Учет на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
------------------------------------------------------------------
Жилищно-коммунальное хозяйство является многоструктурной
отраслью, каждая структурная единица которой имеет свою специфику
технологии производства. Для всех структурных единиц общим
является вид основной деятельности - производство услуг и работ,
используемых потребителями непосредственно в момент их
предоставления. Этим определяется специфика учета на предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства. Бухгалтерам этой не дает скучать
налоговый учет, т. к., пожалуй, в стране нет отрасли, более
субвенируемой, льготируемой и т. п., чем жилищно-коммунальное
отрасли особенно дотируемой, субсидируемой, хозяйство. В данной
консультации рассматриваются особенности бухгалтерского и
налогового учета на предприятиях, предоставляющих жилищные услуги.
Формирование себестоимости жилищных услуг
С целью осуществления планирования, ведения учета и
калькулирования операционной себестоимости услуг на предприятиях и
в организациях жилищно-коммунального хозяйства, независимо от
ведомственной подчиненности и форм собственности, разработаны
Методические рекомендации в ЖКХ.
Согласно п. 1.4 указанных Рекомендаций себестоимость работ
(услуг) подразделяют на производственную, операционную и полную.
Производственная себестоимость работ (услуг) в
жилищно-коммунальном хозяйстве состоит из выраженных в денежной
форме текущих расходов предприятия на их производство.
Операционная себестоимость состоит из выраженных в денежной
форме текущих расходов предприятия на их производство и сбыт, а
также из общехозяйственных расходов на обслуживание и управление
предприятием. В бухгалтерском учете такие расходы являются
расходами операционной (основной) деятельности предприятия, а
также других видов деятельности, за исключением инвестиционных или
финансовых. Нормами ПБУ 16 ( z0027-00 ) расходы операционной
деятельности предприятий подразделяются на себестоимость
реализованных работ (услуг) и расходы, связанные с операционной
деятельностью, но не включаемые в себестоимость реализованных
работ (услуг).
Совокупные текущие расходы обычной деятельности предприятия,
выраженные в денежной форме, являются полной себестоимостью -
себестоимостью обычной деятельности. Перечень статей калькуляции
по полной себестоимости и порядок их формирования предприятие,
исходя из экономической целесообразности, устанавливает
самостоятельно в приказе об учетной политике.
Основные принципы формирования в бухгалтерском учете
предприятий ЖКХ информации о расходах, составляющих операционную
себестоимость работ (услуг), раскрытие ее в финансовой отчетности,
классификации расходов для использования ее при создании системы
внутрихозяйственного (управленческого) учета, регулируются
Методическими рекомендациями в ЖКХ.
Учет расходов
Бухгалтерский учет расходов выполнения работ или
предоставления услуг осуществляется предприятиями жилищного
хозяйства с учетом норм ПБУ 16 ( z0027-00 ) "Расходы", ПБУ 9
( z0751-99 ) "Запасы", Инструкции по применению Плана счетов,
приказа об учетной политике предприятия и других
нормативно-правовых документов.
Признание в учете расходов базируется на использовании метода
начисления всех расходов, которые могут быть достоверно оценены, в
т. ч. всех процентных расходов.
В соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций в ЖКХ в
бухгалтерском учете расходы на выполнение работ, предоставление
услуг отражаются с использованием рабочего плана счетов,
определенного на предприятии самостоятельно с учетом действующего
Плана счетов. По усмотрению предприятий могут применяться
одновременно счета и субсчета расходов класса 8 "Расходы по
элементам" и класса 9 "Расходы деятельности" или только счета и
субсчета класса 9.
Перечень и состав статей калькуляции производственной
себестоимости на выполнение работ (предоставление услуг),
себестоимости реализованных работ (услуг), операционной и других
видов себестоимости, а также переменных и постоянных расходов и
методов их учета и распределения устанавливаются предприятием
самостоятельно и в обязательном порядке должны быть зафиксированы
в приложениях к учетной политике.
Согласно п. 11 ПБУ 16 ( z0027-00 ) производственная
себестоимость предоставляемых предприятиями ЖКХ работ (услуг)
формируется из следующих расходов:
- прямых материальных;
- прямых на оплату труда;
- прочих прямых расходов;
- переменных общепроизводственных и постоянных распределенных
общепроизводственных.
