Учреждение  -  плательщик  НДС  финансируется  за  счет  Госу-
    дарственного бюджета согласно  утвержденной  смете  доходов  и
    расходов. Вместе с тем учреждение оказывает платные услуги на-
    селению и частным предприятиям. Средства, полученные от оказа-
    ния таких услуг, расходуются на потребности учреждения соглас-
    но смете. Имеет ли право предприятие отнести сумму НДС в нало-
    говый кредит при оплате ремонта  административного здания, за-
    купки медпрепаратов и других хозяйственных нужд  на  основании
    налоговых накладных, полученных от продавца?

    * * *

    Прежде всего, необходимо напомнить, что, согласно  Постановле-
нию № 17 ( 17-2000-п ) смета доходов и расходов  бюджетного учреж-
дения, организации  является  основным  плановым документом, подт-
верждающим  полномочие получения  доходов  и осуществления  расхо-
дов, определяет объем и направление денежных средств для  выполне-
ния ими своих функций и достижения целей, определенных  на  год  rв
соответствии с бюджетными назначениями.
    Смета имеет две составляющие:
    общий фонд - содержит объем поступлений из общего фонда бюдже-
та и распределение расходов по полной экономической  классификации
во исполнение учреждениями основных функций;
    специальный фонд - содержит объем поступлений из  специального
фонда бюджета и их распределение по полной экономической классифи-
кации на осуществление  расходов специального  назначения, а также
на реализацию  приоритетных  мероприятий, связанных  с выполнением
учреждением основных функций.
    В случае, когда объем осуществляемых налогооблагаемых операций
по продаже товаров (работ, услуг) (поступлений специального  фонда
сметы) бюджетного учреждения, организации в течение любого периода
из последних двенадцати календарных месяцев превысил 3600  необла-
гаемых минимумов доходов граждан, такое  учреждение,  организация,
согласно п. 2.1 ст. 2 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) обязано зарегист-
рироваться плательщиком НДС.
    База налогообложения операций по продаже товаров  (работ,  ус-
луг) согласно п. 4.1 ст. 4 Закона о НДС определяется исходя из  их
договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным  или
регулируемым ценам (тарифам).  В соответствии с пп. 7.4.1  п.  7.4
ст. 7 Закона о НДС налоговый кредит отчетного периода  состоит  из
сумм налогов, уплаченных (начисленных) налогоплательщиком в отчет-
ном периоде в связи с приобретением  товаров (работ, услуг), стои-
мость которых относится к составу валовых расходов {1} производст-
ва (обращения).  Основанием для включения в налоговый кредит упла-
ченных сумм НДС является  выписанная  продавцом товаров  налоговая
накладная или таможенная декларация.
    Необходимо отметить, что поступления  денежных средств за счет
средств  государственного бюджета (поступления общего фонда сметы)
не имеют признаков  валовых доходов.  В свою очередь расходы, осу-
ществляемые учреждением за счет таких средств (расходы общего фон-
да сметы) не являются валовыми расходами.  Поэтому на движение де-
нежных средств по общему фонду сметы действие Закона о НДС и Зако-
на о прибыли ( 334/94-ВР ) не распространяется.
    Таким образом, бюджетное  учреждение, организация, зарегистри-
рованная в налоговых органах как плательщик НДС,  имеет  право  на
отнесение в налоговый кредит уплаченных сумм НДС при осуществлении
платежей только за счет средств специального фонда сметы по приоб-
ретенным:
    - медицинским препаратам;
    - работам, связанным с проведением  ремонта  административного
здания и т.д.
    на основании выписанных продавцом налоговых накладных.

