Система налогообложения с уплатой фиксированного налога

------------------------------------------------------------------

    Согласно  ст. 14  Декрета   о   подоходном   налоге   граждане
( 13-92 ),  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без
создания юридического лица,  имеют  право  самостоятельно  избрать
способ налогообложения доходов,  полученных от этой  деятельности,
по фиксированному размеру налога путем приобретения патента.

    Условия перехода на уплату фиксированного налога

    Уплата  фиксированного  налога  путем  приобретения    патента
возможна, если:
    - количество лиц, находящихся в трудовых отношениях с  частным
предпринимателем, включая  членов  его  семьи,  которые  принимают
участие в предпринимательской деятельности, не превышает 5;
    - валовой  доход  такого   гражданина   от    самостоятельного
осуществления    предпринимательской    деятельности    или      с
использованием наемного труда за последние 12 календарных месяцев,
предшествующих месяцу  приобретения  патента,  не  превышает  7000
необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг), то  есть  119  тыс.
грн.;
    - гражданин осуществляет предпринимательскую  деятельность  по
продаже товаров и предоставлении сопутствующих такой продаже услуг
на рынках и является плательщиком рыночного сбора;
    - отсутствует торговля ликеро-водочными и табачными изделиями.

    Порядок приобретения патента

    Для получения патента плательщик  налога  подает  в  налоговый
орган по месту регистрации заявление,  составленное в произвольной
форме, которое должно содержать информацию о:
    - виде деятельности;
    - месте осуществления предпринимательской деятельности;
    - перечень лиц, которые  находятся  в  трудовых  отношениях  с
плательщиком налога, или членов его семьи, принимающих  участие  в
предпринимательской деятельности, и их идентификационные номера;
    - сумме  доходов   плательщика  фиксированного    налога    от
осуществления предпринимательской  деятельности  за  последние  12
месяцев или о неполучении таких доходов.
    При наличии  заявления,  оформленного  надлежащим  образом,  и
квитанции об уплате за патент налоговый орган обязан выдать патент
в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного заявления.
    В патенте указываются:
    - фамилия и имя предпринимателя;
    - идентификационный номер;
    - срок действия патента;
    - перечень лиц, которые  находятся  в  трудовых  отношениях  с
плательщиком налога, или членов его семьи, принимающих  участие  в
предпринимательской деятельности;
    - место осуществления предпринимательской деятельности;
    - название органа, выдавшего патент.
    При  выдаче  патента  налоговый    орган    не    осуществляет
предварительную  проверку   достоверности   данных,  указанных   в
заявлении,  о  доходах  гражданина  или   об    их    неполучении.
Ответственность за достоверность  таких  данных  несет  плательщик
налога.  Патент выдается на срок от 1 до 12 календарных месяцев по
выбору плательщика фиксированного налога.
    Передача  оригинала  патента  другим  физическим   лицам    не
разрешается.  По окончании срока  действия  патента,  он  подлежит
возврату в налоговую инспекцию.  Патент может быть отменен (с  его
изъятием) по решению руководителя налогового органа  до  окончания
срока его действия с применением штрафных санкций при  нарушениях,
указанных в таблице.

================+===============+===================+=============
    Нарушения   |    Санкции    |   Размер штрафа  | Нормативный
                |               |                  |  документ
================+===============+==================+==============
Осуществление   | Лишение права | В размере полной | П. 1 ст. 14
торговли лицом, | применять     | суммы            | Декрета о
сведения о      | фиксированный | фиксированного   | подоходном
котором не      | налог в       | налога из расчета| налоге
внесены в       | течение 12    | на месяц за      |
патент          | календарных   | каждое лицо,     |
                | месяцев,      | сведения о кото- |
                | следующих за  | ром не внесены в |
                | месяцем       | патент           |
                | совершения    |                  |
                | нарушения     |                  |
----------------+---------------+------------------+--------------
Осуществление   | Изъятие       | 200% стоимости   | П. 1 ст. 14
торговли        | патента       | полученной       | Декрета о
ликеро-водочными|               | партии товара,   | подоходном
и табачными     |               | но не меньше     | налоге,
изделиями (без  |               | 100 нмдг         | ст. 17
лицензии        |               | (1700 грн.)      | Закона № 481
(патента) или с |               |                  |
нарушением      |               |                  |
правил торговли)|               |                  |
------------------------------------------------------------------

    При переходе на фиксированную уплату налога ЧП  регистрируется
в Пенсионном фонде  и  Фондах  социального  страхования  на  общих
основаниях. {1}

