"Мобильник": приобретение, учет, проблемы

------------------------------------------------------------------

    "Мобилизация" нашего общества уже идет полным  ходом:  сотовый
телефон перестал быть предметом роскоши и  превратился  в  обычное
средство связи.
    Вопрос покупки аппарата  и  подключения  к  оператору  волнует
сегодня многих.
    При покупке "мобильника"  у  предприятия  возникают  следующие
виды расходов:
    1) приобретение аппарата;
    2) его подключение и предоставление номера  (или  приобретение
стартового   пакета,  в  который   входят    смарт-карта,   ваучер
(пластиковая карта с уникальным  кодом,  хранящимся  под  защитным
покрытием, которая применяется для текущей оплаты услуг связи)  на
некоторую сумму, руководство пользователя);
    3) абонентская плата;
    4) повременная плата за внутрисотовую и международную связь;
    5) получение    дополнительных    платных    услуг,    которые
предлагаются операторами:
    -  внешний  роуминг  -  услуга,   позволяющая    автоматически
регистрировать пользовательский терминал в сети другого оператора,
    - переадресация вызова,
    - ожидание вызова,
    - конференц-связь,
    - автоматическое определение номера,
    - детализация  счета  (распечатка  всех  звонков,  совершенных
абонентом за отчетный период с указанием  номера,  длительности  и
стоимости разговора);
    - прием и передача коротких текстовых сообщений,
    - голосовая почта и т. п.
    6) ремонт аппарата,  а  также  замена  компонентов  (элементов
питания);
    Кроме  того, пользователи  сотовых  телефонов  в  соответствии
с п. 10 ст. 1 и п. 9 ст. 2 Закона о пенсионном сборе ( 400/97-ВР )
уплачивают  операторам  сбор   на   обязательное   государственное
пенсионное страхование со стоимости услуг сотовой мобильной связи.

    Приобретение телефона

    Предприятие может выбрать два варианта приобретения:
    1 - в специализированном магазине или  просто  привезти  из-за
границы, т.е. без подключения к сети.  Предположим,  что  в  нашем
случае аппарат приобретен в магазине;
    2 - у оператора - предприятия,  которое  предоставляет  услуги
сотовой мобильной связи.  Во  время  такого  приобретения  сотовый
телефон, как правило, одновременно  подключается  к  сети  сотовой
связи.

    Бухгалтерский учет

    Для правильного отражения в бухгалтерском  учете  приобретения
аппарата    необходимо   учитывать   требования   ПБУ 7  "Основные
средства" ( z0288-00 ).
    Пунктом 4 ПБУ  7  определено,  что  основные  средства  -  это
материальные  активы,  которые   предприятие   содержит   с  целью
использования  их  в процессе производства или  поставки  товаров,
предоставления  услуг,  сдачи  в  аренду  другим  лицам  либо  для
осуществления  административных  и  социально-культурных  функций.
Ожидаемый срок  полезного  использования  (эксплуатации)  основных
средств более одного года (или операционного цикла, если он  более
года).
    В соответствии с п. 8 ПБУ 7 первоначальная  стоимость  объекта
основных средств состоит из следующих расходов:
    - сумм, уплачиваемых поставщикам активов (без  учета  непрямых
налогов);
    - регистрационных   сборов,    государственной    пошлины    и
аналогичных    платежей,  которые   осуществляются   в   связи   с
приобретением основных средств;
    - сумм непрямых налогов в связи с приобретением (если  они  не
возмещаются предприятию);
    - других  расходов,  непосредственно  связанных  с  доведением
основных  средств  до  состояния,  в  котором  они  пригодны   для
использования  в  запланированных  целях  (в  т. ч.  расходов   на
подключение).
    Но прежде чем бухгалтер отразит стоимость телефонного аппарата
в составе основных средств на основании акта ввода в эксплуатацию,
необходимо отразить расходы по его  приобретению  на  счете  учета
капитальных инвестиций.
    В  случае  приобретения  телефона   в   магазине   в   составе
капитальных   инвестиций   (субсчет  152  "Приобретение   основных
средств") отражается только стоимость аппарата.  Если  "мобильник"
приобретен  у  оператора,  то  в  составе  капитальных  инвестиций
отражается сумма расходов на  приобретение  аппарата  и  стоимость
подключения.
    В ПБУ отсутствует  стоимостной  критерий  оценки  материальных
активов,  определяющий   границу  между   основными  средствами  и
малоценными необоротными материальными активами, поэтому стоимость
"мобильника" после ввода в эксплуатацию в любом случае  необходимо
учитывать в составе основных средств.
    Стоимостный   предел   (установленный  в  приказе  об  учетной
политике) может применяться при выборе  бухгалтерского  счета  для
учета "мобильника"  -  109  "Прочие  основные  средства"  или  112
"Малоценные необоротные материальные активы" (сальдо по которым  в
Балансе отражается в стр. 030-032 в составе основных средств).

