Учетная политика малого предприятия
------------------------------------------------------------------
Понятие об учетной политике
В современных условиях, когда собственнику предприятия для
принятия решений необходимо видеть реальную картину своего
финансового состояния, а также когда многие зарубежные инвесторы
проявляют интерес к нашим предприятиям как к потенциальным
партнерам, важно предоставить таким пользователям полную и
правдивую информацию, находящую свое отражение в финансовой
отчетности. Главным фактором, влияющим на получение объективной
информации, является формирование учетной политики предприятия.
Определение учетной политики дано в ст. 1 Закона Украины "О
бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 16.07.99 г.
№ 996-XIV ( 996-14 ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон
о бухгалтерском учете), и в п. 3 П(С)БУ 1 "Общие требования к
финансовой отчетности", утвержденного приказом Министерства
финансов Украины от 31.03.99 г. № 87 ( z0391-99 ) (далее -
П(С)БУ 1), в соответствии с которыми учетная политика - это
совокупность принципов, методов и процедур, используемых
предприятием для составления и представления финансовой
отчетности. О том, какие именно элементы являются составляющими
учетной политики предприятия, детально рассмотрено в публикации
"Учетная политика: стратегия предприятия-2003" (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2003, № 1-2).
Раскрытие информации об избранной предприятием учетной
политике в примечаниях к финансовым отчетам предусмотрено п. 25
П(С)БУ 1 ( z0391-99 ). Однако следует учесть, что согласно п. 3
ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ) для субъектов
малого предпринимательства национальными положениями (стандартами)
устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в
составе баланса и отчета о финансовых результатах. Несмотря на
предоставленное субъекту малого предпринимательства право не
представлять Примечания к годовой финансовой отчетности (форма
№ 5), а следовательно, и не раскрывать в них информацию об
избранной учетной политике, такой субъект малого
предпринимательства обязан наравне с другими предприятиями и
организациями сформировать учетную политику и четко ей следовать,
соблюдая принцип последовательности.
Принцип последовательности является одним из основных
принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности согласно
ст. 4 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ), что означает
постоянное (из года в год) применение предприятием избранной
учетной политики. Изменение учетной политики возможно лишь в
случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами)
бухгалтерского учета, а именно: на основаниях, изложенных в п. 9
П(С)БУ 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах",
утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99г.
№ 137 ( z0392-99 ) (далее П(С)БУ 6). Такими основаниями являются:
- изменение уставных требований;
- изменение требований органа, утверждающего П(С)БУ;
- изменение, которое обеспечит достоверное отражение событий
или операций в финансовой отчетности предприятия.
Пример 1.
Предприятие организовано в январе 2000 года. В 2000, 2001
годах при выбытии запасов применялся метод ЛИФО. В 2002 году было
принято решение о применении метода идентифицированной
себестоимости. В результате произведенного перерасчета
себестоимости реализованной продукции было установлено, что при
условии изменения учетной политики себестоимость продукции в 2001
году уменьшится на 30 тыс. грн., а в 2002 году - на 50 тыс. грн.
В данном случае предприятием обоснованно внесены изменения
в приказ об учетной политике, так как соблюдены требования,
установленные п. 9 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ).
В финансовой отчетности влияние изменения учетной политики на
события и операции прошедших периодов может отражаться путем:
- корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало
отчетного года;
- повторного предоставления сопоставимой информации по
предыдущим отчетным периодам.
Как правило, учетная политика применяется предприятием к
событиям и операциям с момента их возникновения. Исключение
составляют лишь случаи, когда сумму корректировки нераспределенной
прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно.
В такой ситуации учетная политика распространяется только на
события и операции, происходящие после даты изменения учетной
политики.
Заметим, что зачастую бывает довольно трудно разграничить
изменения учетной политики и учетных оценок (учетная оценка - это
предварительная оценка, используемая предприятием с целью
распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными
периодами). В таком случае следует учитывать нормы п. 14 П(С)БУ 6
( z0392-99 ), указывающие на то, что если изменение учетной
политики и изменение учетных оценок различить невозможно, это
рассматривается и отражается как изменение учетных оценок.
Кроме того, п. 10 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ) указывает на то, что
не считается изменением учетной политики установление учетной
политики для событий или операций:
- отличающихся по содержанию от предыдущих событий или
операций;
- не происходивших ранее.
Пример 2.
Одним из учредителей общества с ограниченной ответственностью
принято решение о выходе из состава учредителей с передачей своей
доли в уставном фонде остальным учредителям. В связи с этим
внесены соответствующие изменения в перечень связанных сторон.
Учитывая, что такие операции не происходили ранее, они не могут
считаться изменением учетной политики, несмотря на то что
изменяются уставные требования.
Следовательно, учетная политика, сформированная предприятием
однажды, в дальнейшем может изменяться. В связи с этим возникает
вопрос: если изменение учетной политики произошло в течение года,
достаточно ли в таком случае внести соответствующие поправки или
дополнения в уже действующий приказ об учетной политике или
необходимо издать новый приказ?
