Объект и ставки налогообложения единым налогом

    Нюансы налогообложения в момент смены системы налогообложения

------------------------------------------------------------------

    Выбор ставки единого налога 6 % или 10 %

    Согласно Указу Президента Украины "О внесении изменений в Указ
Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 "Об упрощенной систе-
ме  налогообложения, учета и отчетности субъектов малого  предпри-
нимательства"  № 746/99 от  28 июня  1999 года ( 746/99 ) (далее -
Указ № 746) субъекты предпринимательской деятельности -  юридичес-
кие  лица, которые перешли на упрощенную систему  налогообложения,
самостоятельно выбирают одну из следующих ставок единого налога:

    "6 процентов от суммы выручки от  реализации  продукции (това-
ров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты нало-
га  на  добавленную  стоимость  согласно  Закону Украины "О налоге  
на добавленную стоимость); 
    10 %  процентов  от  суммы  выручки  от  реализации  продукции 
(товаров,  работ,  услуг)  без учета  акцизного  сбора,  в  случае 
включения  налога  на  добавленную  стоимость  в  состав   единого 
налога".
    Итак, субъекты малого предпринимательства - юридические  лица,
которые выбрали ставку единого налога 6 %, являются  плательщиками
НДС  и, следовательно,  на них  распространяется  Закон  № 168  "О
налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ).
    Субъекты малого предпринимательства - юридические лица,  кото-
рые выбрали ставку 10 %, плательщиками НДС не являются. Такие лица
при получении свидетельства о праве уплаты единого налога  обязаны
сдать свидетельство плательщика НДС (кроме вновь созданных,  кото-
рые просто не регистрируются плательщиками НДС).

    Выручка как объект налогообложения

    Определение выручки содержится в п. 1 Указа № 746 и имеет  две
составляющих:

    1. Выручкой от реализации продукции  (товаров,  работ,  услуг)
считается  сумма,  фактически  полученная  субъектом  предпринима-
тельской  деятельности  на  расчетный  счет  или (и)  в  кассу  за
осуществление  операций  по  продаже  продукции  (товаров,  работ,
услуг).

    2. В случае осуществления операции по продаже основных  фондов
выручкой от реализации считается разница между суммой,  полученной
от реализации этих фондов, и их остаточной  стоимостью  на  момент
продажи".

    Рассмотрим эти части определения отдельно.

    1. Как уже было указано выше, под выручкой от реализации  про-
дукции (товаров, работ, услуг) понимается сумма,  фактически полу-
ченная субъектом  предпринимательской  деятельности  на  расчетный
счет или (и) в кассу за осуществление операций  продажи  продукции
(товаров, работ, услуг) (абзац 3 п. 1 Указа № 746).
    В письме ГНАУ "О введении в действие Указа Президента  Украины
от 28 июня 1999 года № 746/99 "Об упрощенной системе налогообложе-
ния, учета и отчетности субъектов  малого  предпринимательства"  №
14310/7/15-1317  от 23 сентября 1999 года ( v4310225-99 ) (далее -
Письмо № 14310) уточнено: "включая сумму предоплаты". Аргументом в
пользу  такого включения является то, что предоплата - это  начало
осуществления  операции  по  продаже  продукции  (товаров,  работ,
услуг).
    Понятие "осуществление операции  продажи  продукции  (товаров,
работ, услуг)" имеет  две  составляющие: отгрузка и  оплата.  И  в
данном случае предлагается включать в выручку сумму, полученную на
расчетный счет или (и) в кассу, как только процесс  "осуществления
операции продажи" начался.
    Возникает следующий вопрос - включать в объект налогообложения
суммы НДС или нет. Он интересует в первую очередь тех плательщиков
единого  налога,  которые  избрали ставку 6 %. В условиях действия
Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года  № 727 "Об упрощенной
системе  налогообложения,  учета  и  отчетности  субъектов  малого
предпринимательства" ( 727/98 ) (далее - Указ № 727) и разъяснений
к  нему  в письме ГНАУ "Относительно  порядка  ведения  книги уче-
та  доходов  и  расходов  хозяйственных операций субъектами малого  
предпринимательства -  юридическими  лицами, применяющими упрощен-
ную  систему налогообложения"  № 4419/7/15-1117 ( v4419225-99 ) от
25.03.99 г. (далее - Письмо № 4419) говорилось, что "в целях  пре-
дотвращения двойного  налогообложения в объем выручки не включают-
ся акцизный сбор и НДС". В Указе № 746 при определении выручки НДС
не упоминается, из нее исключен только акцизный сбор.  В разъясне-
ниях ГНАУ, опубликованных в Вестнике налоговой  службы  Украины  №
5/2000, читаем:

