Предприятие "А" является структурным подразделением  предприя-
    тия "Б". Предприятие А предоставляет услуги предприятию Б (его
    сотрудники проживают в общежитии  предприятия  А).  Оплату  за
    проживание вносят  жильцы ниже  себестоимости.  Для возмещения
    расходов  предприятие Б  перечисляет  предприятию  А  денежные
    средства из централизованного фонда или осуществляет  возмеще-
    ние  расходов путем  перераспределения  дохода.  Как при  этом
    отражаются валовые расходы  предприятия А? Может ли возмещение
    от предприятия Б быть без НДС?

    * * *

    Во-первых, услуги предприятие А оказывает физическим лицам  по
тарифам, установленным Кабинетом Министров Украины по согласованию
с Верховной  Радой  Украины  в  соответствии  со  ст.  9  Закона о
ценах ( 507-12 ) {1}.
    Кабинет Министров Украины Постановлением  № 1548 ( 1548-96-п )
утвердил  полномочия  центральных  органов  исполнительной власти,
Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и
Севастопольской городских  государственных  администраций  относи-
тельно  регулирования,  установления  фиксированных  и  предельных
уровней цен (тарифов).
    В соответствии с п. 12 Постановления № 1548  Совет  министров
Автономной Республики Крым, областные, Киевская и  Севастопольская
городские  государственные  администрации  регулируют  (устанавли-
вают), в частности:
    - цены на  топливно-энергетические  ресурсы  (уголь,  угольные
брикеты, топливо печное бытовое,  керосин осветительный, торф топ-
ливный кусковой, дрова, торфяные брикеты, газ сжатый), отпускаемые
населению для бытовых нужд;
    - тарифы на тепловую энергию (услуги теплоснабжения) для  всех
групп потребителей, отпускаемую энергопоставщиками  независимо  от
форм собственности;
    - тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода, предоставляемые
всем потребителям предприятиями коммунальной формы собственности и
населению - предприятиями независимо от форм собственности;
    - тарифы на услуги по уборке, вывозу и обезвреживанию  твердых
бытовых отходов и жидких нечистот, предоставляемые всем потребите-
лям предприятиями независимо от форм собственности;
    - предельные размеры платы за проживание в общежитиях  рабочих
и служащих.
    Например,  распоряжением  Киевской  городской  государственной
администрации от 26.09.2000 г. № 1727 во исполнение  Постановления № 1548 утвержден предельный размер платы за проживание  граждан  в 
общежитиях за койко-место в  месяц (в т. ч. НДС) с 01.04.2001 г.:
    - до 31 грн. - в общежитиях, оборудованных  лифтами  (кроме  1
этажей);
    - до 30 грн. - в общежитиях, не оборудованных лифтами, и на  1
этажах общежитии с лифтами.
    Граждане, проживающие в отдельных комнатах общежитии,  оплачи-
вают  стоимость  коммунальных  услуг  по  тарифам,   установленным
Киевской городской государственной администрацией и  вносят  плату
за пользование жилой площадью за 1 кв. м (в т. ч. НДС):
    - 0,50 грн. - в общежитиях, оборудованных  лифтами  (кроме 1-х
этажей);
    - 0,40 грн. - в общежитиях, не оборудованных лифтами, и на 1-х
этажах общежитии с лифтами.
    Если граждане проживают в общежитии одной  организации  (пред-
приятия), а работают  в другой, плата за  проживание  в  общежитии
начисляется им в общем порядке.  Разницу (размер  которой  опреде-
ляется по договоренности) между расходами на содержание  общежития
и платой за проживание собственнику общежития компенсирует органи-
зация (предприятие), где работают проживающие.
    Граждане, временно (не более одного года) проживающие в  обще-
житии, вносят плату по договоренности, т.е. им цены рассчитываются
исходя из себестоимости содержания общежития.
    Во-вторых, отражение валовых доходов у предприятия  А  зависит
