НДС и единый налог: практика и проблемы

------------------------------------------------------------------

    В практическом применении упрощенной системы  налогообложения,
учета и отчетности субъектов малого  предпринимательства, пожалуй,
наибольшие затруднения вызывает проблема взаимодействия НДС и еди-
ного налога. Связано это  в первую  очередь с нестыковкой двух ос-
новных  законодательных актов, регулирующих взимание этих налогов,
- Закона об НДС ( 168/97-ВР ) (см. "Бухгалтер" № 5'2001, с. 45-64)
и  Указа  Президента  от 28.06.99 г.  № 746/99 ( 746/99 ) (далее -
Указ; см. "Бухгалтер"  № 7'2000,  с. 36-38). В Законе об НДС упро-
щенная система  вообще не упоминается, поэтому все  разъяснения по
вопросам уплаты НДС плательщиками единого налога базируются исклю-
чительно на нормах Указа и некоторых подзаконных актах, которые, к
сожалению, регламентируют далеко не все спорные вопросы.

    Виды плательщиков и их особенности

    По отношению к НДС всех плательщиков единого налога можно раз-
делить на три группы. Рассмотрим отдельно каждую из них.

    Юридические лица, уплачивающие единый налог по ставке 6%

    Такие лица в соответствии со ст. 6 Указа являются плательщика-
ми НДС. Для них  Закон об НДС действует практически в полном объе-
ме. При переходе на 6%-ный налог  действующие предприятия  не сни-
маются с регистрации  в качестве плательщиков НДС, а вновь создан-
ные - если они соответствуют критериям плательщиков из ст. 2 Зако-
на об НДС (например, торгуют за  наличные) - обязаны зарегистриро-
ваться.
    Теперь - о нюансах.
    1. При 6%-ном едином налоге  имеет место двойное налогообложе-
ние. Согласно ст. 3 Указа объектом обложения 6%-ным налогом являе-
тся

    "сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
    без учета акцизного сбора",

то есть НДС из базы обложения не вычитается.
    Иными словами, в отличие от налога  на прибыль, объект обложе-
ния которым не включает НДС, единым налогом облагается в том числе
и сумма НДС. В результате субъект малого  предпринимательства "пе-
реплачивает"  1,2% от суммы  выручки (6% от 20% -  суммы налоговых
обязательств по НДС), что эквивалентно появлению своеобразного до-
полнительного  налога с оборота, ставка которого весьма существен-
на.
    2. Существует определенное противоречие между нормами Указа  и
п/п. 7.4.1 Закона об НДС.  Данный подпункт так определяет  условия
возникновения права на налоговый кредит:

    "Налоговый кредит отчетного периода складывается из сумм нало-
    гов, уплаченных  (начисленных) плательщиком  налога в отчетном
    периоде  в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стои-
    мость которых  относится в состав  валовых затрат производства
    (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, под-
    лежащих амортизации".

    Поскольку плательщики единого налога не являются плательщиками
налога на прибыль, в их обязанности не входит ни ведение налогово-
го учета валовых доходов и валовых затрат, ни начисление налоговой
амортизации.
    Заметим, что сам объект обложения единым налогом от понесенных
плательщиком расходов никак не зависит. {1}  Тем не менее юрлица -
"единоналожники" обязаны вести книгу  учета  доходов  и  расходов,
форма и Порядок ведения  которой (далее - Порядок) для юрлиц опре-
делены приказом ГНАУ  от 12.10.99 г. № 554 ( z0713-99 ) (см. "Бух-
галтер"  № 77000, с. 48-50). В соответствии с п. 7 Порядка

    "в графе 7 "Общая сумма расходов, осуществленных в связи с ве-
    дением хозяйственной деятельности" отражается фактическая сум-
    ма расходов, проведенных  с  расчетного (текущего) счета  и из
    кассы предприятия  в связи с продажей  продукции (товаров, ра-
    бот, услуг), осуществлением  финансовых  операций, а  также от
    другой деятельности".