Расходы операционной деятельности по элементам в соответствии
с требованиями п. 21 ПБУ 16 ( z0027-00 ) группируются следующим
образом:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные мероприятия;
- амортизация;
- прочие операционные расходы.
На основании данных обобщенного учета расходов на производство
составляется калькуляция фактической себестоимости, используемая
для контроля за соблюдением плановых калькуляций отдельных работ
(услуг) и всего объема производства или деятельности.
В жилищном хозяйстве, кроме типичных статей калькуляции,
применяются дополнительные статьи, а именно (п. 7.1 Методических
рекомендаций в ЖКХ):
- подготовка жилищного фонда к эксплуатации в зимний период;
- текущий ремонт жилищного фонда.
Кроме того, на предприятиях жилищного хозяйства в статьи
калькулирования расходов включаются расходы, связанные со
спецификой производства. Перечень таких расходов представлен в
таблице:
|----------------------|-----------------------------------------|
| Статья расходов | Вид расходов |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Сырье и материалы | - использование песка и других |
| | материалов для посыпания территории в |
| | зимний период; |
| | - использование воды для поливки и мойки|
| | территории и зеленых насаждений; |
| | - посадка зеленых насаждений; |
| | - использование земли, удобрений, |
| | средств защиты растений и т. п.; |
| | - использование воды для системы |
| | холодного и горячего водоснабжения |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Топливо и энергия на | - освещение мест общего пользования |
| технологические цели | в жилых домах и придомовой территории; |
| | - тепловая энергия для отопления и |
| | подогрева воды для системы горячего |
| | водоснабжения; |
| | - электроэнергия для обеспечения во |
| | внутридомовых системах процессов |
| | отопления и горячего водоснабжения; |
| | - электроэнергия для лифтов |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Работы и услуги | - вывоз снега в зимний период; |
| производственного | - уборка, вывоз и обеззараживание |
| характера сторонних | мусора, очистка неканализационных люков;|
| предприятий и | - очистка дымоходов и вентиляционных |
| организаций | каналов; |
| | - дезинфекция и дератизация мест общего |
| | пользования жилищного фонда (подвалов, |
| | мусоросборников и т. п.); |
| | - эксплуатация, техническое обслуживание|
| | оборудования диспетчерских систем по |
| | обслуживанию жилищного фонда по заявкам |
| | населения |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Подготовка жилищного | - испытание под давлением систем |
| фонда к эксплуатации | отопления, водоснабжения и водоотвода |
| в зимний период | |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Текущий ремонт | - материалы; |
| жилищного фонда | - энергия; |
| | - оплата труда ремонтных работников; |
| | - отчисления на социальные мероприятия, |
| | транспортные расходы и т. п. |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Общепроизводственные | - стоимость жилья и коммунальных услуг, |
| расходы | бесплатно или по льготам предоставленных|
| | работникам жилищных организаций; |
| | - техническая инвентаризация |
| | (регистрация всех изменений в составе |
| | эксплуатируемого жилищного фонда и его |
| | состояния) |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Расходы на содержание| - обслуживание |
| и эксплуатацию машин | информационю-вычислительного комплекса |
| и оборудования | с программным обеспечением |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Административные | - оплата услуг банковских учреждений по |
| расходы | приему платежей от населения; |
| | - расходы по централизованному сбору |
| | платежей от населения |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Расходы на сбыт | - изготовление бланков договоров, |
| | счетов, расчетных книжек и справок |
|----------------------|-----------------------------------------|
Калькуляционной единицей в жилищном хозяйстве является один
квадратный метр общей площади жилых домов (п. 7.1.12 Методических
рекомендаций в ЖКХ).
В налоговом учете все расходы, связанные с выполнением работ
или предоставлением услуг предприятиями жилищного хозяйства,
включаются в состав валовых расходов согласно нормам Закона о
прибыли.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие
особенности налогового учета предприятий жилищного хозяйства.
