Что год грядущий нам готовит?
      Налоги, сборы, льготы, выплаты в свете законопроекта
           о государственном бюджете на 2002 год {1}

------------------------------------------------------------------

    Процесс разработки Государственного бюджета  Украины  на  2002
год, как известно, проходил в условиях состязания между  проектами
самого бюджета, Бюджетного и Налогового кодексов. Бюджетный кодекс
( 2542-14 ) (см.  приложение  №  15   к   еженедельнику  "Главбух"
№ 31/2001)  вступил  в  силу  с  момента  опубликования,  а потому
положения  проекта  Закона  о  Государственном бюджете Украины  на
2002  год ( 2763-14 ) формировались  в  соответствии с положениями
Бюджетного кодекса.  Налоговый  кодекс так  и  не появился. Что же
может ожидать налогоплательщиков в будущем году?

    Налоги, сборы (обязательные платежи)

    Расчеты  с  бюджетом  в  неденежной  форме   в    2002    году
предусматривается запретить. "Неденежными"  названы  такие  формы,
как взаимозачет, применение векселей,  бартерные  операции,  зачет
встречных платежных требований  в  финансовых  учреждениях,  кроме
операций, связанных с государственным долгом.
    Под  запретом  могут  оказаться  реструктуризация  и  списание
задолженности  (недоимки)  субъектов  хозяйствования  по  налогам,
сборам  (обязательным   платежам),   бюджетным  займам,  возникшей
с 1 января 2000 года.  Предполагается запретить  и  предоставление
отсрочки  относительно  сроков  уплаты  таких   платежей.    Столь
категоричный запрет настораживает: его выполнение возможно  далеко
не  при  любых  условиях,  однако  законопроект   государственного
бюджета никаких оговорок не содержит. Запрет на реструктуризацию и
отсрочку уплаты задолженности перед бюджетом  может  осложнить,  к
примеру, проведение санации в процедуре банкротства.
    НДС.  Государственная налоговая служба согласно ст. 6  проекта
приобретает право  засчитывать  подлежащие  возмещению  суммы  НДС
плательщикам, которым задолженность по НДС реструктуризирована или
предоставлена рассрочка или отсрочка его оплаты, в счет уменьшения
реструктуризированных или отсроченных сумм налога.  Предоставление
такого права налоговикам сформулировано с ограничением засчитывать
только   реструктуризированные  или  рассроченные    (отсроченные)
суммы, поскольку, по мнению правительства, возмещение НДС деньгами
в 2002  году  никому  не  светит.  С  1  января  2002  года  суммы
возмещения НДС из бюджета, образовавшиеся на 1 сентября 2001 года,
предусматривается реструктуризировать сроком на 60  месяцев,  если
эта сумма не была списана  в  счет  погашения  обязательств  перед
бюджетом.
    Бюджетную  задолженность  по  возмещению  НДС,   эквивалентную
налоговой задолженности перед  бюджетом,  планируется  списать  по
состоянию на 1 сентября 2001 года в соответствии со ст. 18  Закона
"О  порядке  погашения  обязательств   налогоплательщиков    перед
бюджетами   и   государственными  целевыми  фондами"  ( 2181-14 ).
Порядок такого списания должен установить Кабинет Министров.
    Бартер  по-прежнему  в  опале:   по    мнению    разработчиков
законопроекта, до 1 января 2003  года  при  экспорте  в  бартерной
операции  сумма  НДС,  оплаченная  (начисленная)   в    связи    с
приобретением товаров (работ,  услуг),  не  должна  относиться  на
увеличение налогового кредита, а будет включаться в состав валовых
расходов производства (обращения) налогоплательщика.
    Предусматривается продлить еще на год до 1  января  2003  года
действие п. 11.15 ст. 11 Закона о НДС ( 168/97-ВР )  для  операций
по перевозке пассажиров и  грузов  транзитом  через  территорию  и
порты Украины, в отношении которых существующий порядок уплаты НДС
сохраняется.
    Обязательным  условием  для  возмещения  НДС  ст.  43  проекта
называет фактическое поступление средств в оплату товаров  (работ,
услуг), вывезенных за пределы таможенной территории Украины.
    Земельный налог.  В 2002 году в населенных  пунктах,  денежная
оценка земель которых не произведена, предусматривается применение
ставок земельного налога, установленных  частью  второй  статьи  7
Закона "О  плате  за  землю" ( 2535-12 ),  увеличенных в 3,03 раза
(в  2001  году  эта  цифра  составляет  2,62  согласно  Закону  "О
Государственном бюджете Украины" на 2001 год" ( 2120-14 )):