    Как видим, в книге учета доходов и расходов фиксируются данные
о расходах, которые в общем случае не должны совпадать с  валовыми
затратами.  При этом отсутствует какая-либо  нормативная  привязка
таких расходов к ст. 5 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ). Например, в
гр. 7 книги отражается сумма уплаченного единого налога,  перечис-
ленная "в связи с продажей продукции", но отнести  ее  на  валовые
затраты, разумеется, нельзя. Аналогичная ситуация - со сверхнорма-
тивными  командировочными  расходами  и любыми  другими  расходами
двойного назначения, по которым не соблюдены установленные  п. 5.4
Закона о Прибыли условия.
    Однако  налоговики  настаивают на том, что  норма  п/п.  7.4.1
Закона об НДС ( 168/97-ВР ) применяется для  "шестипроцентников" в
полном объеме, то есть для подтверждения права на налоговый кредит
такому плательщику необходимо вести учет валовых затрат (хотя и не
для целей налогообложения прибыли, а исключительно для целей НДС).
    Например, ГНИ в Ватутинском районе г.  Киева  разъяснила,  что
"шестипроцентник" не имеет права включать в налоговый кредит суммы
НДС, уплаченные при приобретении горюче-смазочных  материалов  для
легкового автомобиля, поскольку такие материалы  не  относятся  на
валовые затраты (см. "Налоговый,  банковский,  таможенный консуль-
тант" № 45/2000).  Поскольку серьезных аргументов против подобного
подхода нет,  практика пошла по пути соблюдения указанных требова-
ний.
    3. Определенную сложность для юрлиц - плательщиков единого на-
лога (как "шести-", так  и  "десятипроцентников") представляет на-
числение  амортизации, от которой  непосредственно  зависит объект
обложения единым  налогом в случае продажи ОФ (разница  между сум-
мой, полученной от  их  реализации, и остаточной  стоимостью) {2}.
Ведь с 01.07.2000 г. наряду с "налоговой" амортизацией применяется
и "бухгалтерская", причем в зависимости от принятого метода ее на-
числения  остаточная (балансовая) стоимость  ОФ может  существенно
различаться.
    В отношении НДС механизм начисления амортизации важен для пла-
тельщиков 6%-ного налога еще и потому, что согласно  п. 4.9 Закона
об НДС ликвидация ОФ, их бесплатная передача неплательщику НДС или
перевод в состав непроизводственных фондов рассматриваются для це-
лей налогообложения  как продажа таких  ОФ по обычным ценам, а для
ОФ первой группы  -  по обычным  ценам, но  не ниже их  балансовой
стоимости. Хотя привязка к балансовой стоимости прямо зафиксирова-
на только для первой  группы ОФ, на практике  она достаточно часто
применяется и при определении обычных цен на ОФ второй  и  третьей
групп. Таким  образом, вопрос  о  методике  исчисления  балансовой
стоимости имеет первостепенное значение.
    К сожалению, этот момент не урегулирован  ни  в  Указе,  ни  в
других нормативных актах, ни даже в письмах ГНАУ.
    С  одной  стороны, субъект  малого  предпринимательства, пере-
шедший на упрощенную  систему, плательщиком  налога  на прибыль не
является.  Госкомпредпринимательства  в  письме  от  18.09.2000 г.
№ 5-513/3395 ( v3395563-00 ) (см.  "Бухгалтер"  №  22'2000,  с. 9)
трактует эту норму так, что Закон о Прибыли

    "не распространяется на субъектов малого предпринимательства -
    плательщиков единого налога".

    При таком подходе пользоваться  ст. 8 этого Закона, устанавли-
вающей порядок амортизации  основных фондов, -  разумеется, некор-
ректно.
    С другой стороны, сама идеология Закона  об  НДС  (который  на
"шестипроцентников" распространяется) неразрывно связана с Законом
о Прибыли, причем согласно п. 1.11 Закона об НДС

    "основные фонды и нематериальные  активы, подлежащие амортиза-
    ции, понимаются  в  значении, определенном Законом Украины  "О
    налогообложении прибыли предприятий"".

    Кроме того, общим принципом является использование в налогооб-
ложении терминологии именно  налогового  законодательства. Поэтому
мы склоняемся ко второму подходу (хотя ни "остаточная", ни "балан-
совая" стоимость ОФ в п. 1.11 Закона об НДС прямо не упоминаются).
Отметим, что аналогичные выводы содержатся и в разъяснении главно-
го государственного  налогового  инспектора  ГНА в г. Киеве Л. Па-
шигоровой (см.  "Налоговый,  банковский,  таможенный  консультант"
№ 9/2000).
    4. Специфической особенностью уплаты  НДС  при  6%-ном  налоге
является квартальный налоговый период,  который  в  данном  случае
применяется независимо от объема налогооблагаемых  операций.  ГНАУ
вывела это из абзаца 9 ст. 4 Указа:

    "По результатам хозяйственной  деятельности за отчетный (нало-
    говый) период (квартал) субъекты  малого предпринимательства -
    юридические лица  представляют в орган государственной налого-
    вой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налого-
    вым) периодом, расчеты  об  уплате  единого  налога, акцизного
    сбора и, в случае избрания ими единого налога по ставке 6 про-
    центов, расчет уплаты налога на добавленную стоимость, а также
    платежные  поручения на уплату единого  налога за отчетный пе-
    риод с отметкой банка о зачислении денежных средств".

