Как  правильно  списать  основные  средства  -  документальное
    обоснование, оформление, определение стоимости комплектующих и
    порядок их оприходования, а также дальнейшей  реализации?  Как
    отразить в бухгалтерском и налоговом учете  операции  списания
    холодильника?

    * * *

    Нормативные документы

    Операции  ликвидации  основных  средств  (основных  фондов)  в
бухгалтерском  учете  регулируются ( z0288-00 )  ПБУ  7  "Основные
средства", а в налоговом учете - нормами ст. 8 Закона о прибыли.
    В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона  Украины  "О  бухгалтерском
учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г.  № 996-XIV
( 996-14 ) предприятие имеет  право  самостоятельно  разрабатывать
систему  и  формы  внутрихозяйственного  (управленческого)  учета,
отчетности, контроля хозяйственных операций и т. п. Следовательно,
на основании  действующих   нормативных   документов  руководитель
совместно с бухгалтерией, экономической  и  инженерно-техническими
службами предприятия могут установить  порядок  списания  основных
средств.  Для бюджетных организаций порядок списания  материальных
ценностей,  предусматривающий  механизм  операций  от  приказа  до
оприходования  полученных  в   результате    ликвидации    объекта
материальных ценностей или лома, установлен в Типовой инструкции о
порядке списания материальных ценностей (в  т.  ч.  и  необоротных
активов) с баланса бюджетных учреждений,  утвержденной  совместным
приказом   Государственного  казначейства  Украины,   Министерства
экономики   Украины  от   10.08.2001  г.  №  142/181  ( z0787-01 )
(далее - Инструкция № 142). Необходимо отметить, что использование
некоторых положений указанной Инструкции для установления  порядка
списания  основных средств предприятиями других форм собственности
не противоречит требованиям действующего законодательства.

    Рабочая комиссия

    Согласно п. 6 Инструкции № 142 для  определения  непригодности
материальных  ценностей  и    установления    невозможности    или
неэффективности проведения ремонта с целью  их  восстановления,  а
также для оформления необходимой  документации  на  списание  этих
ценностей  приказом  руководителя  ежегодно  создается   постоянно
действующая в течение года комиссия.
    В состав комиссии включаются:
    - руководитель или его заместитель (председатель комиссии);
    - главный бухгалтер или его заместитель  (лицо,  ответственное
за   ведение  бухгалтерского  учета,  в случае  если   в   штатном
расписании предприятия должность главного бухгалтера не предусмот-
рена);
    - руководители групп учета или работники бухгалтерии,  ведущие
учет ТМЦ;
    - лица, ответственные за сохранность материальных ценностей;
    - другие   должностные  лица  (по   усмотрению    руководителя
учреждения).
    Приказ  по  предприятию   о  создании  постоянно   действующей
комиссии издается ежегодно или по мере необходимости. На небольших
предприятиях целесообразно руководителю издать приказ  о  создании
одной постоянно действующей комиссии (инвентаризационной) с правом
определения  непригодности  материальных  ценностей  к  дальнейшей
эксплуатации и оформления необходимой документации на их списание.
    В  компетенцию  постоянно  действующей  комиссии  по  списанию
(инвентаризационной) входит:
    - проведение осмотра ТМЦ для составления акта на  их  списание
(при  этом  используется  необходимая  техническая   документация,
данные бухгалтерского учета и прочие сведения об объекте);
    - установление  конкретных  причин  списания  объекта  (полный
физический износ, как морально устаревшие, вынужденная  ликвидация
и пр.);
    - установление лиц, виновных в порче или недостаче ТМЦ;
    - установление возможности дальнейшего использования отдельных
узлов, деталей, материалов списанного объекта и их оценка;
    - осуществление контроля над изъятием из  списанных  ценностей
пригодных  узлов,  деталей  и  материалов,  содержащих  цветные  и
драгоценные металлы,  определение  их  количества,  веса  а  также
контроль над сдачей их на соответствующий склад.
    Разрешение на списание с баланса материальных  ценностей  дает
руководитель предприятия.

