Они хотят, чтоб арендодательские доходы были раньше
                       арендаторских затрат
              (а мы, честно говоря, - наоборот).
     Коммунальные услуги в налоговом и бухгалтерском учете
                     арендодателя и арендатора

------------------------------------------------------------------

    В прошлом выпуске на с. 38-41 мы рассматривали  вопросы,  свя-
занные с отражением в бухгалтерском учете арендной платы при арен-
де недвижимости у госпредприятий. Но арендной платой взаимоотноше-
ния арендодателя и арендатора обычно не исчерпываются.  Так, арен-
додатель зачастую рассчитывается с  коммунальными  службами  и  за
арендатора, а последний компенсирует ему понесенные расходы. И раз
уж эти транзитные платежи существуют, то  арендодателю  приходится
каким-то образом их учитывать. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Кстати, хотя речь пойдет об арендодателях - "госах, большая  часть
сказанного вполне применима и в других случаях.
    Согласно п. 3 Методики расчета и порядка  использования  платы
за аренду государственного имущества, утвержденных  Постановлением
КМУ от  04.10.95 г. № 786 ( 786-95-п ) (далее - Методика) {1} рас-
ходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, пре-
доставленные арендатору, в  арендную  плату не включаются. На пре-
доставление  таких  услуг  составляется  отдельный  договор,  при-
мерная форма которого  утверждена приказом  Фонда  госимущества от
23.08.2000 г. № 1774 (далее - Примерный договор).  В числе  услуг,
которые арендодатель предоставляет арендатору,  Примерный  договор
называет и коммунальные.
    Если у арендатора стоят счетчики, то он оплачивает такие услу-
ги исходя из показаний счетчиков. Если же счетчиков нет, то услуги
распределяются по договоренности сторон: пропорционально  площади,
количеству работников, мощности электрооборудования и т.д.

    Валовые затраты и валовые доходы

    По поводу налогового учета таких  коммунальных  услуг  ГНАУ  и
Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности  сошлись
во мнении, что проходящие транзитом через арендодателя суммы  ком-
пенсации коммунальных платежей включаются в его валовые  доходы  и
валовые затраты (см. письма  ГНАУ  от 05.01.2000 г. № 34/6/15-1116
( v0034225-00 ) и Комитета ВР по вопросам  финансов  и  банковской
деятельности  от 23.05.2000 г. № 06-10/328 ( v_328450-00 ) в "Бух-
галтере" № 20'2000 на с. 62-63).
    Небольшое отступление. С юридической точки зрения арендодатель
арендатору коммунальные услуги не предоставляет.  Просто арендатор
участвует в расходах арендодателя, возмещая  ему  часть  стоимости
этих услуг.
    Здесь можно провести аналогию с совместной деятельностью (СД),
когда участник, на которого возложено ведение  общих  дел  СД,  от
своего имени заключает  договоры,  связанные  с  обеспечением  СД,
приобретает гражданские права и несет обязанности по этим  догово-
рам. Однако он имеет право требовать, в том числе путем предъявле-
ния иска, покрытия своих расходов всеми участниками СД.
    Правда, при таком подходе у арендодателя уже не будет ни вало-
вых доходов и затрат, ни налоговых обязательств и кредита по НДС в
части услуг, транзитом прошедших к  арендатору.  У  арендатора  же
возникнут проблемы с отнесением коммунальных услуг на валовые зат-
раты и в налоговый кредит.  Так что "себе дешевле" не делать рево-
люций и просто согласиться с точкой зрения упомянутых ведомств.
    А вот с чем согласиться трудно, так это с их подходом  к  дате
возникновения валовых затрат у арендодателя. И налоговики, и коми-
тетчики почему-то решили, что коммунальные платежи в состав затрат
арендодателя включаются только в  момент  их  перечисления  комму-
нальным  службам.  К счастью, правило  первого  события  для  воз-
никновения валовых  затрат установлено в  п. 11.2 Закона о Прибыли
( 334/94-ВР ) - и отменить его никакие письма не в состоянии. Поэ-
тому  отважные арендодатели  могут  побороться  за законное  право
включения в валовые затраты коммунальных услуг даже при отсутствии
их оплаты.
    В отношении определения первого  события  можно  отметить  еще
один интересный момент. В случае отсутствия предоплат валовые зат-
раты по коммунальным услугам возникают в месяце их предоставления,
причем независимо от даты выписки счета (акта)  на  предоставление
услуг.
    Такой порядок описан в п/п. 11.2.1 Закона о Прибыли, где одним
из перечисленных событий для увеличения валовых затрат является