    Заметим, что данный абзац можно прочитать по-разному, но  ГНАУ
избрала самый  выгодный для нее способ (с точки  зрения  права  на
возмещение НДС). Норма о том, что  квартальный период  распростра-
няется  не только на  единый налог, но и  на НДС, появилась в п. 9
Порядка  и  в  последующих  письмах  ГНАУ (см.,  например,  письмо
от 21.10.99 г.  № 15795/7/16-1121 ( v5795225-99 )  в  "Бухгалтере"
№ 7'2000 на с. 60-62).
    В  Методических  рекомендациях  относительно  применения  норм
Указа ГНА в г.  Киеве разъяснила, что "шестипроцентникам" подавать
заявление о переходе на квартальную уплату НДС не обязательно (см.
"Налоговый, банковский, таможенный  консультант"  №  15/2000).  По
мнению киевских  налоговиков, такой переход  происходит "автомати-
чески" - независимо не только от объемов деятельности, но и от же-
лания плательщика.
    На  наш  взгляд,  автоматическое  использование   квартального
налогового периода по НДС при переходе на  упрощенную  систему  из
Указа не вытекает. Руководствоваться в этом вопросе следует п. 7.9
Закона об НДС, в соответствии  с  которым  единственным  фактором,
определяющим продолжительность налогового периода, является  объем
налогооблагаемых  операций  за  предыдущий  календарный  год:  при
объеме таких операций свыше 7200 необлагаемых минимумов (на сегод-
няшний день  -  122 400 грн.) обязательным  является использование
месячного налогового периода, при меньшем же объеме плательщик мо-
жет избирать как квартальный, так и месячный  налоговый (отчетный)
период.
    5. База обложения НДС для "шестипроцентников" определяется  по
общим принципам Закона об НДС, но в некоторых  случаях  отличается
от базы налогообложения для других  плательщиков.  Связано  это  с
тем, что плательщики  единого  налога  не  являются  плательщиками
некоторых общегосударственных налогов и  сборов,  в  общем  случае
включаемых в цену товаров согласно  законам  Украины  по  вопросам
налогообложения (ст. 4 Закона об НДС).
    В частности, "единоналожники" не являются плательщиками  сбора
на обязательное государственное пенсионное страхование, в том чис-
ле с отдельных хозяйственных операций.
    Правда, Пенсионный фонд оспаривает применение этой нормы ст. 6
Указа (см. его письмо от 11.10.2000 г. № 06/5419 в  "Бухгалтерской
газете" № 42'2000 на с.  14),  мотивируя  свою  позицию  тем,  что
субъекты малого  предпринимательства не названы среди неплательщи-
ков  дополнительных  пенсионных  сборов  в Законах  от 22.10.98 г.
№ 208-ХIV ( 208-14 ) и от 15.07.99 г. № 967-XIV ( 967-14 ),  а эти
Законы приняты  уже после вступления  в силу Указа (в его первона-
чальной редакции).
    Такая аргументация  представляется  нам  весьма  сомнительной.
Во-первых,  подобных  норм  нет  ни  по  одному  из  тех  налогов,
плательщиками которых не  являются  субъекты  -  "единоналожники",
причем ГНАУ по этому поводу  однозначно  признает  приоритет  норм
Указа. Во-вторых, действующая редакция Указа вступила в силу позже
упомянутых выше Законов (последний из  них  введен  в  действие  с
19.08.99 г., то есть за месяц до Указа).
    Кстати, Киевское городское управление ПФУ  вполне  обоснованно
считает, что плательщики единого  налога  не  уплачивают  сборы  в
Пенсионный фонд с отдельных хозяйственных операций (в  разъяснении
речь идет о сборе с операций по приобретению легкового  автомобиля
- см. "Бухгалтерскую газету" № 49'2000, с. 9).

    Юридические лица, уплачивающие единый налог поставке 10%

    Эти субъекты не  являются плательщиками  НДС в  соответствии с
ч. 1 ст. 6 Указа. В момент перехода на единый налог  они снимаются
с регистрации (если до этого являлись плательщиками НДС), причем в
утвержденной ГНАУ форме заявления о переходе на упрощенную систему
просьба об отмене регистрации в качестве плательщика НДС  -  прямо
сформулирована.
    Если же вновь созданные  субъекты малого предпринимательства -
юридические лица  сразу  избирают  упрощенную  систему  с  10%-ной
ставкой, то регистрации в качестве  плательщиков НДС они не подле-
жат (см., например, письмо ГНАУ от 16.11.2000 г. № 15222/7/16-1201
( v5222225-00 ) в "Бухгалтере" № 5'2001 на с. 73-74).
    На эту  группу субъектов  малого предпринимательства  действие
Закона об НДС не распространяется.
    С одной стороны,  это  позволяет  им  не  начислять  налоговые
обязательства, а следовательно, и не уплачивать НДС в  бюджет,  не
вести налоговый учет и не  представлять  отчетность  по  НДС,  что
значительно облегчает работу бухгалтеров и  исключает  возможность
применения к ним финансовых санкций по данному налогу.
    С  другой  стороны,  такие  плательщики  не  имеют  права   на
налоговый кредит, лишены  возможности  в  соответствующих  случаях
получать бюджетное (в том числе экспортное) возмещение и не  могут
выписывать  налоговые накладные на проданные товары (работы, услу-
ги).