    Пример

    В органах Государственного  казначейства  организации  открыты
следующие регистрационные счета:
    - регистрационный счет для учета денежных средств общего фонда
сметы (субсчет 321);
    - регистрационный счет для учета специальных денежных  средств
(субсчет 323).
    Следует напомнить, что  Перечнем № 146 ( z0418-00 ) определены
собственные поступления бюджетных учреждений и организаций, форми-
рующие специальный фонд сметы, а также цели, на которые они  могут
расходоваться. Согласно п. 1 р. I. Перечня № 146 средства  от пре-
доставления платных услуг бюджетными учреждениями и  организациями
и других поступлений учреждений, согласно  действующему  законода-
тельству направляются на расходы, связанные с предоставлением  та-
ких услуг, или на цели, предусмотренные отдельными нормативно-рас-
порядительными актами.  То есть если санэпидстанция получает плату
за проведение санитарно-эпидемиологического  контроля от субъектов
предпринимательской деятельности, то расходы за счет таких поступ-
лений направляются, в  частности  на  приобретение  медпрепаратов,
необходимых для проведения такого контроля.
    Планом счетов  для бюджетных учреждений  не предусмотрены суб-
счета второго порядка для учета налоговых обязательств и налогово-
го кредита, поэтому, по мнению автора, целесообразно ввести допол-
нительные субсчета:
    643 "Налоговые обязательства";
    644 "Налоговый кредит".

---+---------------------------------+-------+-------+------------
№  |    Содержание операции          |  Д-т  |  К-т  | Сумма, грн.
п/п|                                 |       |       |
---+---------------------------------+-------+-------+------------
 Приобретение товаров (работ, услуг) за  счет средств специального
 фонда сметы
---+---------------------------------+-------+-------+------------
1  | Начислена плата за проведенный  |  675  |  711  |   3 600,00
   | санитарно-эпидемиологического   |       |       |
   | контроль (на условиях предопла- |       |       |
   | ты)                             |       |       |
   |---------------------------------+----------------------------
   | Отражены налоговые обязательства|  811  |  643  |     600,00
---+---------------------------------+-------+-------+------------
2  | Перечислены средства за медпре- |  364  |  323  |     360,00
   | параты                          |641/ндс|  644  |      60,00
---+---------------------------------+-------+-------+------------
3  | Получены медпрепараты           |  233  |  364  |     300,00
   |                                 |  644  |  364  |      60,00
---+---------------------------------+-------+-------+------------
4  | Перечислены средства подрядчикам|  631  |  323  |   1 200,00
   | за проведенные работы по ремонту|641/ндс|  644  |     200,00
   | здания                          |       |       |
---+---------------------------------+-------+-------+------------
5  | Списана на основании подтверж-  |  811  |  631  |   1 000,00
   | дающих документов стоимость вы- |  644  |  631  |     200,00
   | полненных подрядчиком работ     |       |       |
---+---------------------------------+-------+-------+------------
 Приобретение товаров (работ, услуг) за счет средств  общего фонда
 сметы
---+---------------------------------+-------+-------+------------
6  | Получены ассигнования из госу-  |  321  |  701  |   5 000,00
   | дарственного бюджета            |       |       |
---+---------------------------------+-------+-------+------------
7  | Перечислены средства за медпре- |  364  |  321  |     360,00
   | параты                          |       |       |
---+---------------------------------+-------+-------+------------
8  | Получены медпрепараты           |  233  |  364  |     300,00
   |---------------------------------+----------------------------
   | Сумма НДС                       |  801  |  364  |      60,00
---+---------------------------------+-------+-------+------------
9  | Перечислены средства подрядчикам|  631  |  321  |    1200,00
   | за проведенные работы по ремонту|       |       |
   | здания                          |       |       |
   | (в т.ч. НДС - 200,00 грн.)      |       |       |
---+---------------------------------+-------+-------+------------
10 | Списана на основании подтверж-  |  801  |  631  |    1000,00
   | дающих документов стоимость вы- |       |       |
   | полненных подрядчиком работ     |       |       |
---|---------------------------------+-------+-------+------------
   | Сумма НДС                       |  801  |  631  |     200,00
------------------------------------------------------------------

{1} Валовыми расходами согласно  п. 5.1 Закона о прибыли считается
    сумма любых расходов налогоплательщика в денежной,  материаль-
    ной или нематериальной  формах, осуществляемых как компенсация
    стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (производимых)
    таким налогоплательщиком  для их  дальнейшего  использования в
    собственной хозяйственной деятельности.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№16/01, стр. 67
[23.04.2001]
Татьяна Евсеева
Бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------