Договор комиссии и регулирующие его диспозитивные нормы права

------------------------------------------------------------------

    О преимуществах заключения договоров комиссии в  условиях  су-
ществующей налоговой системы написано немало.
    Как известно, действующим законодательством Украины установле-
ны  даты возникновения налоговых обязательств по  продаже  товаров
(работ, услуг) и даты увеличения валового дохода. Это даты, прихо-
дящиеся на налоговый период, в течение которого  происходит  любое
из событий, произошедшее ранее: или дата отгрузки товаров,  а  для
работ и услуг - дата оформления  документа,  удостоверяющего  факт
выполнения работ (услуг) налогоплательщиком, или дата перечисления
средств (пп. 11.3.1 Закона о прибыли, п. 7.3. Закона о НДС).
    Недостаток оборотных средств у субъектов предпринимательства и
установленные законодательством правила, по которым налоговые обя-
зательства  возникают  при  отгрузке  товаров  без учета получения
компенсации  за эти  товары,  стимулируют  стремление  предприятий
(особенно у предприятий оптовой торговли) отсрочить дату возникно-
вения налоговых обязательств.
    Одним из таких приемов является заключение договоров комиссии,
т.к. согласно вышеуказанным законам и Гражданскому кодексу Украины
(ГК)  при  передаче  товаров  на  комиссию  не  передается   право
собственности  на эти товары и налоговые обязательства  не  возни-
кают. Кроме того, конечному покупателю неизвестно, что он вступает
в отношения с лицом,  не  являющимся  собственником  товара  (если
Комиссионер специально не сообщит ему об этом).  На комиссию может
быть передан практически любой товар, кроме товаров, перечисленных
в Правилах комиссионной торговли.
    Комиссионер, в свою очередь, не лишен права заключать  договор
субкомиссии  и передавать товар на комиссию. Специального разреше-
ния для таких действий законом не предусмотрено. Оптовые продавцы,
"продвигая" товар к конечному потребителю,  могут  отсрочить  дату
возникновения налоговых обязательств до получения  компенсации  за
эти товары.
    При заключении договора комиссии стороны по взаимному согласию
могут установить свои права и обязанности с учетом норм гл. 35 ГК.
Такие нормы в теории права называют диспозитивными.
    Диспозитивные нормы права  позволяют  субъектам  самим  решать
вопрос об объеме и характере своих прав и  обязанностей.  При  от-
сутствии  таких договоренностей вступает в силу предписание, непо-
средственно  содержащееся  в законе. Иными словами, субъекты имеют
альтернативу: проявить собственную волю и отразить ее в виде усло-
вий договора, или же сознательно (или бессознательно -  вследствие
незнания законодательства) руководствоваться  впоследствии  непос-
редственно нормами закона, т.е. использовать резервное правило.
    Анализ показывает, что из всех видов обязательств, содержащих-
ся в  ГК, гл. 35 "Комиссия" содержит наибольшее количество  диспо-
зитивных  норм.  Знание  данных  норм  необходимо,  чтобы избежать
ошибок  при заключении  договоров  комиссии  и максимально  учесть
интересы сторон. Рассмотрим эти нормы.
    1. В статье 399 "Выполнение комиссионного поручения"  указано,
что  Комиссионер обязан выполнить взятое  поручение  на  условиях,
наиболее выгодных для Комитента. При заключении Комиссионером сог-
лашения на более выгодных условиях, чем отмечены  Комитентом,  вся
выгода поступает Комитенту, если в договоре комиссии не предусмот-
рено иное.  При заключении договора комиссии  именно  Комиссионеру
следует обратить внимание на данную норму, поскольку, кроме обяза-
тельного вознаграждения, он может получить дополнительное  вознаг-
раждение (выгоду) в результате своих усилий.  В договоре на реали-
зацию товара данное условие может быть изложено следующим образом:
    "В случае если Комиссионер реализует товар по цене выше назна-
ченной Комитентом, то вся выгода поступает Комиссионеру".
    При отсутствии такого условия Комитент вправе взыскать  в  су-
дебном  порядке  сумму,  полученную  сверх  назначенной  стоимости
реализации товара.
    2. Следующая норма касается отношений Комиссионера  с  третьим
лицом.  Согласно ст. 402 ГК Комиссионер не  несет  ответственности
перед Комитентом за выполнение третьим лицом соглашения, заключен-