    Физические лица - субъекты малого предпринимательства, упла-
    чивающие единый налог

    Такие лица могут зарегистрироваться  в  качестве  плательщиков
НДС по собственному желанию.  Заметим, что подобная норма в  Указе
отсутствует, причем вплоть до  марта  2000  года  ГНАУ  однозначно
настаивала на ее невозможности, что в общем-то было вполне естест-
венно. Однако 16.03.2000 КМУ в Постановлении  № 507 ( 507-2000-п )
неожиданно разъяснил, что

    "кроме субъектов малого предпринимательства - юридических лиц,
    определенных  абзацем вторым  части первой  статьи 6 {3}, пла-
    тельщиками налога  на добавленную  стоимость имеют  право быть
    также субъекты малого предпринимательства - физические лица".

    Это разъяснение, хотя и  не соответствует  тексту  Указа, было
принято КМУ в пределах своей компетенции (именно Кабмину статьей 3
Указа предоставлены исключительные полномочия по его разъяснению),
поэтому ГНАУ новое толкование приняла.
    Итак, поскольку "автоматичность" статуса неплательщиков Кабми-
ном для физлиц - "единоналожников" не признана, то  в соответствии
с п. 4 Постановления КМУ № 507 субъекты малого предпринимательства
- физические лица, которые до перехода на упрощенную  систему были
плательщиками НДС, а при переходе  решили отказаться от этого ста-
туса, подают в ГНИ заявление об отмене  регистрации их в  качестве
плательщиков НДС и сдают соответствующее свидетельство. Лишь в та-
ком случае на них распространяется  все сказанное выше о юрлицах -
"десятипроцентниках".
    На физлиц, принявших решение оставаться плательщиками НДС (или
впервые  зарегистрироваться  в  этом  качестве),  распространяется
действие Закона об НДС,  в  том  числе  необходимость  определения
налоговых обязательств и уплаты налога, право на налоговый кредит,
правила налогового учета, ответственность плательщиков и др. Такая
регистрация не в полной мере соответствует п. 9.3 Закона  об  НДС,
однако, по нашему мнению, может расцениваться как добровольная  со
всеми вытекающими отсюда последствиями относительно формы деклара-
ции и права на возмещение налога.
    Единственное  исключение из  этого правила  -  если гражданин-
предприниматель, принявший решение при переходе на упрощенную сис-
тему  оставаться плательщиком  НДС, имеет  объем  налогооблагаемых
операций более 3600 необлагаемых минимумов. Хотя он и остался пла-
тельщиком  НДС по собственному  желанию, такая  регистрация в кон-
тексте требований  п. 9.3 Закона об НДС, на наш взгляд, доброволь-
ной считаться не может.

    Льготы по НДС и плательщики единого налога

    Выбор субъектами  малого  предпринимательства  -  юридическими
лицами ставки единого налога в значительной мере определяется  тем
режимом  налогообложения НДС, который  существует для каждого кон-
кретного плательщика.
    Прежде всего необходимо отметить, что Указом не  предусмотрено
никаких ограничений в выборе 6%-ной  или  10%-ной  ставки  единого
налога.  То есть субъект малого предпринимательства вправе перейти
на единый 6%-ный налог  и  в  случае  осуществления  им  операций,
освобожденных от НДС или не являющихся объектом налогообложения, а
также независимо от метода налогового учета по НДС (кассового  или
по первому событию).
    Не влияет на решение плательщика о выборе ставки единого нало-
га и сам факт его  регистрации в качестве плательщика НДС. Послед-
нее подтвердила и ГНАУ в письме от 20.12.2000  № 5695/4/16-1220-12
( v5695225-00 ) (см. "Бухгалтерскую газету" № 4'2001, с. 10):

    "Если одновременно деятельность  субъекта  предпринимательской
    деятельности подпадает под требования упрощенной системы нало-
    гообложения и такое  лицо не состоит в  категории плательщиков
    налога на добавленную стоимость из-за  отсутствия  оборотов  в
    размере 3600 не облагаемых  налогом минимумов  доходов граждан
    (61 200 грн.), то и в таком случае право выбора ставки единого
    налога остается за таким субъектом".

    Если плательщик НДС  -  физлицо - "единоналожник" или юрлицо -
"шестипроцентник", то для него остаются в силе  все льготы по НДС.
В частности, сохраняются  соответствующий  метод налогового  учета
(кассовый или по первому  событию)  и  право на применение нулевой
ставки  налога, не  начисляется  НДС  на  операции, не  являющиеся
объектом  налогообложения (ст. 3 Закона об НДС) или  освобожденные
от НДС (ст. 5 и 11). Этот вывод  неоднократно  подтверждался самой
ГНАУ.
    Например, в "Віснику податкової служби України" № 11/2000 ГНАУ
разъяснила, что при переходе на упрощенную систему по ставке 6% на
плательщика распространяются все нормы Закона об НДС, в том  числе
и льготы, предусмотренные ст. 5 этого Закона.  Позднее (в "Віснику
податкової  служби  України"  №  25/2000)    ГНАУ    дополнительно
разъяснила, что п. 11.20 Закона об  НДС  (касающийся  особенностей
исчисления базы  налогообложения при продаже сельхозпродукции, ра-
нее приобретенной у физических лиц - неплательщиков НДС) распрост-
раняется  на любых плательщиков НДС, в  том числе  и на "шестипро-
центников".
    Поэтому в тех  случаях,  когда  деятельность  субъекта  малого
предпринимательства в основном связана с осуществлением льготируе-
мых операций,  выбор 6%-ной ставки (по сравнению с 10%-ной) позво-
лит как бы "бесплатно" сократить налоговые  платежи по единому на-
логу.  Например, при  100% освобожденных  от НДС  операций  6%-ная
ставка, хотя и не даст  "единоналожнику"  возможности воспользова-
ться налоговым кредитом (в этой ситуации при любой  ставке единого
налога "входной" НДС включается в  состав валовых затрат, что  для
"единоналожника" безразлично), все же сэкономит плательщику  4% от
объема реализации, а это достаточно серьезно.

