Относятся ли расходы на изготовление каталогов цен на товары
(прайс-листов) к рекламным расходам?
* * *
Да, относятся.
Согласно ст. 1 Закона Украины "О рекламе" от 03.07.96 г.
№ 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) реклама - это специальная информация о
лицах или продукции, которая распространяется в любой форме и
любым способом с целью прямого или опосредованного получения
прибыли. То есть в данном случае любая информация о товаре
является рекламой.
Расходы предприятия на изготовление рекламы (как и все расходы
на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам,
которые продаются (предоставляются) таким предприятием) относятся
к составу валовых расходов согласно пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона
о Прибыли ( 334/94-ВР ). Причем необходимо иметь подтверждение
связи расходов на рекламу товара с хозяйственной деятельностью
предприятия. В каталогах цен, прайс-листах должна размещаться
информация только о тех товарах, которые реализует предприятие на
основании накладных на полученный товар, договоров о поставке
рекламированных товаров и т. п.
Сами же каталоги цен на товары (прайс-листы) не являются
товаром, а лишь специальной информацией о товарах. Поэтому
бесплатная передача (предоставление, распространение) каталогов не
является безвозмездной передачей товаров (которая, в свою очередь,
приравнивается к продаже со всеми вытекающими отсюда
последствиями). Следовательно, расходы на распространение
каталогов цен включаются в состав валовых расходов без ограничений
(ограничения относительно включения расходов на изготовление и
распространение каталогов цен в состав валовых расходов в размере
2% в данном случае не применяются).
В бухгалтерском и налоговом учете операция изготовления
каталогов цен на товары отражается следующим образом:
|---|--------------------------|---------------|-------|-----------|
| № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |-------|-------| |-----|-----|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Перечислена предоплата | 631 | 311 | 1 205| - |1 005|
| | полиграфической фирме за |641/ндс| 644 | 200| | |
| | изготовление каталогов | | | | | |
| | цен на товары, в т. ч. | | | | | |
| | НДС - 200 грн. и налог | | | | | |
| | с рекламы - 5 грн. | | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Оприходованы каталоги цен| 209 | 631 | 1 005| - | - |
| | | 644 | 631 | 200| | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Отражены расходы по | 84 | 209 | 1 005| - | - |
| | безвозмездной раздаче | 93 | 84 | 1 005| | |
| | каталогов | | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Определен финансовый | 791 | 93 | 1 005| - | - |
| | результат | | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№46/02, стр. 67
[18.11.2002]
Наталия Радченко
Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------