого рода объектов, являющихся государствен-
    ной  собственностью, в коммунальную  собственность установлена
    законодательно, а сама передача не сопровождается  неприятными
    налоговыми последствиями ни для передающей, ни для принимающей
    стороны (п/п. 3.2.9 Закона об НДС и  п/п. 4.2.15 Закона о При-
    были).
    В нашем же случае все квартиры  в  домах  уже  приватизированы
    жильцами и представители органов местного самоуправления, куда
    мы обращались с предложением о  передаче  указанного  жилья  с
    нашего  баланса, утверждают,  что  передавать  в  коммунальную
    собственность уже, собственно, нечего.
    Если указанные  дома не передаются  в  коммунальную  собствен-
    ность, то можно ли их списать с баланса или они должны продол-
    жать числиться за госпредприятием? Не будет ли такое  списание
    с баланса  рассматриваться, например, как  бесплатная передача
    или ликвидация  и  не возникнут ли  по этой причине  налоговые
    обязательства по НДС?

    * * *

    Подобных вопросов в последнее время поступает немало. Правовые
основы  приватизации  жилья,  находящегося    в    государственной
собственности, определены Законом "О приватизации государственного
жилого фонда" (далее - Закон). Согласно  ст. 8 Закона приватизация
государственного  жилого фонда осуществляется  уполномоченными  на
это органами, созданными местной госадминистрацией, органами мест-
ного  самоуправления, а также  госпредприятиями, в полном хозяйст-
венном ведении  или оперативном управлении которых находится госу-
дарственный жилой фонд.
    Как указано в вопросе, находящиеся на  балансе  госпредприятия
жилые дома  уже  приватизированы  жильцами  (собственники  квартир
многоквартирных домов  являются  сособственниками  вспомогательных
помещений  дома,  технического  оборудования,  элементов  внешнего
благоустройства - см. п. 2 ст. 10 Закона).  Согласно  п/п.  5.1.19
Закона об НДС ( 168/97-ВР ) операции  по  бесплатной  приватизации
жилого фонда  освобождены от обложения налогом, так что  в  момент
приватизации жилья (точнее - в процессе приватизации, ведь кварти-
ры в жилых домах приватизировались не одновременно,  а  в  течение
какого-то времени) никаких  налоговых  обязательств по  НДС у гос-
предприятия не возникало.
    Приватизированные  жилые дома, конечно же, больше не принадле-
жат госпредприятию (его можно  назвать лишь  балансодержателем {1}
такого жилья), так что в момент их списания с баланса (об этом мо-
менте - чуть позже) нельзя говорить ни о продаже,  ни о бесплатной
передаче, а значит, не возникают  в этот момент и налоговые обяза-
тельства по НДС (на всякий  случай заметим, что валовые  доходы не
возникают и подавно).
    Вопрос об отражении жилых домов на балансе госпредприятия и  о
моменте их списания с баланса в связи с приватизацией,  по  нашему
мнению, является  более запутанным, чем налогообложение такой опе-
рации.
    Инструкция  по  бухучету  балансовой  стоимости  групп  основ-
ных  фондов, утвержденная  приказом  Минфина  от 24.07.97 г. № 159
( z0310-97 ), предписывала движение  и  наличие  приватизированных
квартир  в многоквартирном доме, не  переданных на баланс общества
квартирособственников, отражать на специальном субсчете 01/3 "При-
ватизированный жилой фонд" (п. 7 Инструкции).  Аналогичное положе-
ние содержалось  и в  п. 2.3 Инструкции о порядке  заполнения форм
годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной  приказом
Минфина от 18.08.95 г. № 139 ( z0197-94 );

    "При приватизации отдельных квартир в объектах жилого фонда их
    стоимость с баланса не списывается и  до  передачи  на  баланс
    обществу или объединению индивидуальных собственников  квартир
    отражается на субсчете 3 "Приватизированный жилой фонд"  счета
    01 "Основные средства"".