    Переход на единый налог

    Переход субъектов малого предпринимательства с обычной системы
налогообложения на упрощенную и обратно принципиально меняет  весь
налоговый учет хозяйственных операций.  Однако никаких  переходных
положений (вроде единоразового перерасчета  по  НДС  образца  1997
года) ни в Законе об НДС, ни в Указе нет.  Правда, Комитет  ВР  по
вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 25.04.2000
г. № 06-10/279 ( v_279450-00 ) обещал устранить эту  проблему  при
подготовке ко второму чтению законопроекта  "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности субъектов малого  предпринима-
тельства", но пока что вопрос не урегулирован.
    Итак, начнем с перехода на единый налог.  При таком переходе у
юрлиц - "шестипроцентников", а также  у  граждан-предпринимателей,
принявших решение оставаться плательщиками НДС, существенных проб-
лем не возникает, поскольку их статус как  плательщиков НДС не ме-
няется. Если же гражданин-предприниматель, который до  перехода не
был плательщиком  НДС, решает стать  им после перехода, соответст-
вующие права и обязанности распространяются на него с даты получе-
ния свидетельства плательщика НДС.
    Несколько сложнее ситуация в том случае, когда при переходе на
единый налог субъект перестает быть плательщиком НДС. Поэтому ниже
мы будем рассматривать именно такой вариант.

    Проблема даты

    Вызывает затруднения вопрос о том, с  какого  момента  субъект
перестает  быть плательщиком  НДС, - ведь  дата  получения  свиде-
тельства о праве уплаты единого  налога не совпадает с датой сдачи
свидетельства плательщика НДС.
    На наш взгляд, ключевой здесь должна  быть  дата  перехода  на
единый налог, указанная  в полученном свидетельстве "единоналожни-
ка", удостоверяющем  право плательщика  на  применение  упрощенной
системы, в том числе и право не платить НДС.
    Однако сдача в налоговую  инспекцию  НДС-ного  свидетельства и
всех его копий является  обязательным  условием  для  перехода  на
единый налог и прямо предусмотрена самой формой заявления на выда-
чу свидетельства о праве уплаты единого налога, которое должно по-
давать  юрлицо, избравшее  ставку 10%, или  физлицо - "единоналож-
ник", отказавшееся  от  статуса  плательщика  НДС. То  есть свиде-
тельство  плательщика НДС должно  быть  сдано до 15 числа  месяца,
предшествующего  переходу  на  единый  налог. При этом, по  мнению
ГНАУ, в последнюю  декларацию по НДС необходимо  включить все опе-
рации с начала отчетного  периода до дня  сдачи свидетельства пла-
тельщика  НДС (см.  ее  письмо  от  21.10.99 г.  № 15795/7/16-1121
( v5795225-99 ) в "Бухгалтере" № 7'2000 на с. 60-62). Но тогда из-
под НДС выпадают  как минимум 15 дней  -  со дня подачи  заявления
(сдачи свидетельства плательщика НДС) до даты  перехода на  единый
налог.
    Хотя если исходить  из  того,  что  плательщиком  НДС  субъект
предпринимательской деятельности перестает быть с той даты,  когда
становится плательщиком единого налога, то декларация должна  была
бы учесть все операции за полный месяц, предшествующий переходу на
единый налог. Так что подарок, который ГНАУ сделала "переходникам"
в упомянутом письме от 21.10.99 г., выглядит очень странно.

