В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете  ди-
    ректор вновь созданного предприятия приобрел за  наличные  де-
    нежные средства компьютер стоимостью 11322 грн. Имеется товар-
    ный чек, кассовый чек и  налоговая  накладная,  выписанная  на
    фирму.
    Бухгалтер отразил задолженность перед подотчетным лицом, одна-
    ко уплаченные  суммы НДС в  налоговый кредит включены не были,
    т.к. предприятие не осуществляло деятельности, а включены были
    в корректировку к декларации по НДС через несколько месяцев.
    Как отразить данную операцию в налоговом учете?  Как  оформить
    документально зачисление компьютера на баланс  и  не  потерять
    право на налоговый кредит?

    * * *

    В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухучете ( 996-14 ) осно-
ванием для  бухгалтерского  учета хозяйственных  операций являются
первичные документы, фиксирующие факт осуществления  хозяйственных
операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществ-
лении хозяйственной  операции, а если это невозможно - непосредст-
венно после ее окончания.
    Хозяйственная операция должна  быть  отражена  в  учетных  ре-
гистрах в том отчетном периоде, в котором она была осуществлена.
    Учет инвентарных объектов основных средств ведется с  примене-
нием типовых форм первичного учета, утвержденных  приказом  Минис-
терства статистики Украины от 29.12.95 г. № 352. Формой первичного
учета основных средств является ф. №  03-6  "Инвентарная  карточка
учета основных средств".  На основании "Акта приемки-передачи  ос-
новных средств" (ф.  № 03-1) основные средства вводятся в эксплуа-
тацию.
    Аналитический учет основных средств в бухгалтерском учете  ве-
дется по каждому объекту отдельно.
   В соответствии с пп. 5.3.2 ст. 5 Закона о прибыли ( 334/94-ВР )
не относятся на валовые расходы суммы, уплаченные в связи с приоб-
ретением, строительством,  реконструкцией, модернизацией, ремонтом
и другими улучшениями основных фондов, подлежащих амортизации.
    Стоимость расходов на приобретение основных средств в  налого-
вом учете будет отражена в сумме амортизационных отчислений, кото-
рые предприятие начисляет  после  зачисления  на  баланс  основных
производственных фондов.  Иначе говоря, на  сумму  амортизационных
отчислений будет уменьшаться валовой  доход  последующих  отчетных
периодов.
    Нормы Закона о НДС ( 168/97-ВР ) распространяются исключитель-
но на лиц, зарегистрированных в налоговом органе  в качестве  пла-
тельщиков налога на добавленную стоимость и имеющих  свидетельство
плательщика НДС.  Отсутствие свидетельства плательщика НДС не поз-
воляет формировать налоговый кредит по суммам НДС,  уплаченного  в
связи с приобретением ТМЦ.
    В соответствии с пп. 7.4.1 ст.7 Закона о НДС суммы НДС,  упла-
ченные (начисленные) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи
с приобретением (сооружением) основных фондов, подлежащих  аморти-
зации, включаются в состав налогового кредита такого отчетного пе-
риода независимо от сроков ввода в эксплуатацию  основных  фондов.
Включение в состав налогового кредита суммы НДС не зависит от  то-
го, имел ли налогоплательщик налогооблагаемые  обороты  в  течение
такого отчетного периода.
    В соответствии с пп. 7.4.5 ст. 7 Закона о НДС не включаются  в
налоговый кредит расходы по уплате налога, не подтвержденные нало-
говыми накладными.  С учетом того,  что  предприятие  при  покупке
компьютера получило налоговую накладную, оно имеет право на  нало-
говый кредит.
    В соответствии с п. 4.5 ст. 4 Закона о НДС предусмотрена  воз-
можность проведения корректировки ранее начисленных налоговых обя-
зательств и налогового кредита в случае, если осуществляется любое
изменение суммы компенсации за проданный товар, включая перерасчет
при возврате проданных товаров, если такие отношения  складываются
между плательщиками НДС.
    В соответствии с пп. 5.8 п. 5 Порядка заполнения и представле-
ния налоговой декларации по НДС, утвержденного  приказом  ГНАУ  от
30.05.97 г. № 166 ( z0250-97 ), предусмотрена  корректировка нало-
гового кредита (стр. 16 декларации по НДС).
    Корректировка сумм налогового кредита осуществляется  в  соот-
ветствии с вышеприведенными законодательными и нормативными требо-
ваниями у покупателя этих товаров (работ, услуг) при изменении це-
ны или условий договора.
    Таким образом, в нашем случае предприятие как бы не имеет пра-
ва на проведение корректировки.
    Но, учитывая, что предприятие имеет право на налоговый кредит,
отражение ранее уплаченной суммы НДС путем корректировки не  будет
нарушением.
    При заполнении стр. 16 декларации необходимо представлять при-
ложение 2 к налоговой декларации "Расчет корректировки сумм НДС".


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№16/01, стр. 66
[23.04.2001]
Тамара Вовченко
Бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------