О правах налогоплательщиков
------------------------------------------------------------------
При осуществлении налоговыми органами контрольно-проверочной
работы не редки случаи, когда налогоплательщики не согласны с
выводами проверяющих о допущенных ими тех или иных нарушениях норм
действующего законодательства. Права и обязанности сторон, а также
порядок согласования и реализации результатов проверки определены
и регламентируются рядом законодательных, нормативных и
ведомственных документов.
Так, статьей 11 Закона Украины "О государственной налоговой
службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ) (далее -
Закон № 509) и пунктом 12 Инструкции о порядке применения и
взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами
государственной налоговой службы (утвержденной приказом ГНА
Украины от 17.03.2001 г. № 110 ( z0268-01 )) предусмотрено, что во
время проверки руководители и должностные лица предприятий, а
также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности,
обязаны представлять необходимые документы, давать письменные
объяснения по всем вопросам и подписать акт проверки.
Налогоплательщики имеют право, в случае несогласия с выводами
проверяющих относительно имеющихся нарушений, подать органу
налоговой службы, работники которого осуществляли проверку,
возражения (разногласия) к акту проверки и получить на них
письменный ответ.
Согласование акта проверки
Акт проверки
--------------------------->
|----------------| Возражения (разногласия) |----------------|
| Орган | к акту проверки | |
|государственной | <--------------------------- |Налогоплательщик|
|налоговой службы| Ответ на возражения | |
|----------------| к акту проверки |----------------|
--------------------------->
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 11 и учитывая нормы
пункта 16 статьи 11 Закона № 509 ( 509-12 ) по результатам
рассмотрения материалов проверки, с учетом разногласий,
руководителем налогового органа или его заместителем принимается
решение о применении и взыскании сумм штрафных (финансовых)
санкций доначисленных сумм налогов, сборов (обязательных платежей)
и пени за нарушение налогового и иного законодательства, первый
экземпляр которого вручается под расписку руководителю или
главному бухгалтеру проверяемого предприятия или
гражданину налогоплательщику, или высылается заказным письмом с
уведомлением о вручении.
Статьей 14 Закона № 509 ( 509-12 ) предусмотрено, что решения,
действия либо бездействие органов государственной налоговой службы
и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом
порядке.
Порядок и сроки обжалования, а также процедура рассмотрения
жалоб определены законами Украины "Об обращении граждан", "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г.
№ 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181), кодексом Украины об
административных правонарушениях.
Со вступлением в силу Закона № 2181 ( 2181-14 ) претерпела
изменения процедура обжалования налогоплательщиками решений
органов относительно начисления налоговых обязательств, применения
штрафных (финансовых) санкций и принятия иных мер принудительного
воздействия, предусмотренных законодательством.
В связи с этим приказом ГНА Украины от 02.03.2001 г. № 82
( z0238-01 ) были внесены соответствующие изменения в Положение о
порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами
государственной налоговой службы. В частности, значительно
расширился перечень вопросов, которые могут быть обжалованы в
налоговых органах в административном порядке, а именно:
- налоговые извещения о суммах налоговых обязательств;
- постановления о наложении административных взысканий;
- решения:
1) относительно определения сумм обязательств;
2) о согласовании операций с заложенными активами
налогоплательщика;
3) о согласовании плана реорганизации, продажи активов,
которые пребывают в налоговом залоге;
4) о применении штрафных санкций (финансовых) санкций;
5) об аресте активов;
6) о возложении ответственности за погашение остаточного долга
налогоплательщика на третье лицо;
7) о досрочном расторжении договора о рассрочке, отсрочке
налоговых обязательств по инициативе органа государственной
налоговой службы.
Как показал анализ работы налоговых органов по рассмотрению
жалоб (апелляций), в 2001 году в административном порядке
плательщиками налогов в основном обжаловались решения о применении
и взыскании сумм штрафных (финансовых) санкций, доначисленных сумм
налогов, сборов (обязательных платежей) и пени за нарушение
налогового и иного законодательства (90% от общего количества
жалоб).
По результатам рассмотрения 207 обжалуемых в налоговые
инспекции и налоговую администрацию в Луганской области решений
частично или полностью отменено 67 на общую сумму 20,2 млн грн.,
оставлено в силе 138 на 9,7 млн грн. И по 5 - увеличены налоговые
обязательства на сумму 131,4 тыс. грн.
При этом следует отметить, что: в 15 случаях, в связи с
нарушением сроков порядка подачи жалоб, они не подлежали
рассмотрению; в 11 - плательщики сами прерывали процедуру
административного (апелляционного) согласования, в связи с отзывом
жалобы или обращением с иском в хозяйственный суд.
Хотелось бы обратить внимание плательщиков налогов, что не
всегда поданные в налоговые органы жалобы отвечают требованиям к
их оформлению, а это, в свою очередь, не дает возможности быстро и
объективно их рассмотреть. Требования по оформлению жалоб изложены
в п. 3 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб
налогоплательщиков органами государственной налоговой службы. А
именно - в жалобе (заявлении) должны быть указаны: фамилия, имя,
отчество, место жительства физического лица, а для юридического
лица - его наименование, местонахождение, наименование органа
государственной налоговой службы, которым выдано налоговое
извещение или решение, которое обжалуется, дата и номер, суть
поднимаемого вопроса, просьбы или требования о представлении
(непредставлении) искового заявления в суд (хозяйственный суд) о
признании недействительным налогового извещения или решения органа
государственной налоговой службы; подпись физического лица или
уполномоченного на то лица, а для юридического лица - подпись
руководителя или представителя юридического лица, скрепленная
печатью юридического лица.