    Проблема "переходящих" операций

    Налогообложение операций, начатых до перехода на единый  налог
и завершаемых  после, законодательно не  урегулировано. Здесь сле-
дует исходить из того, были ли такие операции до перехода обложены
налогами, которые заменяет собой 10%-ный налог. Речь идет в первую
очередь о налоге на прибыль и об НДС {4}.
    Если учет НДС велся по первому событию, то операции, в которых
товар отгружен до перехода, а оплата  получена  после,  на  момент
перехода уже обложены НДС: в этом случае были определены налоговые
обязательства и выписаны налоговые  накладные  по  дате  отгрузки.
Значит, обложение единым налогом поступившей за товар оплаты  (как
того требует Указ) привело бы к повторному обложению тех же  сумм.
В соответствии  с  разъяснениями  Комитета ВР по вопросам финансов
и  банковской  деятельности  (письмо  от 25.04.2000 г. № 06-10/279
( v_279450-00 )) деньги, поступающие на расчетный счет или в кассу
предприятия по такой операции, во избежание двойного налогообложе-
ния  не  должны  включаться в выручку от реализации для начисления
единого налога, поскольку по ним свои обязательства перед бюджетом
плательщик уже исполнил.
    Аналогичное указание содержится и в п. 4 разъяснений, доведен-
ных письмом ГНАУ от 12.05.2000 г. № 6502/7/15-1317 ( v6502225-00 )
(см. "Бухгалтер"  № 10'2000, с. 12-13), но  там говорится, что для
невключения поступившей оплаты в объект обложения  единым  налогом
должен быть начислен и уплачен не только НДС, но и  все  налоги  и
сборы (обязательные платежи), причем с  письменным  подтверждением
ГНИ по  месту  регистрации  субъекта  малого  предпринимательства.
Наиболее сложной (и не разъясненной до сих  пор  в  письмах  ГНАУ)
является ситуация, когда по отгруженному до перехода товару приме-
нялся кассовый метод учета НДС. {5} До перехода  НДС не уплачивал-
ся. Основания для  его включения  в "переходную" декларацию - тоже
отсутствуют. После перехода, то есть при работе на 10%-ном налоге,
такой субъект  плательщиком НДС уже не является и  при поступлении
денег  отдельно  уплачивать  НДС не  должен, с чем, собственно, не
спорят и налоговики.
    Если исходить из логики упомянутых выше  разъяснений  Комитета
ВР и ГНАУ, то поступающую сумму оплаты за товар  (работы,  услуги)
следовало бы включить в объект обложения  единым  налогом,  что  в
полной мере соответствовало бы букве Указа.  Но ведь единый  налог
заменяет собой  и  налог  на  прибыль.  Поэтому  может  возникнуть
двойное  налогообложение  уже  по  налогу  на  прибыль,  поскольку
стоимость отгруженного товара, как правило, подлежит  включению  в
валовой доход еще до перехода.
    Заметим, что  во  всех  разъяснениях  по  учету  "переходящих"
операций налоговики говорят о  необходимости  устранения  двойного
налогообложения. Применяя этот принцип к нашей ситуации, получаем,
что устранить двойное налогообложение сразу и по НДС,  и по налогу
на прибыль можно лишь в том случае, если полученную после перехода
оплату по  такой  операции  не  включать в объект обложения единым
налогом. Этот вариант  представляется  наиболее  логичным,  хотя и
наиболее уязвимым в силу своей либеральности.
    Особенности уплаты НДС, налога на прибыль и  единого  10%-ного
налога по "переходящим" операциям в зависимости от формы оплаты  и
метода налогового учета по НДС представлены ниже в таблице.
    Обратите внимание на  неприятности,  связанные  с  завершением
бартерных операций, начатых до перехода.  Несмотря  на  отсутствие
объекта обложения единым налогом при осуществлении  заключительной
(балансирующей) операции, что соответствует и здравому  смыслу,  и
Указу, субъект малого предпринимательства, во-первых, теряет право
на налоговый кредит (20% от  полной  суммы  бартерной  сделки),  а
во-вторых, не  может уменьшить  платежи  по налогу на  прибыль пу-
тем  отнесения  суммы  сделки  на валовые  затраты.  Правомерность
такого  подхода подтверждалась и ГНАУ (см.,  в  частности,  письмо
от  30.12.99 г.  № 19786/7/15-1317 ( v9786225-99 ) в  "Бухгалтере"
№ 7'2000 на с. 55).