    "Поскольку НДС прибавляется к  цене  товаров  (работ,  услуг),
средства от реализации таких товаров (работ, услуг)  поступают  на
расчетный счет или в кассу субъекта  предпринимательской  деятель-
ности с учетом НДС.

    Таким образом, единый налог по ставке 6 процентов  начисляется
с суммы выручки от реализации продукции (товаров,  работ,  услуг),
фактически полученной субъектом  предпринимательской  деятельности
на расчетный счет или (и) в кассу  за  осуществление  операций  по
продаже продукции (товаров, работ, услуг), с учетом НДС".
    Относительно определения выручки  как  базы  обложения  единым
налогом возникали и возникают множество вопросов.

    Необходимо ли включать в выручку внереализационные доходы?

    Можно не включать, ссылаясь на Приказ ГНАУ № 553 от 12 октября
1999 года "Об утверждении  формы  Расчета  уплаты  единого  налога
субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом" (далее -
Приказ № 553) ( z0708-99 ) и на  Письмо  Госкомпредпринимательства
№ 2-312/730 от 07.02.2001 "Относительно нормативного регулирования
предпринимательской  деятельности" ( v_730563-01 ) (далее - Письмо
№ 2-312).
    Включать ли в  базу  налогообложения  рыночный  и  гостиничный
сборы,  суммы, пришедшие в  рамках  договоров  комиссии  и  других
гражданско-правовых  договоров  (экспедиторские,  брокерские)  или
только вознаграждения?
    Из Письма ГНАУ "Относительно писем, утративших силу" №  15532/ 7/15-1317  от  22.11.2000 года  ( v5532225-00 )  (далее - Письмо №
15532): "С учетом того, что  средства,  поступающие  на  расчетный
счет  таких  плательщиков единого налога ... (осуществляющих  свою
деятельность на основании договоров комиссии и других  гражданско-
правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комис-
сионная  торговля) являются  транзитными  и  они  не  имеют  права
собственности на такие средства, то при определении суммы  выручки
от реализации продукции (товаров,  работ,  услуг)  для  начисления
единого налога эти средства не включаются в базу налогообложения.
    То есть рынки, отели при определении суммы выручки от реализа-
ции  продукции  (товаров,  работ,  услуг)  для  начисления единого 
налога не включают рыночный и гостиничный сборы в  базу  налогооб-
ложения.
    Экспедиторские, брокерские предприятия и предприятия,  которые
осуществляют комиссионную торговлю, субъекты по продаже и  авиапе-
ревозкам, а также субъекты туристической деятельности для  обложе-
ния единым налогом  должны учитывать комиссионное  вознаграждение,
заготовительные предприятия - сбытовые наценки (надбавки)".
    Этим Письмом № 15532 ГНАУ отозвала все свои письма, в  которых
до этого содержалось диаметрально противоположное мнение.

    2. Выручка от продажи основных средств. Иной порядок обложения
единым  налогом выручки от реализации основных фондов.  В Указе  №
746 определено: "В случае осуществления операции по продаже основ-
ных фондов выручкой от реализации считается разница между  суммой,
полученной от реализации этих фондов, и их  остаточной  стоимостью
на момент продажи".
    В этой связи приобретает принципиальное значение именно  оста-
точная стоимость основных фондов на момент  продажи.  Ведь  от  ее
величины  напрямую  зависит  база  обложения  единым  налогом,  а,
следовательно,  и  сумма  самого  налога.  Формированию остаточной
стоимости основных фондов у предприятия,  находящегося  на  едином
налоге, мы хотим уделить особое внимание.