    "для работ (услуг) - дата фактического получения  плательщиком
    налога результатов работ (услуг)".

    Если счета выписаны коммунальниками  в  месяце  предоставления
услуг - вопросов не возникает, но  бывает,  что  счет  датируется,
скажем, 15 числом следующего месяца (естественно, в нем  написано,
что он выставлен за услуги предыдущего месяца).  По нашему мнению,
несмотря на более позднюю дату счета, сумма указанных в нем комму-
нальных платежей в этом случае может быть включена в валовые  зат-
раты предыдущего месяца.  Разумеется, это возможно лишь при  усло-
вии, что сумма выставленного счета  становится  известной  еще  до
представления декларации о прибыли (или  расчета  авансовых  взно-
сов).
    Конечно, не исключена вероятность того, что налоговики не  за-
хотят признать услуги в валовых затратах в  месяце  их  получения,
если подтверждающий счет (акт) будет датирован следующим  месяцем.
И в подтверждение своей позиции приведут, например, такие  доводы:
в месяце  предоставления услуг отсутствовал документ, подтверждаю-
щий предоставление услуг, на что указывает более поздняя  дата его
выписки, - следовательно,  в соответствии  с  п/п. 5.3.9  Закона о
Прибыли предприятие  не имело права включать к валовые затраты ус-
луги, не подтвержденные документально.
    Мы с подобными выводами не согласны.  По нашему мнению, в п/п.
5.3.9 Закона речь идет о наличии документов, подтверждающих  вало-
вые затраты в принципе, то есть вообще, а не "конкретно  в  момент
возникновения валовых затрат".  Дата же возникновения затрат опре-
деляется п/п. 11.2.1 Закона о Прибыли, и позже выписанный счет ни-
как на нее не влияет.  Главное, чтобы счет был в наличии на момент
проверки.
    В аналогичном порядке определяется и дата возникновения  вало-
вых доходов у арендодателя  по  полученным  от  арендатора  комму-
нальным платежам. Ею будет либо дата получения предоплаты от арен-
датора, либо последнее число  месяца,  в  котором  предоставлялись
коммунальные услуги.
    Причем уж тут-то налоговики наверняка потребуют включить в ва-
ловые доходы арендодателя сумму коммунальных услуг,  предоставлен-
ных через него арендатору, даже при  отсутствии  счета  от  комму-
нальных служб.  Ведь поскольку речь идет о доходах, а не затратах,
они не станут говорить, что доходы-де без счета не подтверждены, и
не будут упирать на то, что до выставления счета стоимость предос-
тавленных услуг неизвестна.
    К сожалению, противопоставить фискальной несимметричности  по-
зиций налоговиков можно лишь здравый смысл.