    Размер фиксированного налога

    Размеры фиксированного налога устанавливаются  соответствующим
местным советом  в  зависимости  от  территориального расположения
места торговли от 20 до 100 грн.  за  календарный  месяц  (ст.  14
Декрета о подоходном налоге).
    Если  плательщик  налога   осуществляет    предпринимательскую
деятельность с использованием наемного  труда  или  с  участием  в
предпринимательской  деятельности  членов  его    семьи,    размер
фиксированного налога увеличивается на 50% за каждое лицо. В таком
случае  частный  предприниматель  имеет    право    самостоятельно
доплатить 50% от суммы  установленного  фиксированного  налога  из
расчета на каждое  дополнительное  лицо.  Об  этом  он  уведомляет
налоговый орган, который обязан внести соответствующие изменения в
патент в сроки, предусмотренные для его выдачи, то есть в  течение
3 рабочих дней.
    Гражданин  по  своему  желанию  может  приобрести  патент   на
осуществление предпринимательской деятельности на всей  территории
Украины.  Для  получения  такого  патента   фиксированный    налог
устанавливается в размере 100 грн.
    Фиксированный налог уплачивается  частным  предпринимателем  в
соответствующий местный бюджет по месту его жительства.
    Если в течение срока действия патента соответствующим  местным
советом изменяется размер фиксированного налога, перерасчет его не
осуществляется.
    После поступления суммы фиксированного налога в местный бюджет
10% от этой суммы перечисляется в Пенсионный фонд Украины,  а  90%
направляется на нужды территориальной общины  по  определенным  ею
направлениям (п. 2  Заключительных  положений  Закона  Украины  "О
внесении  изменений  в  Декрет  Кабинета  Министров  Украины    "О
подоходном налоге с граждан" от 13.02.98 г. № 129/98-ВР).