Отметим, что Законом о бухгалтерском учете ( 996-14 ) не
регламентирована периодичность издания приказов об установлении
либо изменении учетной политики предприятия. Это означает, что
предприятие вправе самостоятельно решить: издавать ли в течение
года новый приказ об учетной политике в связи с вносимыми
поправками или ограничиться дополнением уже действующего приказа.
В подтверждение сказанного хотим обратить внимание читателей на
письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной
политики и предпринимательства от 02.10.2002 г. № 1-221/5301
( v5301563-02 ), в п. 3 которого указано, что действующее
законодательство не содержит ограничений относительно сроков и
частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство
предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут
выполнены условия п. 9 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ), такие изменения
могут происходить в течение календарного года. Следует сказать,
что многие предприятия являются сторонниками издания нового
приказа об учетной политике в начале каждого года. Рассмотрим,
каким же образом оформляется такой приказ.
Приказ об учетной политике предприятия и об организации
бухгалтерского учета
В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете
( 996-14 ) предприятию предоставлено право самостоятельно
определять учетную политику предприятия и избирать форму
бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета,
порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с
соблюдением единых основ, установленных настоящим Законом, и с
учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки
учетных данных.
Законодательно не установлено количество приказов (один или
два), на основании которых формируется учетная политика и
организуется бухгалтерский учет на предприятии. Бухгалтеры крупных
предприятий склоняются к мнению, что имеет смысл издавать два
отдельных приказа. Однако также не будет являться нарушением
издание единого приказа, устанавливающего как принципы
формирования учетной политики, так и порядок организации
бухгалтерского учета.
Предлагаем вниманию читателей образец такого приказа для
предприятий - субъектов малого предпринимательства, но сразу же
предупредим, что каждое предприятие при разработке этого приказа
должно учитывать специфику своей деятельности, поэтому может
внести в него соответствующие дополнения или изменения.
------------------------------------------------------------------
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТАЛИСМАН"
Приказ № 01
2 января 2003 года г. Запорожье
Об организации бухгалтерского учета и учетной
политике в 2003 году
В соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХIV и
национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета,
руководствуясь принципом последовательности ведения бухгалтерского
учета, в целях обеспечения единых (постоянных) принципов, методов,
процедур при отражении текущих операций в учете и составлении
финансовой отчетности
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ведение бухгалтерского учета на предприятии возложить на
бухгалтерскую службу предприятия во главе с главным бухгалтером.
2. Применять упрощенный План счетов бухгалтерского учета
активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов
малого предпринимательства.
3. С целью обеспечения необходимой детализации
учетно-экономической информации разрешить главному бухгалтеру
своим распоряжением вводить дополнительную систему субсчетов.
4. Применять упрощенную форму ведения бухгалтерского учета с
использованием регистров учета имущества малого предприятия.
5. Данные регистров учета имущества малого предприятия, других
учетных регистров и дополнительных справок отражать в Главной
книге предприятия, являющейся основанием для составления
финансовой отчетности.
6. Организовать аналитический учет движения
товарно-материальных ценностей:
в бухгалтерии - в ведомостях учета остатков материалов в
количественно-суммарном выражении;
на складах - в карточках складского учета в количественном
выражении.
7. Утвердить график документооборота (приложение 1 к
настоящему приказу).
8. Сотрудникам отделов сбыта, снабжения, производственного,
оформляющих первичные документы, соблюдать порядок их заполнения в
соответствии с требованиями главного бухгалтера. В случае
несвоевременного составления первичных документов, недостоверного
отражения в них данных или оформления с нарушением законодательных
и нормативных требований указанные сотрудники привлекаются к
ответственности согласно законодательству Украины.
9. Перед составлением годовой финансовой отчетности проводить
инвентаризацию активов и обязательств предприятия по состоянию на
1 декабря текущего года. Кроме того, проводить инвентаризацию в
случае смены материально ответственного лица и при установлении
фактов хищений. Для проведения инвентаризации создать постоянно
действующую комиссию.
10. Проводить один раз в месяц внезапную ревизию кассы.
11. Установить границу существенности при составлении
финансовой отчетности в размере 50 грн.
12. Единицей запасов в целях бухгалтерского учета считать их
наименование. Оценку запасов (материалов, сырья, комплектующих
изделий и полуфабрикатов) при отпуске в производство или другом
выбытии осуществлять по методу идентифицированной себестоимости.
Оценку запасов (покупных товаров для розничной торговли)
осуществлять по ценам продажи.
13. Установить продолжительность операционного цикла для:
- производства изделий из натурального камня - 3 месяца;
- производства изделий из металла - 2 месяца;
- торговли покупными товарами - 1 месяц.