    НДС

    А вот с НДС дело обстоит несколько  иначе.  В  соответствии  с
п/п. 7.3.1  Закона об НДС ( 168/97-ВР ) при  отсутствии  предоплат
датой возникновения налоговых обязательств для работ  (услуг)  яв-
ляется дата оформления документа, удостоверяющего факт  выполнения
работ (услуг) плательщиком налога.
    Казалось бы, написано достаточно четко. Так нет же, ГНАУ и тут
умудрилась все перевернуть с ног на голову. На протяжении ощутимо-
го промежутка времени при определении даты возникновения налоговых
обязательств по услугам налоговая  использовала  в  своих  письмах
нормы Закона о Прибыли (где речь идет, напомним, о фактическом по-
лучении, а не о документе),  ссылаясь  при  этом...  на  Закон  об
НДС! {2} Правда, затем в ГНАУ,  похоже,  спохватились  и  все-таки
удосужились прочитать п/п. 7.3.1 Закона об НДС.  Во всяком случае,
в более свежих письмах налоговиками приводится уже  дата  согласно
этому Закону. {3}
    Впрочем, учитывая переменчивость настроений данного органа, не
исключаем, что налоговики снова передумают  и  опять  когда-нибудь
применят для НДС сроки из Закона о Прибыли.  Однако независимо  от
мнений ГНАУ приоритет нужно отдавать Закону об НДС, согласно кото-
рому при отсутствии предоплат по  коммунальным  услугам  налоговые
обязательства у арендодателя возникают на дату  выставления  счета
(акта) арендатору, а налоговый кредит - на дату получения  налого-
вой накладной от коммунальных служб.
    Нюанс: тем арендодателям, у которых недвижимость арендуют бюд-
жетники, следует помнить, что в этом случае у них  (арендодателей)
валовые  доходы и НДС  возникают по  оплате  (п/п. 11.3.5 Закона о
Прибыли и п/п. 7.3.5 Закона об НДС).
    Бывает и так, что  арендодатель  (потребитель  электроэнергии)
заключает с арендатором-бюджетником (субпотребителем)  договор  на
поставку электроэнергии. {4} Возможность  заключения таких догово-
ров предусмотрена в п. 1.10 и 8.2 Правил пользования электрической
энергией, утвержденных  постановлением  НКРЭ от 31.07.96 г.  № 28.
Сведения о таком субпотребителе указываются в приложении к догово-
ру основного потребителя (арендодателя) и энергоснабжающей органи-
зации согласно типовой форме  договора  о  поставке  электрической
энергии.
    В таком случае у арендодателя в части электроэнергии,  постав-
ленной арендатору-бюджетнику, налоговый кредит будет  определяться
тоже по кассовому методу в соответствии с п. 11.11 Закона об НДС.
    Что ж, о налогообложении коммунальных услуг, кажется,  сказано
достаточно. Перейдем к бухучету.

    Бухучет

    Выше мы говорили, что согласно п. 3 Методики коммунальные  ус-
луги не включаются в арендную плату.  Отсюда напрашивается  вывод,
что в доходы от аренды они не входят и, соответственно, на субсче-
те 713 не отражаются.  Поскольку доход арендодателя от  предостав-
ленных коммунальных услуг относится к его операционной деятельнос-
ти, то отражаться он, по нашему  мнению, должен на субсчете 719, а
связанные с ним расходы - на субсчете 949.
    У арендатора же полученные коммунальные услуги  будут  показы-
ваться в обычном порядке в зависимости от вида деятельности, с ко-
торым связано их потребление.
    Пример.  От коммунальных  служб арендодатель  получил  счет на
оплату  коммунальных  услуг на  сумму 360 грн. (в том числе НДС 60
грн.). Из них услуги в размере:
    - 120 грн. (в том числе НДС 20 грн.) - были потреблены  непос-
редственно арендодателем;
    - 240 грн. (в  том  числе  НДС  40 грн.) - были  предоставлены
арендатору.
    Арендатор и арендодатель к бюджетным организациям не  относят-
ся.