=================+==============+====================+=================
Группа населенных|Средняя ставка|Коэффициент в Киеве,|Скорректированная
    пунктов с    |    налога    |    Симферополе,    | ставка налога в
  численностью   |  (коп. за 1  |Севастополе, городах| городах, где не
    населения    |    кв. м)    |     областного     |   произведена
   (тыс. чел.)   |              |     подчинения     |  оценка (общий
                 |              |                    |     размер/с
                 |              |                    |  коэффициентом,
                 |              |                    |  коп. за 1 кв.м)
=================+==============+====================+=================
до 0,2           |      1,5     |          -         |        4,5
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 0,2 до 1      |      2,1     |          -         |        6,3
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 1 до 3        |      2,7     |          -         |        8,2
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 3 до 10       |      3,0     |          -         |        9,1
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 10 до 20      |      4,8     |          -         |       14,5
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 20 до 50      |      7,5     |         1,2        |   22,7 / 27,2
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 50 до 100     |      9,0     |         1,4        |   27,2 / 38,1
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 100 до 250    |     10,5     |         1,6        |   31,8 / 50,9
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 250 до 500    |     12,0     |         2,0        |   36,3 / 72,7
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 500 до 1000   |     15,0     |         2,5        |  45,4 / 113,6
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 1000 более    |     21,0     |         3,0        |  63,6 / 190,9
-----------------------------------------------------------------------

    По сельскохозяйственным угодьям и землям  населенных  пунктов,
денежная  оценка  которых  произведена  и  уточнена  по  состоянию
на 1 января  2002  года,  планируется   применять  ставки  налога,
установленные ст. 6 и частью 1 ст. 7 Закона "О плате за землю", то
есть в процентах от денежной оценки земель: 0,1% для пашен,  лугов
и пастбищ, 0,03%  для  многолетних  насаждений  и  1%  для  земель
населенных пунктов.
    Как  и  было  ранее,  земельный  налог  и  арендная  плата  за
земельные участки должны уплачиваться плательщиками (кроме граждан
и производителей сельскохозяйственной и рыбной  продукции)  каждый
месяц до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
    В числе "освобожденцев" от уплаты земельного  налога  остаются
воинские    части,       воинские        учебные        заведения,
научно-исследовательские учреждения, детские санаторно-курортные и
оздоровительные учреждения, которые содержатся за счет  бюджета  и
принадлежат  к  сфере  управления  Минобороны  Украины  и   других
воинских формирований, а также предприятия  Минобороны,  органы  и
учреждения исполнения наказаний.  Перечень таких предприятий будет
утверждаться Кабинетом Министров.  Льготы будут действовать только
при условии использования земельных участков в соответствии  с  их
целевым назначением.  Земельные  участки,  сданные  в  аренду  или
находящиеся под зданиями и сооружениями, сданными в аренду третьим
лицам,  и  земельные  участки,  используемые  не    по    целевому
назначению, как и в 2001 году, предусматривается облагать  налогом
в общем порядке.  В 2002 году, в отличие  2001,  не  предусмотрены
персональные льготы отдельным предприятиям по земельному налогу.
    Надо  отметить,  что  как  и  в  2001  году,  на   2002    год
предусматривается приостановить действие некоторых норм Закона  "О
плате за землю", которые содержатся:
    - в  ст.  3,  устанавливающей  целевое   назначение   средств,
поступающих в качестве платы за землю;
    - в части 2  ст. 4,  устанавливающей  невозможность  изменения
ставок платы за землю иными законодательными актами;
    - в части 10 ст. 7, которой установлен размер платы  за  землю
воинскими частями, воинскими учебными заведениями и пр.;
    - в части 2 ст. 8 - плата  за  земли  транспорта  Вооруженными
силами и воинскими формированиями Украины;
    - в части 1 рт. 17 - сроки уплаты налога;
    - в ст. 19 - сроки внесения арендной платы за землю;
    - в ст. 20, 21, 22, устанавливающих поступление,  направление,
целевое использование платы за землю.
    Амортизация.  Ст.  7    проекта    государственного    бюджета
предусматривает, что амортизация  на  выведенные  из  эксплуатации
основные фонды групп 2 и 3 с целью налогообложения начисляться  не
будет.
    Пенсионный сбор. До 1 января 2003 года предполагается продлить
действие Законов "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на
обязательное государственное  пенсионное  страхование" от 22.10.98
№ 208-XIV ( 208-14 )  и  от  15.07.99  № 967-XIV  ( 967-14 ).  Это
означает, что мы по-прежнему будем уплачивать пенсионный сбор  при
осуществлении купли-продажи валют, торговли ювелирными  изделиями,
покупки легковых автомобилей и недвижимости,  при  производстве  и
импорте табачных изделий, использовании сотовой и мобильной связи.