    К  настоящему времени оба этих документа  утратили силу: Инст-
рукция о порядке заполнения  форм годового бухгалтерского отчета -
согласно  приказу  Минфина  от 25.02.2000 г.  № 39 ( z0161-00 ), а
Инструкция по бухучету  балансовой стоимости групп основных фондов
- согласно  приказу  Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (причем послед-
няя,  как следует  из текста  приказа,  -  с 01.07.2000 г.). Но по
крайней мере до 01.07.2000 г., пока действовала  Инструкция № 159,
требование об отражении  приватизированного жилья на балансе пред-
приятия до  передачи его на баланс общества  собственников квартир
оставалось в силе.
    С 01.07.2000 г. вступил в силу П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) "Основные
средства", который рассматриваемую проблему не затрагивает вообще,
поскольку не  содержит ни требования об отражении  "непереданного"
приватизированного жилья на балансе у бывшего собственника в  лице
(гос)предприятия, ни запрета подобного отражения.
    Конечно, если  исходить из  общей  идеологии Закона "О бухгал-
терском  учете и финансовой  отчетности  в  Украине" и действующих
П(С)БУ, то никакого специального запрета и не требуется. Достаточ-
но вспомнить, что  п. 4  "Общих положений" П(С)БУ 7 дает следующее
определение:

    "Основные средства - материальные активы, которые  предприятие
    содержит с целью использования их в процессе производства  или
    поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду  другим
    лицам  или для  осуществления  административных  и  социально-
    культурных  функций, ожидаемый  срок  полезного  использования
    (эксплуатации)  которых  более одного  года (или операционного
    цикла, если он более года)".