    Налоговый учет

    Что касается налогового учета,  то в соответствии с  пп. 8.2.2
ст.  8  Закона  о  прибыли ( 334/94-ВР ) "мобильник"  относится  к
группе 2 основных фондов.  На  сумму  расходов,  связанных  с  его
приобретением,  увеличивается  балансовая  стоимость  группы  2  с
последующим начислением амортизации по ставке 6,25% за квартал.
    Если  первоначальная  стоимость  "мобильника"  оказалась  ниже
стоимостного предела отнесения к основным средствам, и он  отнесен
к МНМА {1}, то порядок начисления "налоговой" амортизации выглядит
дотаточно неоднозначно.
    С одной стороны, определение основных  фондов,  приведенное  в
ст. 8 Закона о прибыли, полностью соответствует определению  МНМА,
приведенному в Инструкции  о  применении  Плана  счетов,  то  есть
никаких особенностей начисления амортизации на стоимость МНМА быть
не может (при начислении амортизации необходимо  руководствоваться
ст. 8 Закона о прибыли).  С другой  стороны,  нельзя  не  обратить
внимание   на   письмо  ГНАУ  от  12.01.2001  г.  №  286/7/15-1117
( v0286225-01 ), основная мысль которого  заключается в том, что в
налоговом  учете расходы  на  приобретение  МНМА  учитываются  как
расходы   на    приобретение  материальных  активов  по  правилам,
установленным пп. 5.2.1 п. 5.2 и п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли.  А
именно: расходы  на  приобретение МНМА включаются в состав валовых
расходов  с  дальнейшим участием  их  стоимости в расчете прироста
(убыли) ТМЦ. Такая  логика  коренным образом  противоречит  Закону
о  прибыли,  поэтому автор  не  рекомендует руководствоваться этим
письмом на практике.
    При рассмотрении вопроса  отнесения  расходов  по  подключению
"мобильника" на валовые расходы существуют две точки зрения.
    С одной стороны, в соответствии с п. 8.4.1  Закона  о  прибыли
балансовая стоимость  группы  увеличивается  на  стоимость  других
расходов, понесенных в связи с таким приобретением, но практически
предприятие может в любой момент поменять оператора сотовой связи,
так что нелогично расходы на подключение  каждый  раз  включать  в
стоимость "мобильника".
    С другой стороны, при подключении  "мобильника"  и  присвоении
номера, оператор сотовой связи предоставляет  обычную  услугу,  не
создавая при этом никакого нематериального актива  и  не  продавая
предоставленные ему на правах пользования линии связи.  Просто  за
определенное вознаграждение он разрешает ими пользоваться. Расходы
на покупку стартового пакета, карточки  (чипа)  можно  включать  в
состав валовых расходов на основании пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона
о прибыли как  расходы,  связанные  с  подготовкой,  организацией,
ведением производства, продажей продукции (работ, услуг).
    Что касается  налога  на  добавленную  стоимость,  то  отметим
следующее.
    В  соответствии  с  пп. 7.4.1 ст. 7 Закона о НДС ( 168/97-ВР )
суммы налога на добавленную  стоимость,  уплаченные  (начисленные)
плательщиком налога  в  отчетном периоде в связи  с  приобретением
основных  средств, подлежащих  амортизации,  включаются  в  состав
налогового кредита такого отчетного периода, независимо от  сроков
ввода в эксплуатацию объекта основных средств. То есть предприятие
имеет право  на  увеличение налогового кредита по НДС по  "правилу
первого события" при наличии налоговой накладной.
    В  случае  если  предприятие  -  покупатель  "мобильника"   не
является плательщиком НДС, то уплаченные суммы налога не относятся
к налоговому кредиту, а включаются в состав  балансовой  стоимости
группы 2.

