Вексель налоговый -> капут полный
------------------------------------------------------------------
О несчастной судьбе налоговых векселей после выхода
Постановления КМУ от 10.01.2002 г. № 21 ( 21-2002-п ) (далее -
Постановление № 21) {1} мы уже писали в "Бухгалтере" № 5'2002 на
с. 64-65 ("Вексель капут?"). Там же рассказывалось о некоторых
маленьких уловках, на которые идут импортеры, чтобы хоть как-то
выхитрить себе налоговый векселек в сложившейся ситуации.
С тех пор в налогововексельном поле произошли некоторые
изменения. Каждое из них, в общем-то, не столь уж и значительно,
однако в целом они довольно существенно повлияли на эту сферу.
Плательщики, понятно, тоже не дремали, а выдумывали новые способы
обойти законодательные ограничения. В общем, мы решили, что пора
дать обзор связанных с налоговыми векселями новшеств, а
заодно - по причине изменившихся обстоятельств - кое в чем
подкорректировать свою позицию. Если эта тема для вас актуальна,
перечитайте указанную статью в "Бухгалтере" № 5'2002, а затем
возвращайтесь сюда.
Надежды и разочарования
Вначале - общее замечание. До многих из вас, вероятно,
доходили слухи о том, что Киевский хозяйственный суд признал
недействительным п. 9 Постановления № 21 (тот самый пункт, который
стал причиной ужесточения налогововексельного режима). Вынуждены
вас разочаровать: недавно в газете "Бизнес" № 21/2002 (с.
9) появилось сообщение о том, что Киевский апелляционный
хозяйственный суд
"удовлетворил апелляцию правительства и отменил решение
хозяйственного суда г. Киева от 22 марта <...> о признании
незаконным п. 9 Постановления Кабинета Министров Украины № 21 "О
мерах по обеспечению исполнения Государственного бюджета Украины в
I квартале 2002 года". Тем самым суд узаконил неправомерное
действие Кабмина".
Так что поводов для оптимизма поубавилось. И хотя компания
"Интерпайп", судившаяся с правительством, по сообщению того же
"Бизнеса", намерена продолжать борьбу в Высшем хозяйственном суде,
пока Постановление № 21 продолжает действовать. А это значит, что
большинству импортеров не видать налоговых векселей как
собственных ушей.
Зато пессимистичные прогнозы относительно справки из ГНИ о
наличии возмещения, похоже, не оправдались. По имеющимся у нас
сведениям, на практике таможни принимают справки с полной суммой
возмещения (имеющейся в лицевом счете импортера в ГНИ), то есть с
учетом сумм, накопленных и в предыдущих отчетных периодах. Кроме
того, до 20-го числа текущего месяца таможенники еще принимают
справки о сумме возмещения по итогам предпредыдущего месяца (до
20-го июня, скажем, принимаются справки о возмещении по итогам
апрельской декларации).
Письма для всех и для избранных
Теперь - о частностях. С января месяца на интересующую нас
тему появилось несколько писем, обзор которых мы предлагаем вашему
вниманию.
1. ГТСУ в письмах от 22.01.2002 г. № 11/3-15-604-ЕП {2}
( v-604342-02 ) и от 19.02.2002 г. № 11/3-15-1522 ( v1522342-02 )
указала, что под "ввозом товаров для собственных производственных
нужд" следует понимать "ввоз товаров без последующей реализации".
Затем появилось куда более мрачное письмо того же ведомства от
06.03.2002 г.:
|-----------------------------------------------------------------|
| Из письма ГТСУ от 06.03.2002 г. № 11/3-15-2052 |
| |
| Северной региональной таможне |
| |
| <...> |
| |
| Под ввозом на таможенную территорию Украины товаров для|
|собственных производственных нужд признается ввоз товаров без|
|последующей реализации с использованием в собственном|
|производственном обороте. |
| При ввозе на таможенную территорию Украины сырья требование|
|относительно ввоза для собственных производственных нужд|
|выполняется при условии переработки такого сырья на собственных|
|производственных мощностях. |
| Таким образом, при передаче на переработку импортированного|
|сырья другому субъекту хозяйствования указанное требование|
|Постановления Кабинета Министров Украины от 10.01.2002 № 221 не|
|выполняется. |
| |
| Заместитель председателя А. Шейко |
|-----------------------------------------------------------------|
Понятно, что требования этого письма ставят крест на налоговых
векселях в тех случаях, когда ввозимое используется импортером в
давальческих схемах (о которых мы писали в "Бухгалтере" № 5'2002).