    Поскольку  содержание  приватизированных  квартир (домов) осу-
ществляется за счет  средств  их  собственников (на что  указывает
п. 1 ст. 10 Закона, напоминая о  необходимости  соблюдения  Правил
пользования помещениями жилых  домов  и  придомовыми  территориями
независимо от форм собственности на них), то и условие  содержания
приватизированного жилья как ОФ предприятия и социально-культурные
функции  предприятия в исследуемой  нами ситуации не просматриваю-
тся.
    Даже тот факт, что жилой дом (приватизированный!)  снабжается,
допустим, теплом от заводской  котельной, а значит, госзавод полу-
чает от этого доход (не поворачивается язык сказать "экономические
выгоды"),  не может служить серьезным аргументом в пользу рассмот-
рения приватизированного дома как актива. Активом будет собственно
котельная!
    Следовательно, законодательных оснований продолжать  отражение
приватизированного жилья на  балансе  предприятия  -  его  бывшего
собственника на сегодняшний день нет (фактически оно  не  является
для предприятия активом). {2} Когда  же  такое  жилье  может  быть
списано с баланса? Конечно, вполне разумно было бы сделать  это  в
момент уже упоминавшейся выше передачи объектов  жилого  фонда  на
баланс общества или объединения индивидуальных собственников квар-
тир. Да вот беда - не торопятся, как правило,  жильцы-собственники
создавать общества и объединения. Так что передавать "с баланса на
баланс" чаще всего некому, поэтому правильнее  вести речь просто о
списании с баланса предприятия - бывшего собственника жилья, кото-
рое уместно произвести, например, по  итогам инвентаризации  перед
составлением годового отчета.
    Кстати, пока в  жилом  доме,  учитываемом  как  единый  объект
основных фондов, остаются  неприватизированные  квартиры,  списать
дом с баланса предприятия, пожалуй, нельзя: сохраняется государст-
венная доля в таком  жилом фонде, находящаяся  у госпредприятия на
праве полного хозяйственного ведения или в оперативном  управлении
(а для поддержания идеи рассмотрения такого дома в качестве актива
можно, наверное, указать и на сохранение в какой-то степени за та-
ким предприятием социально-культурной функции).  Не стоит забывать
и о том, что согласно  п. 3  ст. 10 Закона в многоквартирном доме,
квартиры которого  не полностью приватизированы, общество (объеди-
нение) индивидуальных собственников квартир и владельцы непривати-
зированных квартир принимают долевое участие в расходах на его со-
держание. Постепенное увеличение приватизированных квартир в жилом
доме разумно отражать в карточках учета ОФ, чтобы можно было прос-
ледить  постепенное уменьшение  долевого участия в расходах на со-
держание дома. {3}
    Отметим еще один момент.  В связи с необходимостью перехода  в
2000 году всех предприятий на  новый  План  счетов  бухгалтерского
учета Минфином были приняты Методические рекомендации по перенесе-
нию сальдо  счетов и субсчетов  предыдущего  Плана счетов на новый
(доведены письмом Минфина от 04.02.2000  № 18-424 ( v-424201-00 ))
{4}. Согласно этим  Методрекомендациям  субсчет 01/3 имеет  своего
преемника - субсчет 1031 всё с тем же привычным названием  "Прива-
тизированный жилой фонд". Наличие подобной "методрекомендации", по
нашему мнению, можно объяснить датой принятия документа: в феврале
2000 года, напомним, еще действовала  Инструкция о бухучете балан-
совой  стоимости  групп основных  фондов, предписывавшая  отражать
приватизированный  жилой фонд  на балансе (хотя  переход на  новый
План счетов, которому должны были поспособствовать Методрекоменда-
ции, мог быть осуществлен предприятием даже в декабре 2000 года).
    С другой стороны, для тех  предприятий (а точнее  -  бухгалте-
ров), которым  проще оставить все  как прежде, чем обременять себя
какими-то списаниями и созданием для этих целей специальных комис-
сий, ссылка на  Методрекомендации может  послужить  хоть  каким-то
аргументом в пользу  собственного  бездействия.  По крайней мере -
пока о необходимости списания с баланса предприятий балласта в ви-
де приватизированного  жилфонда не будет  сказано  вразумительно в
каком-нибудь минфиновском документе.
    Радикально настроенные  бухгалтера отразят списание приватизи-
рованных  жилых домов  одновременно с уменьшением  уставного фонда
своих госпредприятий:
    д-т 13, к-т 10 - на всю сумму ранее  начисленного  по  объекту
износа;
    д-т 40, к-т 10 - на остаточную стоимость жилья.
    В целом же при наличии каких-то сомнений, выходящих  за  рамки
бухгалтерского учета и налогообложения,  советуем при принятии ре-
шений в отношении находящегося на балансе предприятия приватизиро-
ванного  жилья обращаться  за поддержкой или  советом, например, в
управление  жилищно-коммунального  хозяйства конкретной  областной
государственной  администрации {5}, которое непосредственно участ-
вует в формировании и обеспечивает реализацию  государственной по-
литики в жилищно-коммунальной сфере, осуществляет в пределах своей
компетенции  контроль за эксплуатацией и содержанием  жилого фонда
всех форм собственности и т.д., и т.п.

{1} Здесь следует  принять во внимание следующую мысль, изложенную
    в  п. в письма  ВАС от  31.01.2001 г.  № 01-8/98  "О некоторых
    предписаниях законодательства, регулирующего  вопросы, связан-
    ные с осуществлением права собственности и его защитой":

    "Баланс предприятия (организации) является формой  бухгалтерс-
    кого учета, определения состава и стоимости имущества и объема
    финансовых обязательств на конкретную  дату. Баланс не опреде-
    ляет оснований нахождения имущества в собственности (владении)
    предприятия".
{2} С учетом замечания, высказанного на предыдущей  странице.
{3} Согласно Инструкции о порядке государственной регистрации пра-
    ва собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся
    в собственности  юридических и физических лиц (утверждена при-
    казом Госстроя от 09.06.98 г.  № 121), в  реестровой  книге на
    жилые объекты недвижимого имущества, принадлежащие юридическим
    лицам, ведущейся в бюро  технической  инвентаризации, делаются
    записи о сособственниках (в том числе о физических лицах).
{4} См. "Бухгалтер" № 4'2000, с. 30-36.
{5} См. Типовое положение об управлении  жилищно-коммунального хо-
    зяйства областной  государственной администрации, утвержденное
    Постановлением КМУ от 31.12.99 г. № 2402.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№9/01, стр. 40
[01.03.2001]
Александр Ключник
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------