    Подробно об остаточной стоимости.

    Для начала констатируем тот факт, что правилами ведения  нало-
гового учета по единому налогу не установлено никаких  специальных
норм относительно налогового учета основных средств, их  амортиза-
ции и учета затрат на их улучшение.
    Так как понятие остаточной стоимости основных фондов для нало-
гового учета плательщика единого налога специально не  определено,
вполне правомерно  подчиниться  требованиям  п.  2  ст.  3  Закона
Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в  Украине"
от 16.07.99 г. № 996-XIV ( 996-14 ) (далее -  Закон  о  бухучете),
где  сказано,  что  "...финансовая,  налоговая,  статистическая  и
другие виды отчетности, использующие денежное  измерение,  основы-
ваются на данных бухгалтерского учета", и для целей  налогообложе-
ния взять остаточную стоимость основных фондов на  момент  продажи
из бухгалтерского учета.
    Информация о порядке  бухгалтерского  учета  основных  средств
содержится в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 7  "Основ-
ные средства", утвержденном Приказом Министерства финансов Украины
"Об  утверждении  Положений (стандартов)  бухгалтерского  учета  7
"Основные  средства"  № 92 от  27.04.2000 г. ( z0288-00 ) (далее -
Стандарт 7).
    Остановимся подробнее на амортизации.
    В п. 26 Стандарта 7 перечислено пять методов начисления  амор-
тизации  основных средств в бухгалтерском  учете  и,  кроме  того,
указано, что "...предприятие может применять нормы и методы начис-
ления  амортизации  основных  средств,  предусмотренные  налоговым
законодательством".  Это означает, что  для  целей  бухгалтерского
учета  амортизации основных средств можно пользоваться  Законом  №
283 "О налогообложении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ) (и  пла-
тельщикам  единого налога в том числе), в частности, его статьей 8
"Амортизация".  В целях сокращения учетной  работы  мы  предлагаем
избрать именно этот метод и применять его в таком  виде,  как  это
установлено Законом № 283. Для целей  бухгалтерского  учета  нормы
амортизации, определенные в п. 8.6 Закона о прибыли, следует  при-
менять к  отдельным объектам,  входящим  в ту или  иную  группу, в
отличие от учета по группам в соответствии с Законом о прибыли.
    Чем хорош этот метод? Прежде всего тем, что  он  привычен  для
предприятий, ранее находившихся на обычной  системе  налогообложе-
ния.  Кроме того, он  несложен и не требует дополнительных предва-
рительных расчетов.  В том же случае, если предприятие, проработав
определенное время на упрощенной  системе  налогообложения,  решит
затем по каким-либо причинам вернуться к обычной системе налогооб-
ложения, то для налогового учета по прибыли можно будет  взять  из
бухгалтерского учета значение балансовой стоимости основных фондов
на начало того отчетного периода, с  которого  предприятие  начнет
работать на общей системе налогообложения и обязано будет  уплачи-
вать налог на прибыль.
    Обратите внимание, что, находясь на упрощенной  системе  нало-
гообложения и если вы выбрали налоговый метод,  не нужно применять
понижающий коэффициент к нормам амортизации, так как требование  о
применении  понижающего  коэффициента  не  относится  к  субъектам
хозяйственной деятельности, которые уплачивают  единый  налог  (п.
22.4 Закона о прибыли).
    Вывод. Так как понятие  остаточной стоимости  основных  фондов
для налогового учета  плательщика  единого  налога  специально  не
определено, мы предлагаем для целей налогообложения взять остаточ-
ную  стоимость основных фондов на момент продажи из бухгалтерского
учета.
    Так как предприятие само выбирает метод  бухгалтерского  учета
основных средств,  то,  естественно,  и  остаточная  стоимость  на
предприятии зависит от избранного метода. В случае, если бухгалтер
хочет вести учет так же, как он это делал до  перехода  на  единый
налог, то нужно избрать "налоговый" метод.

