Как рассматривать вывеску предприятия, установленную на фасаде
здания - как рекламу или же как информацию о предприятии?
* * *
Согласно ст. 1 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ) реклама - это
специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в
любой форме и любым способом в целях прямого или опосредованного
получения прибыли. Реклама может быть коммерческой, социальной и
политической. Согласно же ст. 1 Закона Украины "Об информации"
от 02.10.92 г. № 2657-ХII ( 2657-12 ) под информацией
подразумеваются задокументированные или публично обнародованные
сведения о событиях и явлениях.
Учитывая вышеуказанные определения следует сделать вывод, что
вывеска о физическом или юридическом лице не является рекламой, а
представляет собой информацию определенного вида.
Часто вывески у входа местные органы власти приравнивают к
внешней рекламе и пытаются заставить владельцев получать
разрешения согласно Типовым правилам размещения внешней рекламы,
утвержденным Кабинетом Министров Украины от 23.09.98 г. № 1511
( 1511-98-п ) (далее - Правила № 1511). Данное требование не
только не имеет под собой оснований, но и явно противозаконно,
поскольку противоречит п. 3 ст. 15 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ),
в котором четко указывается, что информация (вывеска) о лице,
размещенная на фасаде, у входа (въезда), или о его продукции в
витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не требует
получения разрешения местного органа власти {1}.
Теперь, разумеется, никто не может заставить владельца вывески
уплачивать налог на рекламу или получать разрешение, но остается
еще вопрос о "языке вывески".
По мнению автора, вывеска - это довольно специфическая
информация, которая не обязательна для чтения и не имеет
официального характера, а значит - не подпадает под действие
ст. 35 Закона СССР "О языках в Украинской ССР" от 28.10.89 г.,
который, к тому же, никто не отменял.
Кроме того, в ст. 33 вышеуказанного Закона говорится о том,
что даже в официальных средствах массовой информации может быть
использован не только украинский язык. Язык же негосударственных
структур даже не обсуждается. Сам владелец вывески заинтересован в
том, чтобы информация дошла до потенциального потребителя, а на
каком языке - это уже его дело.
К тому же ст. 10 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) четко
гарантирует право на свободное развитие, использование и защиту
русского и других языков, а поэтому ни в коем случае недопустима
дискриминация по языковому признаку.
Из всего вышеизложенного следует, что представители Киевского
горсовета не только не вправе требовать уплаты штрафа за нарушение
правил внешнего благоустройства г. Киева, но и относительно их
действий предприятие может подать в суд жалобу о превышении
полномочий и противодействии законной предпринимательской
деятельности.
{1} Согласно п. 30 Правил № 1511 под вывеской понимается элемент
оформления фасада, содержащий информацию о зарегистрированном
наименовании лица. Зарегистрированным наименованием является
то наименование, под которым предприятие зарегистрировано в
органах исполнительной власти, например "Товариство з
обмеженою вiдповiдальнiстю "Унiверсал-Бiзнес". Информация на
фасаде типа "Издательство "Универсал-Бизнес" или "Редакция
"ГлавБух" не подпадает под определение вывески. (Ред.)
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№38/02, стр. 55
[23.09.2002]
Оксана Чубко
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------