    Ремонт "мобильника"

    Расходы на ремонт "мобильника" учитываются  в  общем  порядке,
предусмотренном для основных средств,  а  именно:  если  стоимость
расходов на ремонт всех  основных  средств  составляет  меньше  5%
балансовой стоимости групп основных средств  на  начало  отчетного
года, то такие расходы  включаются  в  валовые  расходы  в  полном
объеме.  А если стоимость расходов на ремонт  превышает  указанный
норматив, то сумма превышения 5% увеличивает балансовую  стоимость
группы 2 и подлежит дальнейшей амортизации.

    Абонентская плата

    Законом о прибыли никаких ограничений на  включение  в  состав
валовых расходов стоимости услуг мобильной связи  не  установлено,
но письмом ГНАУ от 08.05.2001 г.  № 3324/6/22-3216 ( v3324225-01 )
разъясняется, что  услуги  мобильной связи  и  роуминга могут быть
включены в состав валовых  расходов  только  в  случае,  если  они
используются  исключительно  в  целях, соответствующих определению
хозяйственной   деятельности,    при    наличии    соответствующих
документов,  подтверждающих эти расходы  и  использование  сотовой
связи и роуминга исключительно в производственных целях.
    Поэтому рекомендуем до  проверки  предприятия  контролирующими
органами иметь приказ,  в  котором  определить,  что  приобретение
мобильного   сотового  телефона  -  острая    необходимость    для
предприятия (отдаленность  объектов, разъездной  характер  труда и
т.п.) и что это средство связи должно использоваться исключительно
для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
    Кроме того, необходимо иметь договор  о  предоставлении  услуг
мобильной связи и роуминга  и  расшифровку  счета  за  необходимый
период времени.
    Но  при  использовании  пластиковой    карточки    расшифровки
переговоров    не    будет.   Поэтому   в  данном   случае   можно
порекомендовать  организовать  учет   использования    пластиковой
карточки  на  основе  внутренних  документов   по    аналогии    с
использованием проездных билетов на проезд в городском транспорте.
При этом порядок и направление использования  "мобильника"  (лица,
имеющие   право   пользования  им,  темы  переговоров   и  т. п.),
обеспеченного стартовым пакетом, могут устанавливаться приказом по
предприятию.
    В бухгалтерском  и  налоговом учете операции  по  приобретению
и использованию  пластиковой  карточки  будут  отражены  следующим
образом:

---+-------------------------+---------------+-------+------------
№  |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,|  Налоговый
п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет
   |                         |---------------|       |------------
   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД  |  ВР
---+-------------------------+---------------+-------+------------
1  | Перечислена предоплата  |  371  |  311  |  378  |   -  | 318
   | за пластиковую карточку |       |       |  {2}  |      |
---+-------------------------+---------------+-------+------------
2  | Отражен НДС             |641/НДС|  644  |   60  |      |
   |                         |       |       |       |      |
   |                         |       |       |       |      |
---+-------------------------+---------------+-------+------------
3  | Получена пластиковая    |   39  |  631  |  318  |   -  |  -
   | карточка                |  644  |  631  |   60  |      |
---+-------------------------+---------------+-------+------------
4  | Закрыт аванс            |  631  |  371  |  378  |      |
---+-------------------------+---------------+-------+------------
5  | Списаны расходы отчетно-| 91-94 |   39  |  106  |      |
   | го периода (на основании|       |       |       |      |
   | документов, подтверждаю-|       |       |       |      |
   | щих связь с производст- |       |       |       |      |
   | венной деятельностью)   |       |       |       |      |
------------------------------------------------------------------