от решения  вышестоящего  (головного)  предприятия  об  уплате  им
консолидированного налога на прибыль, так как в соответствии с  п.
2.1.3  п. 2.1  ст. 2  Закона о  прибыли ( 283/97-ВР ) предприятие,
имеющее филиалы, может принять решение об уплате консолидированно-
го  налога в  бюджеты  территориальных  общин  по  местонахождению
филиалов, и в бюджет территориальной общины по своему  местонахож-
дению.
    Выбор порядка уплаты консолидированного налога на прибыль осу-
ществляется головным предприятием самостоятельно до 1  июля  года,
который предшествует отчетному.  Изменение порядка уплаты налога в
течение отчетного года не разрешается.
    Согласно  п. 3.1  Методических  рекомендаций  для  определения
суммы консолидированного налога на прибыль  головным  предприятием
ведется  учет валовых расходов филиалов и амортизационных отчисле-
ний в соответствии с порядком, установленным  Законом  о  прибыли.
Сумма налога на прибыль филиала  за  отчетный  (налоговый)  период
определяется  расчетно исходя из общей суммы налога,  начисленного
головным предприятием, распределенного  пропорционально  удельному
весу суммы валовых расходов филиалов и амортизационных отчислений,
начисленных по основным фондам, расположенным  по  местонахождению
филиала, в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчисле-
ний головного предприятия в целом.
    Филиалы  самостоятельно  не  уплачивают  налог  на  прибыль, а
расчеты с бюджетом производит юридическое лицо по  консолидирован-
ному балансу с перечислением соответствующей части налога в бюджет
территориальной общины по местонахождению филиала. Ответственность
за своевременное и полное внесение сумм налога в  бюджет  террито-
риальных общин по местонахождению филиалов так же  возлагается  на
предприятие, в составе которого находятся такие филиалы.
    Допустим, что предприятие Б ведет консолидированный учет нало-
га на прибыль, а предприятие А, в свою очередь, не является юриди-
ческим лицом.
    В этом случае получение средств в  бухгалтерском  учете  пред-
приятию  А следует отражать по субсчету  683  "Внутрихозяйственные
расчеты".
    В налоговом учете (пп. 5.4.9 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли)  к
валовым  расходам относятся расходы на содержание  и  эксплуатацию
объектов социальной инфраструктуры,  состоящих  на  балансе  пред-
приятия  и содержащихся за его счет на момент  вступления  в  силу
Закона о прибыли (кроме капитальных расходов, подлежащих амортиза-
ции), в частности, многоквартирного жилищного фонда, включая обще-
жития, одноквартирного жилищного  фонда  в  сельской  местности  и
объектов жилищно-коммунального  хозяйства,  состоящих  на  балансе
юридических лиц, по  которым  предприятием  принято  документально
оформленное решение о передаче на баланс местных советов.
    Если предприятие приняло документально оформленное  решение  о
передаче на баланс местных советов общежития, которое состояло  на
балансе предприятия, то только тогда  расходы  на  его  содержание
включаются в состав валовых расходов предприятия.
    В соответствии с пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС в налого-
вый кредит отчетного  периода  включаются  суммы  НДС,  оплаченные
(начисленные) в связи  с приобретением работ  и  услуг,  стоимость
которых относится в состав валовых расходов ( 168/97-ВР ).
    Если стоимость приобретенных работ и  услуг  не  включается  в
валовые расходы, то суммы НДС, возмещаются за счет соответствующих
источников и в состав налогового  кредита не включаются (пп. 7.4.4
п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС).
    Бухгалтерский и налоговый  учет  описанных  операций  выглядит
следующим образом:

|---|---------------------|----------------|--------|------------|
| № |Содержание операции  | Бухгалтерский  | Сумма, | Налоговый  |
|п/п|                     |    учет        | грн.   |   учет     |
|   |                     |--------|-------|        |------|-----|
|   |                     |  Д-т   |  К-т  |        |  ВД  | ВР  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 1 |Начислена зарплата   |   81   |  661  |   800  |   -  |  800|
|   |обслуживающего       |        |       |        |      |     |
|   |персонала            |   94   |   81  |   800  |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 2 |Отражены начисления  |   82   |   65  |   292  |   -  |  292|
|   |на зарплату          |        |       |        |      |     |
|   |                     |   94   |   82  |   292  |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 3 |Отражены коммунальные|   84   |  631  |  2000  |   -  | 2000|
|   |услуги (отопление,   |        |       |        |      |     |
|   |водоснабжение,       |   94   |   84  |  2000  |      |     |
|   |энергоснабжение)     |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 4 |Отражен НДС          | 641/ндс|  631  |   400  |   -  |  -  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 5 |Оплачены счета за    |  311   |  685  |  1800  | 1500*|  -  |
|   |проживание в общежи- |--------|-------|--------|------|-----|
|   |тии по утвержденному |  685   |  713  |  1800  |      |     |
|   |тарифу               |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 6 |Отражен НДС          |  713   |641/ндс|   300  |  -   |  -  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 8 |Отражена себестои-   |   94   |  683  ||------||      |     |
|   |мость, не возмещенная|        |       || 1592 ||  -   |  -  |
|   |проживающими         |        |       ||------||      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 9 |Получены деньги от   |  311   |  683  |  1592  |  -   |  -  |
|   |предприятия Б (после |        |       |        |      |     |
|   |перераспределения    |        |       |        |      |     |
|   |доходов)             |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
|10 |Отражен финансовый   |  713   |  791  |  1500  |  -   |  -  |
|   |результат            |--------|-------|--------|------|-----|
|   |                     |  791   |   94  |  1500  |  -   |  -  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|


______________________
    * Налогооблагаемая прибыль определяется головным  предприятием
в целом по предприятию и распределяется  между головным  предприя-
тием и филиалами пропорциональна удельному весу  в  сумме  валовых
расходов и амортизационных отчислений. Окончательная сумма валовых
доходов известна только по окончании отчетного периода.


    Прежде чем рассматривать пример, когда предприятие Б не  ведет
консолидированный учет налога на прибыль и предприятие  А  уплачи-
вает его самостоятельно, разберемся с НДС.
    ГНАУ в письме от  09.04.2001  № 1642/6/16-1217 ( v1642225-01 )
разъясняет, что действующим законодательством установлен отдельный
порядок  оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг. Первая часть
состоит из тарифа на услуги,  оплачиваемые  населением,  а  вторая
часть - из дотации бюджета на возмещение убытков от продажи  услуг
по  тарифу.  Оплата стоимости коммунальных услуг,  предоставленных
населению по тарифу, может осуществляться в два этапа:
    - оплата непосредственно населением;
    - оплата за счет бюджетных субсидий, предоставленных в  преде-
лах тарифа.
    Поэтому жилищно-коммунальные хозяйства при приобретении  това-
ров (работ, услуг) имеют право на налоговый кредит пропорционально
доле использования приобретенных товаров (работ, услуг) в  налого-
облагаемых  операциях,  т. е. доле  пропорционально  утвержденного
тарифа.
    Правда, приведенные разъяснения касаются исключительно бюджет-
ных дотаций  на возмещение  убытков  от продажи  услуг  по тарифу,
однако можно предположить, что такой порядок распространяется и на
дотации хозрасчетного предприятия.
    Согласно норме пп. 7.4.3 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС,  определим
долю НДС, включаемую в налоговый кредит ( 168/97-ВР ).