===============+==============+==========+===========+============
  Вид операции |  Особенности |    НДС   |  Налог на |   Единый
               |    оплаты    |          |  прибыль  | налог (10%)
===============+==============+==========+===========+============
               | Оплата денеж-| Налоговые| Валовой   |
               | ными средст- | обязате- | доход     |
               | вами (метод  | льства   | возникает |
               | налогового   | возникают| до  пере- |
               | учета НДС по | до пере- | хода - по |
               | первому собы-| хода - по| дате отг- |
               | тию)         | дате отг-| рузки то- |
               |              | рузки то-| варов или |
               |              | вара или | фактичес- |
               |              | оформле- | кого вы-  |
               |              | ния доку-| полнения  |
               |              | мента,   | работ     |
               |              | удостове-| (предос-  |
               |              | ряющего  | тавления  |
               |              | факт вы- | услуг)    |
               |              | полнения |           |
Отгрузка товара|              | работ    |           |
(выполнение ра-|              | (предос- |           |
бот, предостав-|              | тавления |           | Сумма опла-
ление услуг)   |              | услуг)   |           | ты в объект
произошла до   |--------------+----------+-----------| налогообло-
перехода на    | Оплата денеж-| На момент| Валовой   | жения не
единый налог,  | ными средст- | перехода | доход     | включается
а оплата -     | вами (кассо- | налоговые| возникает |
после перехода | вый метод    | обязате- | до  пере- |
               | налогового   | льства по| хода - по |
               | учета НДС)   | НДС не   | дате отг- |
               |              | возникают| рузки то- |
               |              |          | варов или |
               |              |          | фактичес- |
               |              |          | кого вы-  |
               |              |          | полнения  |
               |              |          | работ     |
               |              |          | (предос-  |
               |              |          | тавления  |
               |              |          | услуг)    |
               |--------------+----------+-----------+------------
               | Оплата за    | До перехода ни НДС,  | Сумма опла-
               | счет бюджет- | ни налог на прибыль  | ты включае-
               | ных средств  | не уплачиваются, пос-| тся в
               |              | кольку до перехода   | объект на-
               |              | оплаты не было       | логообложе-
               |              |                      | ния
---------------+--------------+----------+-----------+------------
Оплата получена| Оплата денеж-| Налоговые обязате-   |
до перехода, а | ными средст- | льства и валовой до- |
отгрузка товара| вами         | ход возникают по дате|
(выполнение ра-|--------------| оплаты, то есть НДС и|
бот, предостав-| Оплата за    | налог на прибыль     |
ление услуг)   | счет бюджет- | уплачиваются         |
происходит     | ных средств  |                      |
после          |-------------------------------------|
               | Получена пре-| Налоговые| Валовой   |
               | доплата за   | обязате- | доход     |
               | экспорт      | льства   | увеличи-  | Объект на-
               |              | на момент| вается по | логового
               |              | оплаты не| дате пос- | обложения
               |              | возникают| тупления  | отсутст-
               |              |          | денежных  | вует
               |              |          | средств на|
               |              |          | расчетный |
               |              |          | счет или в|
               |              |          | кассу     |
               |              |          | предприя- |
               |              |          | тия, то   |
               |              |          | есть до   |
               |              |          | перехода  |
---------------+--------------+----------+-----------|
Бартер (первая | Независимо от| Налоговые обязате-   |
операция - до  | метода нало- | льства и валовой до- |
перехода, зак- | гового учета | ход возникают по пер-|
лючительная -  | НДС          | вой в рамках бартера |
после)         |              | операции, то есть до |
               |              | перехода             |
------------------------------------------------------------------

    Проблема корректировки налогового кредита по приобретенным  до
    перехода ОФ, НМА и ТМЦ

    Если  "десятипроцентник" до момента перехода не был плательщи-
ком НДС или выполнял только операции, освобожденные от НДС либо не
являющиеся  объектом налогообложения, налогового  кредита по НДС у
него  вообще не  было и  никаких  проблем  с  его  корректировкой,
естественно, не возникает.
    Появляются же проблемы в том случае, когда субъект до перехода
на 10%-ный налог был плательщиком НДС и выполнял  налогооблагаемые
операции, как это делает абсолютное большинство.  В такой ситуации
НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), стоимость
которых относится на валовые затраты, а также ОФ или НМА, подлежа-
щих амортизации, включался в налоговый кредит согласно  п/п. 7.4.1
Закона об НДС.  После  перехода на 10%-ный налог субъект перестает
быть плательщиком НДС и встает вопрос о корректировке ранее начис-
ленного налогового кредита.
    Все разъяснения ГНАУ по  этому  поводу  однозначны:  налоговый
кредит нужно корректировать, то  есть  убирать.  Однако  аргументы
налоговиков - неубедительны, а сам принципиальный вывод  -  весьма
спорен.
    Так, в  п. 7 разъяснений, доведенных письмом  от 16.11.2000 г.
№ 15251/7/16-1201 ( v5222225-00 ) (см. "Бухгалтер"  № 23'2000,  с.
12), ГНАУ аргументирует  вывод о необходимости корректировки нало-
гового кредита  по приобретенным  активам (если такие ТМЦ, а также
недоамортизированные ОФ и НМА не  реализованы  на  дату  перехода)
ссылкой на п/п. 7.4.1, 7.4.3 и 7.4.4 Закона об НДС.  Напомним  два
последних подпункта:

    "7.4.3. В случае если товары  (работы,  услуги)  изготовленные
    и/или приобретенные  частично используются в  налогооблагаемых
    операциях, а частично нет, в сумму налогового кредита включае-
    тся та доля уплаченного (начисленного) налога при  их изготов-
    лении или приобретении, которая соответствует доле использова-
    ния таких товаров (работ, услуг) в налогооблагаемых  операциях
    отчетного периода.
    7.4.4. В случае если плательщик  приобретает  товары  (работы,
    услуги), стоимость  которых  не  относится  в  состав  валовых
    затрат производства (обращения)  и  не  подлежит  амортизации,
    налоги, уплаченные в  связи с таким приобретением, возмещаются
    за счет соответствующих источников и в состав налогового  кре-
    дита не включаются".