ного им за счет Комитента, кроме случаев, когда Комиссионер прини-
мает  на себя  поручительство  за выполнение  третьим  лицом этого
соглашения (делькредере). Необходимо  отметить, что за делькредере
может быть предусмотрено особое вознаграждение, а  размер  вознаг-
раждения определяется соглашением сторон, если иное не установлено
законом (ст. 406 ГК).  В договоре комиссии  данное  условие  может
быть изложено следующим образом:
    "Комиссионер принимает на себя поручительство перед Комитентом
за исполнение третьим лицом обязательств по оплате полученного то-
вара  (данное поручительство именуется в дальнейшем  делькредере).
Вознаграждение за делькредере устанавливается в размере ____ грн".
    Таким образом, вознаграждение Комиссионера может  состоять  из
трех частей:
    - вознаграждение за выполнение поручения Комитента;
    - дополнительное вознаграждение за совершение сделки на  усло-
виях более выгодных, чем указаны Комитентом;
    - вознаграждение за делькредере.
    Следует отметить, что нормативными актами  могут  предусматри-
ваться  размеры вознаграждения за выполнение поручения  Комитента.
Так, например, в соответствии с Порядком реализации  арестованного
имущества, утвержденным приказом Министерства юстиции  Украины  от
15.07.99 г. № 42/5, Государственная исполнительная  служба  заклю-
чает с организатором аукциона договор, которым поручает реализацию
имущества организатору аукциона за определенное комиссионное  воз-
награждение.  Размер комиссионного вознаграждения определяется  по
согласованию сторон, но  он не  должен  превышать  20 %  от  суммы
средств, полученных от реализации имущества.
    3. Частью первой ст. 403 ГК установлена ответственность Комис-
сионера  перед Комитентом за утерю или повреждение его  имущества,
если Комиссионер не докажет, что утеря или  повреждение  произошли
не по его  вине.  Однако с целью  сбережения  своего  имущества от
утери и повреждения во всех случаях (в т.ч.  и при отсутствии вины
Комиссионера)  Комитент  может  обязать  Комиссионера застраховать
переданное  имущество  согласно  части третьей  ст.  403  ГК.  При
отсутствии такого предписания Комиссионер не несет ответственности
за то, что не застраховал находящееся у него имущество  Комитента,
за исключением случая, когда страхование обязательно по закону.
    Перечень видов обязательного страхования определен ст. 6 Зако-
на о страховании,  но к договору комиссии это отношения не  имеет.
Исключение может составлять п. 25 ст. 6 Закона о страховании, пре-
дусматривающий страхование авиационных судов.
    4. Статья 404 ГК обязывает Комиссионера после выполнения пору-
чения  предоставить Комитенту отчет.  В свою очередь, Комитент при
наличии возражений по отчету обязан сообщить о них Комиссионеру  в
течение трех месяцев со дня получения отчета.  Если такие возраже-
ния не поступили в указанный срок, отчет считается принятым. Одна-
ко рассматриваемая статья предоставляет сторонам право согласовать
иные условия для принятия отчета Комиссионера. В договоре комиссии
данное условие может быть изложено следующим образом:
    "Отчет Комиссионера о выполнении поручения считается не приня-
тым  Комитентом до получения Комиссионером специального  сообщения
Комитента о принятии Отчета.  Срок для принятия Отчета  Комитентом
не может превышать шести месяцев, и по истечении этого срока Отчет
считается принятым".
    5. Статьей 407 ГК установлено, что Комиссионер не имеет  права
на  возмещение расходов по хранению находящегося у него  имущества
Комитента, если в законе или договоре не установлено иное. В дого-
воре комиссии данное условие может быть изложено  следующим  обра-
зом:
    "Комитент обязан, дополнительно к  комиссионному  вознагражде-
нию,  возместить Комиссионеру документально подтвержденные расходы
по хранению товара, переданного на комиссию".
    С одной стороны, отношения по возмещению расходов по  хранению
имущества  Комитента просты. Но, с другой стороны, они усложняются
некоторыми подзаконными нормативными актами, регулирующими  данные
отношения. Такими нормативными актами являются:
    1. Порядок  занятия  торговой  деятельностью  и  правила  тор-
гового обслуживания населения, утвержденные постановлением Кабине-