    Двойное обложение операций, при которых начало и конец  попали
    в "разные"периоды

    Предположим, что предприятие приняло решение перейти на  упро-
щенную  систему налогообложения с уплатой единого налога. При этом
на дату перехода на единый налог у предприятия  осталась  незавер-
шенная операция купли-продажи.  Это значит,  что  до  перехода  на
единый налог (до получения Свидетельства плательщика единого нало-
га)  по такой операции было осуществлено одно  из  действий:  либо
отгрузка товара, либо его оплата.  Следовательно, пребывая уже  на
едином налоге, предприятие закрыло эту  операцию  (выполнило  свои
обязательства по договору полностью),  опять  же,  либо  отгрузкой
товара, либо его оплатой. Возможны две ситуации:

|-----------------------------------|----------------------------|
|   Общая система налогообложения   |        Единый налог        |
|-----------------------------------|----------------------------|
|       (1) оплата товара           |      Отгрузка товара       |
|-----------------------------------|----------------------------|
|       (2) отгрузка товара         |      Оплата товара         |
|-----------------------------------|----------------------------|

    Согласно п. 11.3 Закона о прибыли увеличение  валовых  доходов
происходит по событию, которое произошло ранее:

    - или по дате зачисления средств от покупателя (заказчика)  на
банковский  счет  плательщика  налога  в  оплату  товаров  (работ,
услуг), которые подлежат продаже (в случае продажи товаров (работ,
услуг) за наличные - по дате ее оприходования в кассе  плательщика
налога, а при отсутствии таковой - по дате инкассации  наличных  в
банковском учреждении, которое обслуживает плательщика налога);

    - или по дате отгрузки товаров, а для работ (услуг) - по  дате
фактического предоставления результатов работ (услуг) плательщиком
налога.

    Таким образом, по дате поступления  оплаты  или  отгрузки  был
 увеличен валовый доход, а соответственно и начислен налог на при-
быль.
    Одним из условий перехода  на единый налог является отсутствие
задолженности по налогам и сборам.  Поскольку было получено Свиде-
тельство плательщика единого налога, то задолженность по налогу на
прибыль на момент перехода отсутствовала.
    Объектом  обложения единым  налогом  по Указу  № 746  является
выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а именно,
сумма "фактически полученная  субъектом  предпринимательской  дея-
тельности  на расчетный  счет  или (и) в  кассу  за  осуществление
операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг)".  То  есть,
для  исчисления  объекта  налогообложения  применяется  "кассовый"
метод.  Поэтому, в ситуации (1) по факту отгрузки товара в  период
нахождения на едином налоге не возникают обязательства по начисле-
нию единого налога (потому что не возник объект налогообложения).
    Но в ситуации (2), полученная на банковский счет или  в  кассу
оплата за товар попадает в объект обложения единым налогом. Проис-
ходит двойное налогообложение одной и той же суммы.
    До 12.05.2000 года в законодательстве был пробел  относительно