    Документальное оформление

    На  основании  выводов  комиссии  составляются  акты  списания
материальных ценностей.
    Типовые  формы  актов  списания  основных  средств  утверждены
приказом Министерства статистики Украины "Об  утверждении  типовых
форм первичного учета" от 29.12.95 г.  № 352 ( v0352202-95 ).  При
списании основных средств оформляются акты списания всех  основных
средств по  форме № 03-3 и  по  форме  № 03-4 -  акт  на  списание
грузовых и легковых автомобилей, прицепов или полуприцепов.
    Акт списания основных  средств  №  03-3  составляется  в  двух
экземплярах назначенной  руководителем  предприятия  комиссией  по
списанию или  инвентаризационной  комиссией,  подписывается  всеми
членами комиссии и утверждается руководителем  или  уполномоченным
лицом.  Первый экземпляр акта  передается  в  бухгалтерию,  второй
остается  у  материально  ответственного  лица.  Утвержденный  акт
списания является основанием  для  сдачи  на  склад  полученных  в
результате списания объекта запчастей, материалов,  металлолома  и
т. п.
    На обратной стороне акта № 03-3 в разделе "Расчет  результатов
списания  объекта"  заполняются  сведения  о  суммах  расходов  на
списание, а также  о  стоимости ТМЦ,  полученных  при  разборке  и
демонтаже основных средств.
    Если  в  результате   ликвидации  основных  средств   получены
отдельные  детали,  узлы  и  материалы,   которые    могут    быть
использованы в производственной деятельности предприятия  или  для
продажи, то комиссия по списанию или  инвентаризационная  комиссия
оценивает  такие  ТМЦ  с  учетом  существующих  цен  и  спроса  на
аналогичные товары, а также их полезности и износа и дополнительно
составляет акт об их оценке. Оприходование полученных ТМЦ на склад
осуществляется в установленном порядке.
    В случае если предприятие решит  продать  полученные  ТМЦ,  то
суммы, полученные в результате такой продажи, включаются в  состав
валовых  доходов   предприятия  и  учитываются   при   определении
налогооблагаемой прибыли.  Налоговые  службы  при  проверках,  как
правило, требуют документального подтверждения  цен  реализованных
товаров, поэтому можно рекомендовать оценить  предназначенные  для
продажи товары через комиссионеров - субъектов предпринимательской
деятельности, осуществляющих комиссионную торговлю. В соответствии
с Правилами комиссионной торговли  непродовольственными  товарами,
утвержденными приказом Министерства внешних  экономических  связей
Украины от 13.03.95 г.  № 37 ( z0079-95 ),  цены  на  комиссионные
товары устанавливаются комитентом по договоренности с  комиссионе-
ром на основании рыночного спроса.

    Бухгалтерский и налоговый учет

    В бухгалтерском учете объект основных  средств  списывается  с
баланса в случае:
    - продажи;
    - бесплатной передачи;
    - непригодности к дальнейшей эксплуатации по причине  физичес-
кого износа или как морально устаревшие.
    Согласно п. 34 ПБУ 7 финансовый результат от выбытия  объектов
основных  средств   определяется   как   разница   между  доходом,
полученным  в  связи  с  их  выбытием,  и  остаточной  стоимостью,
непрямыми налогами и расходами,  связанными  с  выбытием  основных
средств.  В отличие  от налогового учета,  в  бухгалтерском  учете
отражение доходов, расходов и  изменения  балансовой стоимости при
списании  основных  средств  не  зависит  от   их  "бухгалтерской"
классификации в соответствии с п. 5 ПБУ 7.
    В  налоговом  учете  отражение  валовых   доходов  и   валовых
расходов,  а  также   изменения  балансовой  стоимости   отдельных
объектов основных фондов (или групп 2 и 3) при их списании зависит
от распределения по группам в соответствии с пп. 8.2.2 п. 8.2  ст.
8  Закона  о   прибыли.  В  данной  консультации   рассматривается
отражение в налоговом учете  операций  списания  основных  средств
группы 2.
    В случае вывода из эксплуатации  отдельных  объектов  основных
фондов  групп  2  и  3  в  связи  с  их  ликвидацией  по   решению
налогоплательщика  или   Кабинета  Министров  Украины   балансовая
стоимость групп не меняется (пп. 8.4.6  п.  8.4  ст.  8  Закона  о
прибыли ( 283/97-ВР )).  Кроме того, в соответствии с п. 4.9 ст. 4
Закона о НДС ( 168/97-ВР ) в  целях  налогообложения  как  продажа
основных фондов рассматриваются следующие операции:
    - ликвидация основных  производственных  и  непроизводственных
фондов по самостоятельному решению налогоплательщика;
    - бесплатная передача лицу, не зарегистрированному  плательщи-
ком НДС;
    - перевод основных фондов в состав непроизводственных.
    При этом базой для начисления НДС  является  обычная  цена  на
аналогичные товары,  действующая  на  момент  такой  продажи.  Для
основных фондов группы 1 - обычная цена, но не ниже их  балансовой
стоимости.  При  ликвидации   комплектующих,   составных   частей,
компонентов или других отходов, полученных  вследствие  ликвидации
основных фондов, база обложения НДС определяется в том же порядке,
что и при ликвидации основных фондов.