та Министров Украины от 08.02.95 г. № 108.
    2. Правила  комиссионной  торговли непродовольственными  това-
рами,  утвержденные  приказом  Министерства  внешних экономических
связей и торговли Украины от 13.03.95 г. № 37.
    3. Инструкция о порядке оформления  субъектами  хозяйствования
операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольствен-
ными товарами, утвержденная приказом Министерства внешних экономи-
ческих связей и торговли Украины от 08.07.97 г. № 343.
    Согласно последнему документу при возврате Комитенту  нереали-
зованных товаров, находящихся у субъекта предпринимательства более
одного рабочего дня, Комитент возмещает  расходы  по  хранению его
товара за полный месяц от установленной цены  товара  в  следующих
размерах:
    - 2 % - за первые 30 календарных дней;
    - 3 % - за последующие 30 календарных дней;
    - 4 % - за последующие 30 календарных дней от остаточной  цены
товара после проведенных уценок.
    Однако в ГК указано, что Комиссионер не имеет права на  возме-
щение  расходов по хранению находящегося у него имущества Комитен-
та, если в законе или договоре не установлено иное.  Все  перечис-
ленные нормативные акты к законам не  относятся,  поэтому  в  этой
части могут носить только рекомендательный характер.
    6. Согласно части третьей ст. 407 ГК все расходы  по  доставке
сдаваемых  на комиссию сельскохозяйственных продуктов к указанному
в договоре месту их продажи относятся за счет  Комитента,  если  в
договоре не предусмотрено иное. В договоре комиссии данное условие
может быть изложено следующим образом:
    "Комиссионер за свой счет производит доставку продуктов к мес-
ту их продажи".
    7. Статья 410 ГК предусматривает, что Комиссионер имеет  право
отказаться  от исполнения принятого поручения только при  условии,
что такое право  предусмотрено  договором  (исключение  составляют
случаи, когда это вызвано невозможностью выполнения поручения  или
нарушением Комитентом договора комиссии). В договоре комиссии дан-
ное условие может быть изложено следующим образом:
    "Комиссионер  имеет  право  в любой  момент  по любым причинам
отказаться  от принятого поручения по данному Договору. При отказе
от  принятого  поручения  до его  полного  исполнения  Комиссионер
лишается права на вознаграждение, но имеет право на возмещение до-
кументально подтвержденных расходов".  Один из вариантов изложения
последнего предложения: "При отказе от принятого поручения до  его
полного исполнения Комиссионер имеет право на  вознаграждение про-
порционально выполненной части поручения".
    В соответствии со ст.  407  ГК  Комиссионер  обязан  письменно
сообщить  Комитенту о своем  отказе.  Договор  комиссии  сохраняет
свою силу в течение двух недель со дня получения  Комитентом  уве-
домления Комиссионера об отказе от выполнения поручения.
    Если Комиссионер откажется от выполнения  принятого  поручения
вследствие нарушения договора комиссии Комитентом, он вправе полу-
чить как возмещение понесенных расходов, так и  комиссионное  воз-
награждение.
    В заключение необходимо отметить, что в консультации  рассмот-
рены  нормы, регулирующие непосредственно комиссию, однако имеется
ряд диспозитивных норм, которые могут быть применены ко всем видам
обязательств.  Их также требуется правильно применять при заключе-
нии договоров комиссии.


    Перечень  сокращенных  обозначений нормативных документов, ис-
пользованных в данной консультации:

    1. Закон о страховании -  Закон  Украины  "О  страховании"  от
07.03.96 г.  № 85/96-ВР с изменениями и дополнениями.
    2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении  прибыли
предприятий"  от  28.12.94  г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
    3. Закон о НДС  -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97- ВР с изменениями и дополнения-
ми.
    4. Правила комиссионной торговли - Правила  комиссионной  тор-
говли  непродовольственными  товарами,  утвержденные  приказом Ми-
нистерства  внешних  экономических  связей  и торговли  Украины от
13.03.95 г.  № 37.


------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 44/00, стр. 76
[03.11.2000]
Константин Докийчук
адвокат
------------------------------------------------------------------