    Учет у арендодателя

-----+------------------------------------+-------+-------+-------
№    |        Содержание хозоперации      |  Д-т  |  К-т  | Сумма
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1    |                2                   |   3   |   4   |   5
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1    | Получение услуг арендодателем и    |       |       |
     | "передача" их арендатору - первое  |       |       |
     | событие (предоплат не было)        |       |       |
1.1  | Отнесена арендодателем на затраты  |       |       |
     | плата за предоставленные коммуналь-|       |       |
     | ные услуги в части:                |       |       |
1.1.1| потребленной арендодателем:        |       |       |
     | а) 9-й класс счетов                | 23, 91|  631  |  100
     |                                    | 92, 93|       |
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 8-й и 9-й классы счетов {5}     |   84  |  631  |  100
     |                                    | 23, 91|   84  |  100
     |                                    | 92, 93|       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.1.2| потребленной арендатором:          |       |       |
     | а) 9-й класс счетов                |  949  |  631  |  200
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 8-й и 9-й классы счетов         |   84  |  631  |  200
     |                                    |  949  |   84  |  200
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.2  | Отражен налоговый кредит по НДС    |641/НДС|  631  |   60
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.3  | Оплачены арендодателем коммунальные|  631  |  311  |  360
     | услуги                             |       | (301) |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.4  | Выставлен арендодателем счет арен- |  361  |  719  |  240
     | датору за коммунальные услуги      |       |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.5  | Отражено налоговое обязательство по|  719  |641/НДС|   40
     | НДС                                |       |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.6  | Списан на финансовый результат до- |  719  |  791  |  200
     | ход от реализации коммунальных     |       |       |
     | услуг                              |       |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.7  | Получена от арендатора плата за    |  311  |  361  |  240
     | коммунальные услуги                | (301) |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2    | Перечисление предоплат за комму-   |  311  |  361  |  240
     | нальные услуги арендатором арендо- | (301) |       |
     | дателю и арендодателем коммунальным|       |       |
     | службам - первое событие (предос-  |       |       |
     | тавление услуг - второе событие)   |       |       |
1.2  | Перечислена арендодателем предопла-|       |       |
     | та за коммунальные услуги          |       |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.2  | Отражен налоговый кредит по НДС    |641/НДС|  644  |   60
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.3  | Получена от арендатора предоплата  |  311  |  681  |  240
     | по коммунальным услугам            | (301) |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.4  | Отражено налоговое обязательство по|  643  |641/НДС|   40
     | НДС                                |       |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.5  | Свернуты задолженности арендодателя|  631  |  371  |  360
     | и коммунальных служб               |       |       |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.6  | Свернуты задолженности арендодателя|  681  |  361  |  240
     | и арендатора                       |       |       |
------------------------------------------------------------------

    В случае получения арендодателем предоплаты  от  арендатора  и
перечисления им предоплат коммунальным службам проводки по отраже-
нию  расходов  арендодателя  будут  идентичны проводкам 1.1 - 1.2,
только в проводке 1.2 вместо субсчета 641/НДС будет использоваться
субсчет 644.
    Проводки по начислению доходов тогда будут аналогичны  провод-
кам 1.4 - 1.6 с той лишь разницей, что  вместо  субсчета 641/НДС в
проводке 1.5 будет использован субсчет 643.
    Но до сих пор были показаны лишь крайние случаи: либо  предоп-
лат не было вообще, либо они были на обоих этапах. Жизнь, конечно,
богаче, поэтому вкратце - о "промежуточных" вариантах.
    Если арендодатель получил предоплату  от  арендатора,  но  сам
коммунальные услуги не предоплачивал - ему необходимо  будет  сос-
тавлять  проводки 1.1 - 1.6, 2.3, 2.4 и 2.6. При  этом  в проводке
7.5 вместо субсчета 641/НДС нужно использовать субсчет 643.
    В противоположной же ситуации - при перечислении арендодателем
предоплаты коммунальникам и передаче  услуг  арендатору  с  после-
дующей постоплатой - проводки по предоплате  будут идентичны 2.1 и
2.2, а по услугам арендодателя - 1.1 и 1.2 - с той лишь  разницей,
что вместо  субсчета 641/НДС в проводке 1.2 будет использован суб-
счет 644.
    По услугам, предоставленным арендатору, составляются  проводки
1.4 - 1.7.