    Пример 1

    На   предприятии   по   решению   руководителя   ликвидируется
холодильник, используемый в производственных целях.
    В приведенной  таблице  представлены  сведения  о  списываемом
объекте.

|----------------------------------------------------|-----------|
|                Сведения об объекте                 |Сумма, грн.|
|----------------------------------------------------|-----------|
|Первоначальная стоимость                            |  457,55   |
|----------------------------------------------------|-----------|
|Сумма износа                                        |  217,22   |
|----------------------------------------------------|-----------|
|Остаточная стоимость                                |  240,33   |
|----------------------------------------------------|-----------|
|Обычная цена                                        |  250,00   |
|----------------------------------------------------|-----------|
|Стоимость оприходованных материальных ценностей:    |           |
|                                                    |           |
|дверь от холодильника                               |   50,00   |
|                                                    |           |
|прочие материалы                                    |  120,00   |
|----------------------------------------------------|-----------|
|Расходы на ликвидацию                               |   60,00   |
|----------------------------------------------------|-----------|

    В бухгалтерском и налоговом  учете  операции  выбытия  объекта
основных средств группы 2 в связи с  его  ликвидацией  по  решению
руководителя предприятия отразятся следующим образом:

|---|----------------------|----------------|--------|-----------|
| № | Содержание операции  | Бухгалтерский  | Сумма, | Налоговый |
|п/п|                      |      учет      |  грн.  |    учет   |
|   |                      |-------|--------|        |-----|-----|
|   |                      |  Д-т  |  К-т   |        | ВД  | ВР  |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
| 1 |Списан холодильник:   |       |        |        |     |     |
|   |на сумму остаточной   |  976  |  106   | 240,33 |     |     |
|   |стоимости             |       |        |        |     |     |
|   |                      |       |        |        |     |     |
|   |на сумму износа       |  131  |  106   | 217,22 |  -  |  -  |
|   |                      |       |        |        |     |     |
|   |Отражен НДС           |  976  | 641/ндс|  50,00 |  -  |  -  |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
| 2 |Отражены расходы,     |  976  |65, 661,|  60,00 |  -  |60,00|
|   |связанные с ликвида-  |       |377     |        |     |     |
|   |цией холодильника     |       |        |        |     |     |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
| 3 |Оприходованы ТМЦ,     |       |        |        |     |     |
|   |полученные от ликвида-|       |        |        |     |     |
|   |ции основных средств:*|       |        |        |     |     |
|   |                      |       |        |        |     |     |
|   |дверь от холодильника |  207  |   746  |  50,00 |     |     |
|   |                      |       |        |        |     |     |
|   |прочие материалы      |  209  |   746  | 120,00 |  -  |  -  |
|   |                      |       |        |        |     |     |
|   |                      |       |        |        |     |     |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
| 4 |Отражен финансовый    |  746  |   793  | 170,00 |  -  |  -  |
|   |результат             |       |        |        |     |     |
|   |                      |  793  |   976  | 350,33 |     |     |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|

-----------------
    * Стоимость материалов, оприходованных на склад  в  результате
ликвидации основных средств, не участвует в учете прироста (убыли)
балансовой стоимости покупных товаров, материалов, сырья  согласно
п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли.


    Пример 2

    Руководитель  предприятия  принял  решение  продать  дверь  от
холодильника по цене согласно договору купли-продажи 50 грн.
    Продажа запчастей, полученных в результате ликвидации  объекта
основных средств, в бухгалтерском и налоговом учете будет отражена
следующим образом:


|---|----------------------|----------------|--------|-----------|
| № | Содержание операции  | Бухгалтерский  | Сумма, | Налоговый |
|п/п|                      |      учет      |  грн.  |    учет   |
|   |                      |-------|--------|        |-----|-----|
|   |                      |  Д-т  |  К-т   |        | ВД  | ВР  |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
| 1 |Реализована дверь от  |  361  |  712   | 60,00  |50,00|  -  |
|   |холодильника          |       |        |        |     |     |
|   |----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
|   |Начислены налоговые   |  712  | 641/ндс| 10,00  |  -  |  -  |
|   |обязательства         |       |        |        |     |     |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|
| 2 |Списана себестоимость |  943  |  207   | 50,00  |  -  |  -  |
|   |двери                 |       |        |        |     |     |
|---|----------------------|-------|--------|--------|-----|-----|



------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№ 05/02, стр. 55
[04.02.2002]
Людмила Ильяш
бухгалтер-консультант АФ "Главбух-Аудит"
------------------------------------------------------------------