    Учет и налогообложение

    Согласно ст. 14 Декрета о подоходном налоге доходы гражданина,
полученные  от  осуществления  предпринимательской   деятельности,
которые облагаются фиксированным налогом, не включаются  в  состав
его совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года.
Уплаченная сумма, фиксированного налога является  окончательной  и
не включается в перерасчет  общих  налоговых  обязательств  такого
плательщика  налога  или  лиц,  находящихся  с  ним   в   трудовых
отношениях.
    В  случае  уплаты  фиксированного    налога    предприниматель
освобождается от ведения обязательного учета доходов  и  расходов,
непосредственно связанных с этой деятельностью.  Но  для  указания
дохода  за  последние  12  месяцев  в  заявлении,  которое  подает
плательщик фиксированного налога для продления патента,  он должен
вести личный учет доходов и расходов в удобной для него  форме.  В
случае превышения указанного  уровня  валового  дохода  он  должен
перейти на  общую  систему  налогообложения  со  следующего  после
такого превышения месяца (квартала, года), в зависимости от  того,
за какой период  уплачен  фиксированный  налог,  (письмо  ГНАУ  от
30.08.2001 г. № 11741/7/17-0517 ( v1741225-01 )).
    Доходы,   получаемые    от    осуществления    других    видов
предпринимательской деятельности, подлежат учету,  налогообложению
и декларированию в общем порядке.
    Плательщик  фиксированного  налога    является    плательщиком
рыночного сбора.  Рыночный сбор устанавливается органами  местного
самоуправления  в  границах  установленных  предельных   размеров.
Предельные  размеры  рыночного  сбора   различными    нормативными
документами установлены разные.  Так, Декретом о  местных  налогах
максимальный размер рыночного  сбора  для  граждан  установлен  не
больше 20% минимальной  заработной платы.  А  согласно п. 3  Указа
Президента Украины "Об  упорядочении  механизма  уплаты  рыночного
сбора" от 28.06.99 г. № 761/99 ставка  сбора  для  физических  лиц
установлена  от 0,05  до 0,15  нмдг  (от  0,85 до 2,55  грн.).  До
законодательного урегулирования этих расхождений  органы  местного
самоуправления    устанавливают    размеры    рыночного     сбора,
руководствуясь одним из указанных выше  документов.  В  частности,
Положением о рыночном сборе, утвержденным  распоряжением  Киевской
городской госадминистрации  от  23.01.97  г.  №  69,  максимальный
размер рыночного сбора для физических  лиц  составляет 20% нмдг.
    Рыночный сбор  уплачивается до начала торговли  через кассовый
аппарат администрации рынка. На основании кассового чека об уплате
рыночного сбора лицу предоставляется место для торговли.
    Частные предприниматели, уплачивающие фиксированный  налог  не
подпадают под определение плательщиков НДС (п. 2.3 ст. 2 Закона  о
НДС ( 168/97-ВР )) и потому  не  могут  быть  зарегистрированы  по
собственному желанию в качестве плательщиков налога на добавленную
стоимость.  Это  разъясняется  в  письме  ГНАУ  от  16.11.2000  г.
№ 15222/7/16-1201 ( v5222225-00 ) {2}.
    Осуществление  торговой  деятельности  в    сфере    розничной
(мелкооптовой)  торговли  плательщиком  фиксированного  налога,  а
также лицами,  находящимися  с  ним  в  трудовых  отношениях,  или
членами его семьи, принимающими участие в такой  деятельности,  не
нуждается в получения лицензии.
    Частные предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, при
продаже товаров (кроме  подакцизных)  и  предоставлении  услуг  не
обязаны применять  регистраторы  расчетных  операций  и  расчетные
книжки (п. 5 ст. 9  Закона  Украины  "О  применении  регистраторов
расчетных операций  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и
услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, в редакции  Закона  Украины  от
01.06.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 )).
    Плательщик фиксированного налога и лица, находящиеся с  ним  в
трудовых отношениях, включая членов его семьи, согласно Декрету  о
подоходном налоге освобождаются от уплаты:
    - начислений на фонд оплаты труда;
    - отчислений и сборов на строительство, реконструкцию,  ремонт
и содержание автомобильных дорог;
    - налога на промысел;
    - сбора в Фонд для  осуществления  мероприятий  по  ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы;
    - сбора на обязательное социальное страхование;
    - сбора в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
    - приобретение торгового патента.
    Некоторые из этих налогов и сборов на сегодняшний день  и  так
никем  не  начисляются.  В  частности,  сбор  на    строительство,
реконструкцию,  ремонт  и  содержание  автомобильных   дорог    не
начисляется и не уплачивается с 01.01.2000 г.  В частности,  налог
на промысел вообще не уплачивается субъектами  предпринимательской
деятельности  (ст.  1  Декрета  КМУ  "О  налоге  на  промысел"  от
17.03.93 г.  № 24-93).  Сбор в Фонд для осуществления  мероприятий
по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы не  начисляется
с 01.01.99 г.  Сбор в Фонд  Украины  социальной  защиты  инвалидов
частными предпринимателями не уплачивается (ст. 19 Закона  Украины
"Об  основах  социальной  защищенности  инвалидов  в  Украине"  от
21.03.91  г.  № 875-ХII  ( 875-12 )).  А  изменения  в  Декрет  до
настоящего времени не внесены.
    Плательщик  фиксированного  налога   обязан    удерживать    и
перечислять  в  бюджет  подоходный  налог  из  доходов,    которые
выплачиваются  наемным  работникам (пп. 14.1.2  п.  14  Инструкции
о подоходном  налоге  ( z0064-93 )).  Подоходный  налог  с  оплаты
наемным  работникам, если  для  них работа у ЧП является основной,
удерживается  по  ставкам  согласно  ст. 7  Декрета  о  подоходном
налоге.  Если  наемные работники  работают не  по  месту  основной
работы, то подоходный налог удерживается по ставке 20%.
    В  Пенсионный  фонд  Украины   органами    местного    бюджета
перечисляется  10%  от  суммы  фиксированного   налога.    Поэтому
плательщик фиксированного налога не должен  дополнительно  платить
сбор в Пенсионный фонд.  Кроме того, Декретом о подоходном  налоге
плательщик  фиксированного  налога,  освобождается    от    уплаты
начислений на фонд  оплата  труда  наемных  работников  (32%),  но
наемные работники  не  освобождаются  от  удержания  из заработной
платы сбора в Пенсионный фонд в размере 1% (2%) (п. 4 ст. 4 Закона
Украины  "О  сборе  на  обязательное  государственное   пенсионное
страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР).
    На  вопросе  начисления  и  уплаты  сбора   на    обязательное
социальное страхование необходимо остановиться отдельно в связи  с
неурегулированностью  этого  вопроса  в  законодательных    актах.
Согласно  новым  законам    по    общеобязательному    социальному
страхованию на случай безработицы, по временной нетрудоспособности
изменились названия Фондов и названия платежа: ранее  уплачивались
сборы, а сейчас - взносы.  Это формальные изменения, так как  сама
система социального страхования не изменилась.  Дополнительно  еще
создан Фонд  социального  страхования  от  несчастного  случая  на
производстве, но  система  страхования  аналогична  другим  Фондам
общеобязательного социального страхования (ФСС).
    Вопреки Декрету о  подоходном  налоге,  где  четко  определено
освобождение плательщиков фиксированного налога от уплаты сбора на
обязательное социальное страхование и начислений  на  фонд  оплата
труда,   органы  фондов  требуют  от  плательщиков  фиксированного
налога уплаты взносов  в  социальные фонды  за  наемных работников
на  общих  основаниях. Ссылаются  они  при  этом  на  новые законы
об  общеобязательном   государственном   социальном   страховании.
Разъяснение   по   этому   поводу   предоставлено   в   совместном
письме  Минтруда  Украины  от  20.04.2001 г.  № 03-3/1808-020-1  и
Госпредпринимательства Украины от 12.04.2001 г. №  1-531/2481. {3}
Этим письмом, в  частности,  определено,  что  наемные  работники,
работодателями  которых  являются  субъекты    предпринимательской
деятельности,  избравшие  особый  способ  налогообложения    своих
доходов (с уплатой фиксированного налога),  уплачивают  взносы  на
общеобязательное государственное социальное страхование в связи  с
временной  потерей  трудоспособности,  на  случай   безработицы  и
от  несчастного случая  на  производстве  в  порядке  и  размерах,
установленных  законодательством  по  этим    видам    социального
страхования, а именно: в ФСС  по  временной  нетрудоспособности  -
2,5% суммы фактических расходов на оплату  труда  и  0,25%  (0,5%)
удерживается из заработной платы  наемных  работников;  в  ФСС  на
случай безработицы - 2,5% суммы  фактических  расходов  на  оплату
труда и 0,5% удерживаются из заработной платы наемных  работников;
в ФСС от несчастных случаев - процент суммы  фактических  расходов
на оплату труда в зависимости от вида деятельности.
    В  данное  время  подготовлен  и  направлен  на   рассмотрение
Верховной Рады Украины проект Закона Украины "О некоторых вопросах
общеобязательного   государственного    социального    страхования
субъектов  предпринимательской  деятельности,  избравших    особый
способ налогообложения своих доходов (платят фиксированный  налог,
единый   налог,    фиксированный    сельскохозяйственный    налог,
специальный торговый патент)".  Очень  хочется  верить,  что  этот
Закон  будет  принят  в  ближайшее  время  и  вопрос   социального
страхования будет решен в пользу предпринимателей.