На наш взгляд, таможенники здесь явно вышли за рамки Постановления
№ 21.
2. Следующая прелесть - письмо ГТСУ от 25.03.2002 г.:
|-----------------------------------------------------------------|
| Письмо ГТСУ от 25.03.2002 г. № 11/3-15-2706-ЕП |
| |
| Начальникам региональных таможен,|
| начальникам таможен |
| |
| В случае обращений субъектов внешнеэкономической деятельности|
|по поводу срока действия Постановления Кабинета Министров Украины|
|от 10.01.2002 № 21 "О мерах по обеспечению исполнения|
|Государственного бюджета Украины в I квартале 2002 года"|
|указываем, что ограничение времени действия данного Постановления|
|не предусмотрено. |
| |
| Заместитель председателя А. Шейко |
|-----------------------------------------------------------------|
Итак, Постановление № 21, несмотря на название и преамбулу
(где тоже говорится о I квартале сего года), рамками I квартала не
ограничивается. Что сильно разочаровало тех немногих оптимистов,
которые решили, будто неприятности закончатся уже в апреле.
3. Совместное письмо Минэкономики и ГТСУ слегка "скорректиро-
вало" ограничения, установленные в письме от 06.03.2002 г.,
пойдя на уступки магнатам нефтебизнеса:
|-----------------------------------------------------------------|
| Письмо Минэкономики и по вопросам европейской интеграции|
|Украины от 25.03.2002 г. № 72-3/36 и ГТСУ от 26.03.2002 г. №|
|11/1-03-2734-ЕП |
| |
| Учитывая особенности операций по ввозу на таможенную|
|территорию Украины нефти сырой, предназначенной для переработки|
|на украинских нефтеперерабатывающих заводах (далее - НПЗ),|
|установить, что с 1 апреля 2002 года при осуществлении таких|
|операций ввоз для собственных производственных нужд определяется|
|при условии: |
| |
| 1. Ввоза нефти сырой непосредственно НПЗ для переработки. |
| |
| 2. Наличия у импортера нефти сырой контракта (договора) с|
|украинским НПЗ на ее переработку. Срок действия такого контракта|
|не может быть менее б месяцев, а объем переработки нефти сырой|
|- не менее 25000 тонн в месяц. |
| |
| 3. Наличия у импортера нефти сырой договора аренды|
|оборудования продолжительностью не менее чем на 6 месяцев для ее|
|переработки. |
| Для применения вексельной формы расчетов по уплате НДС при|
|таможенном оформлении нефти сырой достаточно одного из указанных|
|в п. 1-3 условий. Перепродажа нефти сырой, ввезенной с целью|
|переработки и оформленной с применением вексельной формы расчетов|
|по уплате НДС, не допускается. |
| С целью контроля за соблюдением указанных условий импортер|
|нефти сырой представляет в таможенный орган следующие|
|дополнительные документы: |
| а) при таможенном оформлении - гарантийное письмо -|
|обязательство об использовании нефти сырой исключительно для|
|переработки на украинском НПЗ; |
| б) в 15-дневный срок после завершения таможенного оформления -|
|отчет в 2-х экземплярах о фактическом использовании нефти сырой.|
| |
| Министр экономики и по вопросам|
| европейской интеграции Украины А. Шлапак|
| |
| Председатель Государственной таможенной|
| службы Украины Н. Каленский|
| |
| Согласовано:|
| Государственная налоговая администрация Украины |
|-----------------------------------------------------------------|
Это письмо может пригодиться не только нефтедельцам, но и
обычным предприятиям, использующим давальческие схемы. Ведь нельзя
же утверждать, что в одном случае "давал" - это "собственные
производственные", а в другом - не "собственные производственные"
нужды. Подход должен быть единым.
Следовательно, если дело дойдет до суда, то данное письмо
может послужить аргументом в защиту импортера-"давальца".
4. Наконец, письмом от 22.04.2002 г. № 11/2-15-3641-ЕП
( v3641342-02 ) таможенники отозвали ряд старых писем, не
соответствующих требованиям Постановления № 21 (в том числе письмо
от 26.12.2000 г. № 15/2-5111-ЕП ( v1511342-00 ) {3}).