    Социальные выплаты и льготы

    Изучение текста  проекта  государственного  бюджета  позволяет
сделать вывод о том, что в следующем  году  забота  государства  о
своих гражданах несколько сократиться.
    Размер  выплат  ежегодной  разовой  помощи,  осуществляемой  в
соответствии  с  Законом  Украины  "О  статусе  ветеранов   войны,
гарантиях их социальной защиты", пересмотрен  не  был,  и  выплаты
остаются на том же уровне: инвалиды войны I  группы  -  150  грн.,
инвалиды войны II группы - 120 грн., лица, имеющие  заслуги  перед
Отечеством - 55 грн., инвалиды войны III группы, участники  боевых
действий, члены семей  погибших  и  супруги  погибших  участников,
признанных при жизни  инвалидами  -  40  грн.  Учитывая  инфляцию,
прогнозируемую по итогам нынешнего  года,  данные  цифры  выглядят
довольно "экономно".
    Уровень обеспечения прожиточного минимума согласно Законам  "О
государственной социальной  помощи  малообеспеченным  семьям",  "О
государственной помощи  семьям  с  детьми"  и  "О  государственной
социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам"  проектом
установлен в сумме 80 грн.  Кабинет Министров в течение года может
этот минимум увеличить.  Индексация доходов  граждан  в  следующем
году должна определяться Кабинетом Министров с учетом  мер  по  их
повышению.
    Помощь  по  уходу  за  ребенком  по  достижении  им  3-х   лет
планируется предоставлять  в  размере 50%  прожиточного  минимума,
а  единовременная помощь  при  рождении  ребенка  может  составить
200 грн.
    Статьей 34 проекта предусмотрено, что в 2002 году  расходы  по
льготам и субсидиям населению на оплату электроэнергии, природного
газа,  услуг  тепло,  водоснабжения   и    услуг    связи    будут
осуществляться   из   местных  бюджетов  за  счет  соответствующей
субвенции из государственного бюджета Украины.  В качестве средств
для формирования этой субвенции обозначены отчисления от платы  за
транзит природного газа через территорию Украины.  В связи с  этим
Кабинет  Министров  должен  разработать  механизм   стимулирования
органов местного самоуправления в экономии расходов,  связанных  с
предоставлением  льгот  и  субсидий    населению.    В    качестве
стимулирующего момента  в  самом проекте предусмотрено направление
50%   сэкономленных   средств   на    осуществление    затрат   на
жилищно-коммунальное хозяйство.  Полагаем, что при таких  условиях
субсидий населению не видать: за то, что их  не  дают,  фактически
предусмотрено премирование!
    Действие  законодательных  актов  на  2002    год,    которыми
предусмотрены льготы, компенсации  и  гарантии,  финансируемые  из
государственного и местного бюджетов,  планируется  приостановить.
Но некоторые из таких льгот все же останутся:

======================+===========================================
        Льгота        |                Получатель
======================+===========================================
Бесплатный капитальный| Аварийные помещения, признанные таковыми
ремонт жилых помещений| органами местного самоуправления
граждан               |
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатная или        | Инвалиды I и II групп, участники боевых
льготная установка    | действий, Герои Украины, Советского Союза,
телефона              | полные кавалеры  орденов Славы и Трудовой
                      | Славы, лица, награжденные четырьмя и более
                      | медалями "За отвагу",  Герои  Соцтруда,
                      | инвалиды войны III группы, супруги
                      | участников боевых действий, члены семей
                      | погибших участников боевых действий,
                      | граждане, пострадавшие вследствие
                      | Чернобыльской катастрофы, семьи, имеющие
                      | ребенка-инвалида, инвалидность которого
                      | связана с Чернобыльской катастрофой
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатное и льготное | Названные выше категории лиц, а также
пользование телефоном | семьи, в которых двое и более инвалидов, в
                      | отношении  оплаты  услуг  электросвязи  за
                      | местные телефонные переговоры с квартирных
                      | телефонов независимо от их
                      | продолжительности
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатное и льготное | Инвалиды, Герои Украины и Советского
санаторно-курортное   | Союза,  полные  кавалеры орденов Славы и
лечение               | Трудовой Славы, лица, награжденные
                      | четырьмя и более медалями "За отвагу",
                      | Герои Соцтруда, "чернобыльцы", дети
----------------------+-------------------------------------------
Выплата компенсаций   | Инвалиды войны I и II групп, "чернобыльцы"
за неиспользованное   | 1 категории, дети
льготное              |
санаторно-курортное   |
лечение               |
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатное и льготное | Инвалиды войны I и II групп  с
обеспечение           | повреждениями опорно-двигательного
автомобилями          | аппарата
----------------------+-------------------------------------------
Освобождение или      | Ветераны войны, реабилитированные, Герои
уменьшение оплаты за  | Украины и Советского Союза, полные
жилье,  коммунальные  | кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы,
услуги,               | лица, награжденные  четырьмя  и  более
электроэнергию, газ,  | медалями "За отвагу", Герои Соцтруда,
топливо               | "чернобыльцы", родители и  члены  семей
                      | военнослужащих,  которые погибли, умерли
                      | или пропали без вести при прохождении
                      | воинской службы
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатный проезд     | Для всех категорий льготников местными
всеми видами          | советами будет установлена с 1 января 2002
пассажирского         | года плата  за  проезд  на  все  виды
городского и          | городского  и  пригородного транспорта
пригородного          |
транспорта            |
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатный проезд     | Лица,  на  которых  распространяется
всеми видами          | действие Межгосударственного Соглашения
транспорта при        | от 12.03.93 о взаимном признании прав на
межгосударственном    | льготный проезд для инвалидов и участников
сообщении             | ВОВ, лиц, приравненных к ним.
------------------------------------------------------------------

    Возможно,  что  народные  депутаты   в   процессе   обсуждения
законопроекта внесут  в  него  соответствующие  изменения.  Прежде
всего, это  касается  проблемы  возмещения  НДС  и,  в  частности,
недопустимости реструктуризации.  Кроме того, заслуживает внимания
и  вопрос  об  отмене  уплаты  пенсионного  сбора  с  операций  по
купле-продаже  валют,  торговле  ювелирными  изделиями,    покупке
легковых автомашин и т. п.

{1} Законопроект о Государственном бюджете  Украины  на  2002  год
    получен  Верховной  Радой  Украины  14.09.2001  г.,    субъект
    законодательной инициативы - Кабинет Министров Украины. (Ред.)


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№42/01, стр. 54
[22.10.2001]
Наталья Плешкова
Юрист Интернет-проекта http://www.urist.com.ua
------------------------------------------------------------------