    В "Віснику податкової служби України"  № 33/2000 (см. "Бухгал-
терскую газету"  № 37-38'2000, с. 14-15) ГНАУ высказывается по по-
воду необходимости  корректировки  НДС в остатках  нереализованной
продукции следующим образом:

    "Поскольку лица, перешедшие на упрощенную систему  (по  ставке
    10%), начиная с даты, указанной в свидетельстве о праве уплаты
    единого налога, осуществляют продажу  товаров  (работ,  услуг)
    без начисления  НДС к базе  налогообложения, то есть осуществ-
    ляют необлагаемые операции по продаже, то в соответствии с вы-
    шеуказанным подпунктом [7.4.3] НДС, уплаченный (начисленный) в
    связи с  приобретением  товаров (работ, услуг), независимо  от
    срока  их  приобретения (до даты перехода  на единый налог или
    после) относится в состав  валовых затрат производства. По то-
    варам, которые  на дату, указанную в свидетельстве о праве уп-
    латы единого налога, числились в остатках нереализованной про-
    дукции, НДС, уплаченный  (начисленный) при  приобретении таких
    товаров, включается в состав валовых затрат того отчетного пе-
    риода, в котором происходит отчуждение таких товаров".

    На наш взгляд, эти аргументы не выдерживают критики.
    Во-первых, в свое время, расходы на приобретение товара попали
в валовые затраты и, следовательно, соответствующий НДС совершенно
правомерно был отнесен в налоговый кредит.
    Во-вторых, п/п. 7.4.3 Закона об НДС непосредственно  связан  и
органически вытекает из  п/п. 7.4.2, в котором рассматривается на-
логовый учет НДС в связи с осуществлением  операций, освобожденных
от НДС (исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 5), и опера-
ций, не являющихся объектом налогообложения (столь же исчерпывающе
перечисленных в п. 3.2).
    Следовательно, говоря об использовании активов в  необлагаемых
операциях, законодатель имел в виду операции, не являющиеся объек-
том  налогообложения  и  освобожденные от НДС (кстати, аналогичный
вывод сделала и ГНАУ в п. 1 письма от 16.11.2000 г.  № 15251/7/16-
1201). Никакого  упоминания о лицах, не  являющихся  плательщиками
НДС, ни в п/п. 7.4.3, ни в п/п. 7.4.2 нет. То есть нельзя сказать,
что товары использованы в  необлагаемых  операциях или  операциях,
освобожденных  от налогообложения. Операции-то облагаемые,  просто
предприятие-продавец теперь не является плательщиком НДС.  А отож-
дествлять операции неплательщиков НДС с необлагаемыми  операциями,
как это делает ГНАУ, с методологической точки зрения некорректно.
    Да и как можно осуществить корректировку, если  декларации  по
НДС плательщиком 10%-ного налога не представляются? {6}  К тому же
отсутствие обязательного налогового учета валовых  затрат  еще  не
означает, что конкретные расходы субъекта не подлежат включению  в
валовые затраты (дающие право на налоговый кредит).
    Что  касается  расходов, подлежащих  амортизации, то  юрлица -
"единоналожники",  как  уже  отмечалось, независимо  от  избранной
ставки должны вести  учет таких расходов и начислять амортизацию в
целях налогообложения операций по продаже ОФ.
    Дополнительный аргумент против  позиции  налоговой  состоит  в
том, что 10%-ный единый налог, в отличие от 6%-ного,  компенсирует
неуплату "десятипроцентником"  НДС дополнительными 4%. То есть НДС
как бы платится (в макроэкономическом плане), но в иной форме, что
мы уже отмечали выше.
    Таким образом, несмотря на категоричные разъяснения  ГНАУ,  мы
считаем, что основания для корректировки сумм НДС по остаткам  ТМЦ
и недоамортизированным  ОФ и НМА при переходе на 10%-ный налог от-
сутствуют.
    Ситуацию обратного перехода - с упрощенной системы на обычную,
а также вопросы, связанные с бюджетным (в  том  числе  экспортным)
возмещением НДС, мы рассмотрим в одном из ближайших номеров  "Бух-
галтера".

{1} Единственное исключение составляют  операции  по  продаже  ОФ,
    объектом для исчисления единого  налога  по  которым  является
    финансовый результат, учитывающий остаточную  стоимость  таких
    фондов, то есть недоамортизированные  расходы на их приобрете-
    ние.
{2} Подробнее  этот  вопрос  рассмотрен  в  статье  А. Погребняк в
    "Бухгалтере" № 10'2000 на с. 36-38.
{3} В этом абзаце речь идет только о субъектах малого предпринима-
    тельства, избравших ставку единого налога 6%. - Ю. И.
{4} В отношении НДС ст. 3 Указа использует формулировку "включение
    налога  на добавленную  стоимость в состав  единого [10%-ного]
    налога". Кстати, такая формулировка  давала  бы  в  нормальной
    стране  право  выдавать  налоговые  накладные. Но это - так, к
    слову.
{5} Специфической чертой этого метода, напомним, является несовпа-
    дение моментов возникновения  налоговых обязательств  по НДС и
    валового дохода.
{5} Хотя от плательщиков могут необоснованно потребовать корректи-
    ровки при представлении последней декларации.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№9/01, стр. 46
[01.03.2001]
Юрий Иванов
Доктор экономических наук, профессор ХГЭУ
------------------------------------------------------------------