    Всего расходов - 3092 грн. (без НДС)
    Утвержденный тариф - 1500 грн. (без НДС)

    Удельный вес налогооблагаемых операций составит:

    1500 : 3092 = 0,485 или 48,5 %

|---|---------------------|----------------|--------|------------|
| № |Содержание операции  | Бухгалтерский  | Сумма, | Налоговый  |
|п/п|                     |    учет        | грн.   |   учет     |
|   |                     |--------|-------|        |------|-----|
|   |                     |  Д-т   |  К-т  |        |  ВД  | ВР  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 1 |Начислена зарплата   |   81   |  661  |   800  |  -   |  800|
|   |обслуживающего пер-  |        |       |        |      |     |
|   |сонала               |   94   |   81  |   800  |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 2 |Отражены начисления  |   82   |   65  |   292  |  -   |  292|
|   |на зарплату          |        |       |        |      |     |
|   |                     |   94   |   82  |   292  |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 3 |Отражены коммунальные|   84   |  631  |  2000  |  -   | 2000|
|   |услуги (отопление,   |        |       |        |      |     |
|   |водоснабжение,       |   94   |   84  |  2000  |      |     |
|   |энергоснабжение)     |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 4 |Отражен налоговый    |641/ндс |  631  |   194  |  -   |  -  |
|   |кредит по НДС        |        |       |        |      |     |
|   |(48,5 %)             |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 5 |НДС включен в затраты|   84   |  631  |   206  |  -   |  206|
|   |(51,5 %)             |        |       |        |      |     |
|   |                     |   94   |   84  |   206  |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 6 |Оплачены счета за    |  311   |  685  |  1800  | 1500 |  -  |
|   |проживание в общежи- |--------|-------|--------|------|-----|
|   |тии по утвержденному |  685   |  713  |  1800  |      |     |
|   |тарифу               |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 7 |Отражен НДС          |  713   |641/ндс|   300  |  -   |  -  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 8 |Уплачено в бюджет    |641/ндс |  311  |   106  |  -   |  -  |
|   |налоговое обяза-     |        |       |        |      |     |
|   |тельство по НДС      |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 9 |Получено возмещение  |  311   |   48  |  1592  | 1592 |  -  |
|   |себестоимости от     |        |       |        |      |     |
|   |головного предприя-  |        |       |        |      |     |
|   |тия                  |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
|10 |Возмещение признано  |   48   |  713  |  1592  |      |     |
|   |доходом              |        |       |        |      |     |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
|11 |Отражен финансовый   |  713   |  791  |  3092  |  -   |  -  |
|   |результат            |--------|-------|--------|------|-----|
|   |                     |  791   |   94  |  3092  |  -   |  -  |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|

    Как видим, бухгалтерский и налоговый  учет  существенно  отли-
чается от предыдущего примера. В первом примере финансовый резуль-
тат равен нулю, во втором - убыток 206 грн., равный сумме НДС,  не
включенного в налоговый кредит.




    Перечень сокращенных обозначений нормативных  документов,  ис-
пользованных в данной консультации:

    1. Закон о ценах - Закон Украины "О ценах  и  ценообразовании"
от 03.12.90 г. № 507-ХII ( 507-12 ) с изменениями и дополнениями.

    2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении  прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ), в  редакции
Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с измене-
ниями и дополнениями.

    3. Закон о НДС  -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) с  изменениями
и дополнениями.

    4. Методические  рекомендации -  Методические  рекомендации  о
порядке  начисления  и уплаты  консолидированного  налога на  при-
быль, утвержденные приказом Государственной налоговой  администра-
ции Украины от 10.04.98 г. № 175 ( v0175225-98 ), с изменениями  и 
дополнениями.

    5. Постановление  № 1548 -  Постановление  Кабинета  Министров
Украины "Об установлении полномочий  органов исполнительной власти
и исполнительных органов городских советов относительно  регулиро-
вания  цен  (тарифов)"  от  25.12.96  г.  №  1548 ( 1548-96-п )  с
изменениями и дополнениями.




    {1} Положение части третьей ст. 9 Закона о ценах  признано  не
соответствующим Конституции Украины (являются  неконституционными)
согласно решению Конституционного  Суда Украины  от  10.02.2000 г.
№ 2-рп/2000 ( v002p710-00 ).


------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 25/01, стр. 43
[25.06.2001]
Елена Бондаренко
бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------