14. Для получения в бухгалтерском учете данных о себестоимости
остатков готовой продукции расходы, связанные с производством
(изготовлением) и отпуском готовой продукции, определять и
отражать в порядке, установленном Положением об упрощенной форме
бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства,
утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. № 196.
15. Амортизацию основных средств начислять с применением
прямолинейного метода.
16. Относить к малоценным необоротным материальным активам
активы со сроком полезного использования более одного года и
стоимостью до 500 грн. Амортизацию по таким активам начислять в
первом месяце использования объектов в размере 100 процентов их
стоимости.
17. Доходы и расходы предприятия признавать и начислять
согласно П(С)БУ 15 "Доход" и П(С)БУ 16 "Расходы" соответственно.
Оценку степени завершенности операций по предоставлению услуг
осуществлять путем изучения выполненной работы; при этом в
бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде подписания
акта приемки-передачи предоставленных услуг.
18. Сформировать резерв сомнительных долгов на основе
классификации дебиторской задолженности; для этого установить
коэффициент сомнительности по просроченной дебиторской
задолженности сроком:
- от 1 до 30 дней - 10 процентов;
- от 30 до 60 дней - 25 процентов;
- от 60 до 90 дней - 60 процентов;
- свыше 90 дней - 80 процентов.
Величину резерва сомнительных долгов определять как сумму
произведений текущей дебиторской задолженности за продукцию,
товары, работы, услуги соответствующей группы и коэффициента
сомнительности соответствующей группы.
19. Установить позаказный метод учета затрат на производство и
калькулирования фактической производственной себестоимости
продукции.
20. Резервирование средств на обеспечение оплаты отпусков,
дополнительное пенсионное обеспечение, обеспечение гарантийных
обязательств, прочих расходов и платежей не производить.
21. Утвердить систему оплаты труда:
- по штатному расписанию - для ИТР и служащих;
- по сдельным расценкам - для рабочих основного производства.
22. Установить перечень связанных сторон (приложение 2 к
настоящему приказу)
23. Вести налоговый учет в соответствии с законодательством
Украины.
Директор Макаренко О.П.
С приказом ознакомлен:
главный бухгалтер Ивасюк В.Ф.
------------------------------------------------------------------
Приведем образец заполнения графика документооборота
предприятия (фрагмент).
Приложение 1
к приказу № 01 от 02.01.2003 г.
ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА
ООО Предприятия "Талисман"
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| № | Вид |Подразделение,|Должностные | Основание|Место |Срок |Место и |
|п/п| документа |в котором |лица, | для |обработки|передачи |срок |
| | |создается |подписывающие| создания |и учета |после |хранения |
| | |документ |документ | документа|документа|исполнения|документа|
| | | | | | |документа | {1} |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 3 | Приказ о | Отдел кадров | Руководитель| Заявление| Бухгал- | День | Архив |
| | предос- | | предприятия | работни- | терия | исполне- | бухгал- |
| | тавлении | | | ка, | | ния | терии, |
| | отпуска | | | график | | | 3 года |
| | | | | отпусков | | | |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 5 | Накладная | Бухгалтерия | Руководитель| Договор, | Бухгал- | Не | Архив |
| | на отпуск | | предприятия,| счет, | терия, | позднее | бухгал- |
| | продукции | | главный | документ,| склад | следующе-| терии, |
| | | | бухгалтер, | подтверж-| | го дня | 3 года |
| | | | кладовщик | дающий | | после | |
| | | | | оплату, | | отгрузки | |
| | | | | доверен- | | | |
| | | | | ность | | | |
| | | | | на | | | |
| | | | | получение| | | |
| | | | | продукции| | | |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 10| Приходный | Склад | Материально | Сопрово- | Бухгал- | Не | Архив |
| | ордер на | | ответствен- | дительный| терия, | позднее | бухгал- |
| | получение | | ное лицо | документ | склад | следующе-| терии, |
| | ТМЦ | | | на груз | | го дня | 3 года |
| | (форма | | | (товарно-| | после | |
| | № М-4) | | | транс- | | получения| |
| | | | | портная | | ТМЦ | |
| | | | | наклад- | | | |
| | | | | ная, | | | |
| | | | | железно- | | | |
| | | | | дорожная | | | |
| | | | | наклад- | | | |
| | | | | ная) | | | |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
В заключение напомним, что согласно ст. 8 Закона о
бухгалтерском учете ( 996-14 ) вопросы организации бухгалтерского
учета на предприятии относятся к компетенции его собственника
(собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в
соответствии с законодательством и учредительными документами.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета и
обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных
операций в первичных документах, сохранность обработанных
документов, регистров и отчетности в течение установленного срока,
но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или
уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий
руководство предприятием в соответствии с законодательством и
учредительными документами.
{1} Сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с
Перечнем типовых документов, утвержденным приказом Главного
архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41, с
изменениями и дополнениями.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№4/03, стр. 20
[13.01.2003]
Наталья Белова
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------