    Учет у арендатора

-----+------------------------------------+-------+-------+-------
№    |        Содержание хозоперации      |  Д-т  |  К-т  | Сумма
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1    | Получение услуг - первое событие   |       |       |
     | (предоплаты не было)               |       |       |
1.1  | Отнесена на затраты арендатора пла-|       |       |
     | та за коммунальные услуги:         |       |       |
     | а) 8-й класс счетов                |   84  | 68 {6}|  200
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 9-й класс счетов                |  23,  |  631  |  200
     |                                    | 91-94 |       |
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | в) 8-Й и 9-й классы счетов         | 84 23,|  631  |  200
     |                                    | 91-94 |   84  |  200
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.2  | Отражен налоговый кредит по НДС:   |       |       |
     | а) 8-й класс счетов                | 64/НДС|   68  |   40
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 9-й или 8-й и 9-Й классы счетов |641/НДС|  631  |   40
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
1.3  | Оплачены арендатором коммунальные  |       |       |
     | услуги:                            |       |       |
     | а) 8-й класс счетов                |   68  |31 (30)|  240
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 9-й или 8-й и 9-й классы счетов |  631  |  311  |  240
     |                                    |       | (301) |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2    | Перечисление арендатором предоплаты|       |       |
     | за коммунальные услуги - первое со-|       |       |
     | бытие (получение услуг - второе со-|       |       |
     | бытие)                             |       |       |
2.1  | Перечислена арендодателю предоплата|       |       |
     | за коммунальные услуги:            |       |       |
     | а) 8-й класс счетов                |   37  |31 (30)|  240
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 9-й или 8-й и 9-й классы счетов |  371  |  311  |  240
     |                                    |       | (301) |
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.2  | Отражен налоговый кредит по НДС:   |       |       |
     | а) 8-й класс счетов                | 64/НДС| 64/НК |   40
     |                                    |       |  {7}  |
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 9-Й или 8-Й и 9-й классы счетов |641/НДС|  644  |   40
-----+------------------------------------+-------+-------+-------
2.3  | Свернуты задолженности:            |       |       |
     | а) 8-й класс счетов                |   68  |   37  |  240
     |------------------------------------+-------+-------+-------
     | б) 9-й или 8-й и 9-й классы счетов |  631  |  371  |  240
------------------------------------------------------------------

    При наличии предоплаты проводки по отражению расходов  аренда-
тора будут аналогичны проводкам 1.1 - 1.2, только в проводке 1.2 у
"восьмиклассников" вместо субсчета 64/НДС применяется 64/НК,  а  у
всех остальных вместо субсчета 641/НДС используется  субсчет  644.
    На этом, пожалуй, с коммунальными  услугами можно попрощаться.
Появится что-нибудь новенькое - сообщим.

{1} См. "Бухгалтерскую газету" № 12'2000, с. 16-18.
{2} См. письма ГНАУ от 12.05.2000 № 6514/7/16-1201 и от 20.06.2000
    г. № 196/2/16-1210  в  "Бухгалтере"  № 22'2000  на  с. 49-50 и
    № 23'2000 на с. 56 соответственно.
{3} См.  письма  ГНАУ от 26.01.2001 г.  № 1054/7/16-1217-26  и  oт
    19.03.2001 г.  № 3544/7/16-1117 в "Бухгалтерской газете" № 11'
    2001 на с. 5 и № 15'2001 на с. 10 соответственно.
{4} Согласно письму НКРЭ от 19.06.98 г. № 05-39-06/840  (см. "Бух-
    галтер" № 19'99, с. 67) поставка электроэнергии  субпотребите-
    лям на основании заключенных  договоров  -  лицензированию  не
    подлежит.
{5} Ввиду того что государственные  предприятия,  как  правило,  к
    субъектам  малого предпринимательства  не относятся  и  правом
    вести только 8-й класс счетов не наделены, проводки  для  8-го
    класса мы не приводим.
{6} Проводки для 8-го класса счетов приводятся  в  соответствии  с
    упрощенным Планом счетов бухгалтерского учета активов, капита-
    ла, обязательств и  хозяйственных  операций  субъектов  малого
    предпринимательства, утвержденным  приказом  Минфина от 19.04.
    2001 г. № 186 (см. "Бухгалтер" № 13'2001, с. 46-47).
{7} "Расчеты по налогам и платежам", субсчет "Налоговый кредит".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№14/01, стр. 43
[01.05.2001]
В. Карпова, Т. Серикова
К.э.н., доцент ХГЭУ
------------------------------------------------------------------