Жалоба должна быть изложена в письменной "форме и отправлена в
орган государственной налоговой службы по почте или передана
физическим или юридическим лицом через представителя. Если жалоба
в интересах физического или юридического лица подается его
представителем, то к жалобе прилагается копия доверенности
(поручения), оформленной в соответствии с действующим
законодательством.
Немаловажным является соблюдение законодательно определенных
сроков для проведения процедуры апелляционного (административного)
согласования, а именно:
|--------------------------------------|
| Сроки подачи жалобы (апелляции) - |
| начало административного обжалования |
|-|-----------------|----------------|-|
| | |
| | |
|-----------------------| |-----------------------| |-----------------------|
| 10 календарных дней, | | 30 календарных дней, | | 30 календарных дней |
| следующих за днем | | следующих за днем | | со дня принятия |
| получения налогового | | получения налогового | | решения о продлении |
| уведомления или иного | | уведомления или иного | | граничного срока |
| решения налогового | | решения налогового | | подачи жалобы |
| органа (при исчислении| | органа (при | | (заявления) |
| налогового | | самостоятельном | |-----------------------|
| обязательства в | | определении налоговым |
| соответствии с | | органом налогового |
| пп. 4.2, 4.3 ст. 4 | | обязательства по |
| Закона № 2181) | | причине, не связанной |
|-----------------------| | с нарушением |
| налогового |
| законодательства) |
|-----------------------|
При наличии определенных причин налогоплательщик может
обратиться в налоговый орган с заявлением о продлении срока подачи
жалобы. Порядок и сроки подачи таких заявлений, а также процедура
их рассмотрения определены в пункте 15.4 ст. 15 Закона № 2181
( 2181-14 ).
После граничных сроков подачи жалобы (Порядок применения норм
пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами", утвержденный приказом ГНА
Украины от 19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 )).
Продление граничнх сроков
|------------| Заявление о продлении граничных сроков |------------|
| | (30 календарных дней, следующих за | |
| | днем окончания обстоятельств, указанных | |
| | в п. 2.3 Порядка № 113) | |
| | ----------------------------------------> | |
| Плательщик | Решение о рассмотрении заявления | Налоговый |
| налогов | (п.п. 2.7.1 п. 2.7 Порядка № 113) или | орган |
| | решение о продлении срока рассмотрения | |
| | заявления (п.п. 2.7.2 Порядка 113) - | |
| | 20 календарных дней со дня получения | |
| | заявления | |
|------------| <---------------------------------------- |------------|
Следует иметь в виду, что жалоба, поданная с соблюдением
сроков и порядка, приостанавливает выполнение налогоплательщиком
обязательств, определенных в налоговом уведомлении (решении) на
срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня
окончания процедуры административного обжалования. В течение
указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не
направляются, а сумма обжалуемого налогового обязательства
считается несогласованной.
В соответствии с пунктом 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона
№ 2181 ( 2181-14 ) процедура административного (апелляционного)
обжалования заканчивается:
- последним днем срока, предусмотренного подпунктом 5.2.2
этого пункта для предоставления заявления о пересмотре решения
контролирующего органа, в случае, когда такое заявление не было
подано в установленный срок;
- днем получения налогоплательщиком решения контролирующего
органа о полном удовлетворении жалобы;
- днем получения налогоплательщиком решения контролирующего
органа, которое не подлежит дальнейшему административному
обжалованию;
- днем возбуждения судом (арбитражным судом) производства по
делу по иску налогоплательщика о признании недействительным
решения контролирующего органа.
День окончания процедуры административного обжалования
считается днем согласования налогового обязательства
налогоплательщика.
С учетом срока исковой давности налогоплательщик имеет право
обжаловать в суд (арбитражный суд) решение контролирующего органа
о начислении налогового обязательства в любой момент получения
соответствующего налогового извещения. В этом случае указанное
решение контролирующего органа не подлежит административному
обжалованию. Налогоплательщик обязан письменно сообщать
контролирующему органу о каждом случае судебного обжалования его
решений.
Из вышеизложенного следует, что с введением в действие
Закона № 2181 ( 2181-14 ) расширились права налогоплательщиков
относительно защиты своих интересов, а также обеспечения
конституционного права граждан на обращение в органы
государственной власти. Вместе с этим налоговые органы получили
дополнительную возможность всесторонне и объективно разобраться в
возникшем конфликте и при необходимости исправить допущенные
ошибки самостоятельно, отменив ранее принятое решение или более
полно и аргументированно доказать допущенные плательщиком налогов
ошибки.
При этом до окончания процедуры административного обжалования
плательщик не имеет перед бюджетом обязательств по уплате
доначисленных налогов (сборов, обязательных платежей) и
примененных штрафных (финансовых) санкций.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№75/02, стр. 40
[19.09.2002]
Л. Капустина
Начальник отдела апелляций ГНА в Луганской области
------------------------------------------------------------------