регулирования переходного момента с общей системы  налогообложения
на упрощенную.
    Должностными лицами ГНАУ в "Вестнике налоговой службы Украины"
№ 4/2000  было опубликовано официальное мнение по данному вопросу.
Однако оно касалось тех субъектов предпринимательства, которые уже
работали на едином налоге на основании Указа № 727  и  продолжали
деятельность в условиях действия новой редакции этого Указа  (Указ
№ 746).  А именно: "...если предприятие правильно исчислило  нало-
гооблагаемый доход в III квартале 1999 года, то включило  операцию
по отгрузке покупателю продукции в гр. 4 и 5 книги учета доходов и
расходов и строку 02 расчета  уплаты  единого  налога.  Исходя  из
приведенного, средства, полученные предприятием в октябре, в усло-
виях  действия новой редакции названного выше Указа Президента  не
следует включать в состав выручки от реализации  продукции  (това-
ров, работ, услуг) с целью избежания двойного налогообложения".
    В мае ГНАУ отреагировала на многочисленные вопросы  как  нало-
гоплательщиков,  так и  должностных  лиц  органов  государственной
налоговой службы, издав Письмо "О применении  отдельных норм Указа
Президента Украины "Об упрощенной системе  налогообложения,  учета
и отчетности субъектов малого  предпринимательства"  №  6502/7/15-
1317  от  12.05.2000 г.  ( v6502225-00 ) (далее - Письмо  № 6502). 
Отметим, что некоторые его нормы  не разочаровали субъектов малого
предпринимательства.  Так, в нем содержится  следующее разъяснение
по  указанной  проблеме: "Поскольку  предприятие  с 01.01.2000  г.
перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и  отчетности
с уплатой единого налога по ставке 6 или 10 процентов, то  в  слу-
чае, если оно за отгруженную продукцию в 1999 г. начислило и упла-
тило  все  налоги  и  сборы  (обязательные  платежи),  а  денежные
средства  за  реализованную  продукцию  (товары,  работы,  услуги)
получило на расчетный счет и в кассу в 2000 г., то в целях избежа-
ния двойного налогообложения предприятие не включает в базу  обло-
жения единым налогом в 2000 г. сумму указанных денежных средств  в
случае  их  письменного  подтверждения  государственным  налоговым
органом по месту регистрации субъекта малого предпринимательства".
    У предприятия могут возникнуть вопросы, связанные с  процессом
перехода  с единого налога на общую систему  налогообложения,  при
уплате  налога на  прибыль. Каким  образом  необходимо  определять
валовые доходы и валовые расходы и  объект  обложения  налогом  на
прибыль по "разорванным операциям", начало и конец  которых  попа-
дают в "разные" периоды?
    В Письме ГНАУ №  5237/7/15-0117  от  20.04.2001  "Относительно
усиления контрольно-проверочной работы" ( v5237225-01 ) рассматри-
вается ситуация, когда предприятие перешло с упрощенной  на  общую
систему  налогообложения, и в период уплаты единого налога им было
заключено соглашение на осуществление операций по продаже  товаров
(работ, услуг) и получен аванс, на который начислен единый  налог,
а после перехода на  общую  систему  налогообложения  осуществлены
указанные операции и получена конечная оплата:

    "При таких обстоятельствах для определения налога  на  прибыль
при  общей  системе  налогообложения  субъект  предпринимательства
должен учесть в четвертом квартале  2001  года  в  валовом  доходе
сумму  полученной конечной оплаты по договору и аванс,  полученный
в третьем  квартале  2001 года (при  уплате  единого  налога), а в
валовые расходы включаются расходы, которые непосредственно связа-
ны с таким доходом и привели к его получению и подтверждены  доку-
ментально.

    При этом налогоплательщик должен подавать заявление об  умень-
шении  единого налога на сумму налога, начисленного на  полученный
аванс в третьем квартале 2001 г., в связи с  увеличением  валового
дохода на сумму такого аванса в текущем квартале".

    Незавершенные бартерные операции, при которых начало  и  конец
    попали в "разные" периоды

    Указом № 746 установлены некоторые ограничения  для  субъектов
малого предпринимательства, перешедших на единый налог:  "субъекты
предпринимательской деятельности - юридические лица,  которые  пе-
решли на упрощенную систему налогообложения по единому  налогу, не
имеют права применять другой способ расчетов за  отгруженную  про-
дукцию, кроме наличного и безналичного расчетов денежными  средст-
вами".
    То есть с момента перехода на единый налог,  юридическое  лицо
не  имеет  права  осуществлять  бартерные  операции,  разные  виды
взаимозачета.  Налогоплательщик может оказаться  в  следующей  си-
туации. Предприятие находится на общей системе налогообложения и с
01.01.2002 г. предполагает перейти на единый налог.  Находясь  еще
на общей системе налогообложения, предприятие заключило  бартерное
соглашение и выполнило отгрузку товара, а осуществление  встречной
поставки товара от контрагента ожидается в период, когда предприя-
тие будет уже находиться на едином  налоге.  Так  как  при бартере
обязательства по налогам возникают в момент  осуществления  первой
операции  (в данном случае отгрузки),  то  наличие  незавершенного
бартерного соглашения не влияет  на  задолженность  по  налогам  и
сборам,  а, следовательно, и не может стать помехой  для  перехода
на единый налог.
    Возникает вопрос, считается ли нарушением завершение бартерно-
го контракта на едином налоге, при том, что бартерный договор  был
заключен в период нахождения  на  общей  системе  налогообложения?
Напомним, что согласно п. 5  Указа № 746  в  случае  осуществления
неденежных расчетов, предприятие должно вернуться на общую систему
налогообложения.
    Предлагаем мнение ГНА Харьковской области  по  этому  вопросу,
изложенное в Письме от 01.12.2000 № 18060/10/31-005:
    "Если обществом был  заключен  бартерный  контракт  до момента  
его регистрации в качестве плательщика единого налога, и  операция  
по первому событию была включена в обложение налогом на  прибыль и 
НДС по обычной системе, то действие Указа № 746 не распространяет-
ся на правоотношения,  возникшие до  перехода плательщика на упро-
щенную систему".  
    Это означает, что предприятие может закончить бартерное согла-
шение в  период  нахождения  на едином  налоге  и  это  не  должно 
расцениваться как нарушение требований Указа № 746.
    Однако все же во избежание попадания в  конфликтные  ситуации,
если это возможно, лучше всего, закончить бартерные соглашения  до
перехода на единый налог или изменить форму расчетов на денежную.

    Некоторые вопросы учета основных средств при переходе с едино-
    го налога на общую систему налогообложения

    Предприятие  переходит  с единого  налога  на  обычную систему
налогообложения.  Как определяется балансовая стоимость ОФ, подле-
жащая амортизации?
    Теоретически  существует  несколько  возможностей.   Например,
взять  данные балансовой стоимости на начало отчетного периода  из
бухгалтерского учета или ориентироваться на  балансовую  стоимость
из налогового  учета, взятую  на момент  перехода  предприятия  на
уплату единого налога.
    Если же исходить из действующего на сегодняшний день законода-
тельства, правильнее будет обратиться к методике, которая зафикси-
рована в  п. 8.3.2  Закона № 283  и рассчитывать  все  необходимые
показатели за период нахождения на едином налоге. В том же случае,
если находясь на едином налоге, предприятие и  так  будет  пользо-
ваться  для расчета амортизации основных средств методикой  Закона
№ 283, то и при возврате на общую систему ничего пересчитывать  не
требуется.
    Более подробно об этом.
    Согласно п. 8.3.2 Закона №  283  балансовая  стоимость  группы
основных фондов на начало отчетного периода рассчитывается по фор-
муле (Обратите внимание - значения за предыдущий период  рассчиты-
ваются, а не берутся на начало периода):


    Б(а) = Б(а-1) + П(а-1) - В(а-1) - А(а-1), где


    Б(а) - балансовая стоимость группы  на  начало  отчетного  пе-
риода;
    Б(а-1) - балансовая стоимость группы на начало периода,  пред-
шествовавшего отчетному;
    П(а-1) - сумма расходов,  понесенных в связи  с  приобретением
основных фондов, осуществлением капитального ремонта,  реконструк-
ции, модернизаций и других улучшений основных фондов на протяжении
периода, предшествовавшего отчетному;
    В(а-1) - сумма выведенных из эксплуатации основных  фондов  на
протяжении периода, предшествовавшего отчетному;
    А(а-1) - сумма амортизационных отчислений, начисленных  в  пе-
риоде, предшествовавшем отчетному.