    Расходы на использование услуг  мобильной  связи  относятся  к
валовым расходам предприятия-абонента в полном объеме  по  первому
событию, то есть в момент уплаты,  или  по  дате  подписания  акта
приема-передачи работ, который  составляется  между  оператором  и
пользователем услугами связи.
    В  акте  отражается  стоимость  услуг,   предоставленных    за
определенный период (как правило, за месяц).
    Учитывая особенности оплаты  услуг  сотовой  связи,  а  именно
осуществление ее путем внесения авансовых платежей,  заметим,  что
предприятия включают стоимость еще не  полученных  услуг  связи  в
состав валовых расходов на дату осуществления такой оплаты.
    Услуги предоставляются оператором только при  наличии  остатка
средств на лицевом счете абонента, а при достижении  определенного
договором   минимума   такого   остатка,   пользование   телефоном
автоматически   прекращается.  Иногда    операторы   устанавливают
минимальную сумму авансового платежа, которая  лишь  рекомендуется
на следующий период, а блокирование  телефона  осуществляется  при
достижении остатком на счете нулевого значения (или близкой к нулю
сумме).
    Наличие только  расчетного  документа,  который  предоставляет
абоненту  оператор  сотовой  связи  и  который   отражает    время
переговоров и номер адресата, а также стоимость разговора  (услуга
по так называемой "детализации счета"),  не  является  документом,
подтверждающим   связь   указанных    расходов   с   хозяйственной
деятельностью предприятия.
    В этом случае  можно  порекомендовать  составлять  оформленные
приказом  руководителя  предприятия  перечни  номеров   телефонов,
разговоры по  которым,  осуществленные  сотрудниками  предприятия,
касаются непосредственно хозяйственной деятельности, и документов,
составленных  лицами,  ведущими  переговоры,  касающихся  цели  их
осуществления и др.
    Подтверждением    связи    с    хозяйственной    деятельностью
междугородних и международных переговоров является наличие деловых
связей  с  адресатом,  подтвержденных  договором  (или  каким-либо
другим  документом,  который   устанавливает   гражданско-правовые
отношения или намерения установить такие отношения  с  адресантом:
протокол о намерениях,  договор  о  сотрудничестве  и  организации
взаимоотношений, сопроводительное письмо  с  проектом  договора  и
т.п.)
    В   случае   осуществления   переговоров,   не   связанных   с
хозяйственной деятельностью или не  подтвержденных  документально,
при предварительном включении затрат в валовые расходы предприятие
будет  вынуждено  при   получении    счета    (составлении    акта
приема-передачи услуг) уменьшить на соответствующие суммы  валовые
расходы.
    Соответственно, предприятие будет  вынуждено  уменьшить  сумму
ранее начисленного налогового кредита с  отражением  в  строке  16
декларации по НДС (со знаком " - " ) с  обязательным  составлением
приложения 2 к такой декларации.
    Как  альтернативный  вариант  можно  предложить   приобретение
стартового пакета, в который входит пластиковая  карта.  При  этом
предприятие уплачивает абонентную  плату,  а  все  разговоры  (или
только входные звонки) не тарифицируются, то есть  предоставляются
бесплатно.  Для  обоснованности  отнесения  к  валовым    расходам
абонентской платы, которая фактически и будет единым  платежом  за
пользование мобильной связью, будет достаточно подтверждения связи
с хозяйственной деятельностью хотя  бы  одного  звонка,  поскольку
размер расходов практически не будет зависеть от их количества.

    Перечень   сокращенных  обозначений  нормативных   документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о прибыли - Закон Украины  "  О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с    изменениями    и
   дополнениями.
2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
   от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Закон  о  пенсионном  сборе   -   Закон  Украины  "О  сборе  на
   обязательное   государственное   пенсионное    страхование"  от
   26.06.97 г. № 400/97-ВР с изменениями и дополнениями.
4. ПБУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета  7  "Основные
   средства", утвержденное приказом Министерства финансов  Украины
   от 27.04.2000 г. № 92.

{1} МНМА - малоценные необоротные материальные активы.
{2} В  т. ч. 18 грн.  -   сбор  в  Пенсионный фонд (300  х  6%), в
    платежных документах выделяется отдельной строкой.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№38/01, стр. 45
[24.09.2001]
Наталья Бугай
Аудитор АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------