    Отчетность

    В налоговый орган представляется:
    - до 15 числа месяца (включительно), следующего  за  последним
днем  отчетного  (налогового)  квартала  -  Справка    о    суммах
выплаченных доходов  и  удержанных  из  них налогов физических лиц
(ф. № 8ДР);
    - в течение  20  календарных  дней  месяца,  следующего  после
выплаты доходов работникам не по месту основной работы  -  справка
по ф. № 2 (представляется в налоговый орган  по  месту  жительства
граждан);
    - до 1 апреля - Декларация о доходах, полученных за предыдущий
год (ф. № 1).
    Если  в  любой  период  года  частный    предприниматель    не
использовал  фиксированный  патент,    он    обязан    представить
квартальный отчет в  течение  40  календарных  дней  по  окончании
отчетного квартала в налоговый орган за тот квартал, в котором  не
уплачивался фиксированный налог.  При этом ЧП отдельно указывает в
Декларации период, в  котором  применен  патент,  размер  валового
дохода и сумму уплаченного налога (следует заметить, что  согласно
ст. 14 Декрета о подоходном  налоге  учет  доходов  ЧП  не  должен
вести).
    В органы Пенсионного фонда  отчет представляется в течение  40
календарных  дней,  следующих  за  последним   календарным    днем
отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев) и в течение  60
календарных  дней,  следующих  за  последним   календарным    днем
отчетного года.
    В  Фонды  социального   страхования    ежеквартально    отчеты
представляются:
    - в ФСС в связи с временной потерей трудоспособности  -  до 12
числа месяца, следующего за отчетным периодом;
    - в ФСС на случай безработицы - до 10 числа месяца, следующего
за отчетным  кварталом,  и  до  15  числа  месяца,  следующего  за
отчетным годом;
    - в ФСС от несчастного случая на производстве - до  15  января
один раз в год.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон № 481 - Закон Украины  "О  государственном  регулировании
   производства  и  торговли  спиртом  этиловыми,   коньячным    и
   плодовым, алкогольными  напитками  и  табачными  изделиями"  от
   19.12.95 г. № 481/95-ВР с изменениями и дополнениями.
2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
   от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров  Украины
   "О подоходном налоге с  граждан"  от  26.12.92  г.  №  13-92  с
   изменениями и дополнениями.
4. Декрет о местных налогах - Декрет Кабинета Министров Украины "О
   местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. № 56-93 с  изменениями
   и дополнениями.
5. Инструкция о подоходном налоге - Инструкция о подоходном налоге
   с  граждан,  утвержденная  приказом  Главной    государственной
   налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. № 12, с  изменениями
   и дополнениями.

{1} См. "Главбух" № 37/2001, стр. 46.
{2} См. "ГлавБух" № 1/2001, стр. 59. (Ред.)
{3} См. "Главбух" № 22/2001, стр. 47.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№40/01, стр. 50
[08.10.2001]
Наталия Радченко
Бухгалтер-консультан
------------------------------------------------------------------