    Другими словами, необходимо  определить  балансовую  стоимость
основных фондов на начало отчетного периода, с которого  предприя-
тие  снова начнет находиться на общей  системе  налогообложения  и
обязано уплачивать налог на прибыль.  Здесь  балансовая  стоимость
определяется для целей налогового учета.
    По рассматриваемому  вопросу  никаких  официальных разъяснений
пока не дано. Поскольку нет конкретной методики определения балан-
совой  стоимости ОФ для целей уплаты налога на  прибыль  в  период
перехода с упрощенной системы налогообложения на общую,  мы  будем
исходить из действующего  на сегодняшний день  законодательства. И
обратимся к той методике, которая зафиксирована в п. 8.3.2  Закона
№ 283.
    Все показатели  указанной  формулы  рассчитываются  исходя  из
показателей, взятых из "периода, предшествовавшего  отчетному".  В
рассматриваемой ситуации получается, что в период,  предшествовав-
ший  отчетному, предприятие находилось на едином налоге. Для целей
уплаты единого налога указанные показатели не формируются.  Поэто-
му, чтобы определить балансовую стоимость ОФ для уплаты налога  на
прибыль в отчетном периоде, все необходимые  показатели  за  пред-
шествующий период - период нахождения на едином налоге  необходимо
будет  рассчитать.  Так как  никаких  специальных  рекомендаций  в
данном  случае нет, то при расчете необходимо использовать правила
статьи 8 Закона № 283.
    Здесь может возникнуть вопрос - почему мы  применяем  Закон  №
238 к периоду, в котором он (закон)  не  распространялся  на  пла-
тельщика единого налога? В данном  случае  мы  не  применяем  этот
Закон для учета в предыдущем периоде, а только для расчета необхо-
димых  нам данных в  этом периоде применяем расчетную  формулу,  в
которой используются показатели деятельности за предыдущий период.
Некоторые эксперты предлагают взять данные балансовой стоимости из
бухгалтерского учета или ориентироваться на данные,  которые  были
до  перехода  на единый налог. В  этом случае  придется  приводить
аргументацию - почему взяты данные "со стороны", когда в Законе  №
283 есть формула подсчета балансовой стоимости в целях  налогового
учета по прибыли.

    Приведем пример для более наглядного пояснения вышесказанного.

    Предприятие перешло на уплату единого налога с 01.01.2001 г. А
с 01.07.2001 г. возвращается к общей  системе  налогообложения.  И
для целей налогового учета нужно определить  балансовую  стоимость
группы основных фондов на начало 3-го квартала 2001 г.
    На 01.01.2001 г. у предприятия имеется два компьютера балансо-
вой стоимостью 3000.00 (три тысячи) гривен каждый.  В феврале 2001
г.  была произведена модернизация одного из компьютеров  на  сумму
550.00 (пятьсот пятьдесят) грн.
    Данные основные средства относятся к 2-й группе и к ним приме-
няется коэффициент амортизации 6.25 %.

    Введем следующие обозначения:
    Б - балансовая стоимость
    П - расходы на модернизацию
    А - амортизационные отчисления

    Б(на 01.07.2001) = Б(на 01.04.2001) - А(за 2-й квартал 2001)

    А(за 2-й квартал 2001) = Б(на 01.04.2001) х 6.25 % = 5875.00 х
х 6.25 % = 367.19 грн.

    Б(на 01.04.2001) = Б(на 01.01.2001) + П(за 1-й квартал 2001) -
- А(за 1-й квартал 2001)

    Б(на 01.01.2001) = 6000.00 грн.

    Для определения показателя П будем руководствоваться п.  8.7.1
Закона № 283. На увеличение балансовой стоимости  группы  основных
фондов относится сумма, превышающая 5 % балансовой  стоимости этой
группы на начало года.  В нашем случае 5 % от 6000.00 грн. состав-
ляет 300.00 грн. Следовательно, на увеличение балансовой стоимости
2-й группы основных фондов  относится  сумма  550.00  -  300.00  =
250.00 грн.

    П(за 1-й квартал 2001) = 250.00 грн.

    А(за 1-й квартал 2001) = Б(на 01.01.2001) х 6.25 % = 6000.00 х
х 6.25 % = 375.00 грн.

    Соответственно,

    Б(на 01.04.2001) = 6000.00 + 250.00 - 375.00 = 5875.00 грн.

    Б(на 01.07.2001) = 5875.00 - 367.19 = 5507.81 грн.

    Таким образом, мы рассчитали балансовую стоимость 2 группы  на
01.07.01 в соответствии с требованиями Закона № 283.





------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"  (044) 442-91-71
№ 40/01, стр. 38
[19.10.2001]
ООО "Финансовый клуб Украины"

------------------------------------------------------------------