Подведем итоги. Как видите, самые большие неприятности
принесло письмо от 06.03.2002 г. (см. выше п. 1), "зарубившее"
налоговые векселя в ситуациях, когда сырье перерабатывается
импортером не на собственных производственных мощностях. Оно
подкосило не только давальческие схемы, но и деятельность по
переработке ввозимого сырья на арендуемом оборудовании!
Теперь при ввозе сырья-материалов помимо справки из ГНИ о
возмещении НДС и гарантийного письма о целевом использовании
(неотчуждении) местные таможни требуют от импортера прилагать к
налоговому векселю еще и справку (подписанную руководителем и
главбухом) о наличии на балансе импортера собственного
оборудования и помещения. Если собственного помещения нет, то
проходит и договор аренды чужого помещения {4} (но не
оборудования!). Кое-где вдобавок требуют еще и статформу № 1-П.
Маневры и опасности
В целом ситуация, конечно, плачевная: редкий импортер долетит
до налогового векселя. Поэтому те, кому без векселя - крышка (ведь
зачастую иным путем возмещение из бюджета не вытянуть), находят
свои лазейки, пусть не всегда законные. Вот некоторые из них:
1. При ввозе представляются документы о наличии собственного
оборудования и т. п., а затем работа идет по давальческой схеме.
Оправдываются такие импортеры тем, что, дескать, свое оборудование
резко забарахлило (сломалось, не укомплектовано, украдено и т. д.,
и т. п.), поэтому - чтобы не простаивать - сырье передано в
переработку.
Но это может проходить до поры, до времени: если вдруг таможня
будет поставлена перед фактом обмана {5} - налогововексельная
лавочка может тут же захлопнуться. Особо вредные таможенники при
этом еще и "настучат" на такого не в меру шустрого импортера в
налоговую милицию, а та, в свою очередь, может и уголовное дело
завести, если уличит импортера в умышленной лжи... {6}
2. Заключается договор о совместной деятельности импортера и
предприятия-производителя, в рамках каковой ввозится сырье. Но, по
имеющимся сведениям, такой вариант проходит далеко не на всякой
таможне. Да и сам по себе такой договор выглядит не слишком
привлекательно - с его отдельным СД - учетом и множеством
налоговых заморочек. {7}
3. Иногда идут и на такую крайнюю меру: в тех случаях, когда
это возможно, производители и импортеры реорганизуются, образуя
единое юрлицо (путем присоединения или слияния). Но этим
занимаются лишь самые солидные фирмы, которые предполагают, что п.
9 Постановления № 21 пришел к нам всерьез и надолго, а потому
стремятся обезопасить себя на будущее.
Конечно, все еще остается надежда на Высший хозяйственный, а
то и на Верховный суд. Однако надежда эта - весьма слабая. Скорее
помощь может прийти от новых депутатов, если они, поделив наконец
портфели, таки примутся за свои прямые обязанности и обратят
внимание на царящее в налоговых векселях беззаконие.
Р.S. Напомним, кстати, что предприятия с иностранными
инвестициями уже ни при каких раскладах оформить налоговый вексель
на таможне не смогут (см. изменения, внесенные в п. 11.5 Закона
об НДС Законом от 20.12.2001 г. № 2899-III ( 2899-14 ), в
"Бухгалтере" № 3'2002 на с. 9).
{1} Напомним, что пунктом 9 этого Постановления (см.
"Бухгалтер" № 4'2002, с. 6) были введены дополнительные
ограничения, требующие наличия у импортера НДСного возмещения по
итогам предыдущего периода, а также ввоза по прямым договорам для
собственных производственных нужд.
{2} См. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 9.
{3} См. "Бухгалтер" № 32'2001, с. 84.
{4} Спасибо, что хоть на арендованных площадях пока
разрешают...
{5} А мир не без "добрых" людей.
{6} Тем, кто на этом попадется, можно порекомендовать
воспользоваться совместным письмом Минэкономики и ГТСУ (см. выше).
{7} Естественно, если договор не фиктивный, то есть заключен
не только для того, чтобы показать его на таможне.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 21/02, стр. 32
[01.06.2002]
Алексей Павленко
------------------------------------------------------------------