Согласно ст. 9 Закона Украины "О ценах и ценообразовании"
от 03.12.90 г. № 507-ХII ( 507-12 ) цены и тарифы на
жилищно-коммунальные услуги (в т. ч. на электроэнергию и природный
газ для коммунально-бытовых нужд населения), услуги общественного
транспорта и связи устанавливаются Кабмином по согласованию с
Верховной Радой. В связи с этим существует мнение специалистов
налоговых служб (письмо ГНАУ от 05.12.2001 г. № 8805/5/16-1216
( v8805225-01 )), что обложению НДС подлежат только операции,
соответствующие тарифам, утвержденным органами местного
самоуправления. Убытки, понесенные жилищными хозяйствами при
предоставлении услуг населению, возмещаются из бюджета и
налогообложению не подлежат. Поэтому право на налоговый кредит
жилищно-коммунальные хозяйства по приобретенным товарам (работам,
услугам) имеют только в части, соответствующей использованию
приобретенных товаров (работ, услуг) в облагаемых НДС операциях,
т. е. пропорционально утвержденному тарифу в соответствии с
пп. 7.4.3 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС ( 168/97-ВР ). Согласно
пп. 5.3.3 п. 5.3 ст. 5 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) в случае
если субъект предпринимательской деятельности - плательщик налога
на прибыль, зарегистрированный в качестве плательщика НДС,
осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг),
освобожденных от обложения НДС или не являющихся объектом
обложения НДС, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в
стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), а также основных
фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, не
включаются в состав налогового кредита. В этом случае сумма НДС
включается в состав валовых расходов вместе со стоимостью
приобретенных товаров (работ, услуг) или увеличивает балансовую
стоимость группы основных фондов и нематериальных активов,
подлежащих амортизации. Операции, освобожденные от обложения НДС
или не являющиеся объектом обложения НДС, определены в статьях
3 и 5 Закона о НДС ( 168/97-ВР ).
Таким образом, в налоговом учете предприятий жилищного
хозяйства, являющихся плательщиками НДС и предоставляющими услуги
населению, необходимо осуществлять следующие операции:
- включать в состав налогового кредита суммы НДС, уплаченные
пропорционально тарифу;
- включать в состав валовых расходов суммы НДС, уплаченные
свыше утвержденного тарифа.
Пример 1
В течение IV квартала жилищным предприятием "Уют",
зарегистрированным в качестве плательщика НДС, были осуществлены
расходы на предоставление услуг населению:
- на сумму 5635 грн., кроме того, НДС - 1127 грн.
- из них 25% платежей - в пределах, превышающих утвержденный
тариф:
5635 х 25 : 100 = 1 408,75, кроме того, НДС - 281,75 грн.
Предприятие обязано уменьшить сумму налогового кредита на
сумму 281,75 грн. и включить ее в состав валовых расходов.
В бухгалтерском и налоговом учете предприятия жилищного
хозяйства операции осуществления расходов на выполнение работ,
предоставление услуг отразятся следующим образом:
|-----|----------------------|---------------|------|------------|
| № | Содержание операции | Бухгалтерский |Сумма,| Налоговый |
| п/п | | учет | грн. | учет |
| | |-------|-------| |-----|------|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1. Приобретение материалов и запасов |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.1 | Оплачены | 631 | 311 | 1 020| - | 850 |
| | электролампочки для |641/ндс| 644 | 170| | |
| | обеспечения освещения| | | | | |
| | в жилых домах | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.2 | Оприходованы | 201 | 631 | 850| - | - |
| | электролампочки | 644 | 631 | 170| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.3 | Получен и оприходован| 201 | 631 | 350| - | 350 |
| | песок для посыпания |641/ндс| 631 | 70| | |
| | территории | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.4 | Оплачен песок | 631 | 311 | 420| - | - |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.5 | Включена в стоимость | 201 | 631 | 70| - | 70 |
| | песка сумма |641/ндс| 631 | 14| | |
| | транспортно-загото- | | | | | |
| | вительных расходов | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.6 | Получены и | 22 | 631 | 10| - | 10 |
| | оприходованы МБП: |641/ндс| 631 | 2| | |
| | перчатки, изолента | | | | | |
| | и пр. | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.7 | Оплачены МБП | 631 | 311 | 12| - | - |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.8 | Перечислен аванс | 371 | 311 | 1 560| - |1 300 |
| | за 1 000 л |641/ндс| 644 | 260| | |
| | бензина А-76 | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2. Расходы на производство |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.1 | Списаны | 801 | 201 | 850| - |п. 5.9|
| | электролампочки, | 23 | 801 | 850| | |
| | использованные для | | | | | |
| | обеспечения | | | | | |
| | освещения в жилых | | | | | |
| | домах | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.2 | Списаны МБП | 801 | 22 | 10| - |п. 5.9|
| | | 23 | 801 | 10| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.3 | Списан песок для | 801 | 201 | 420| - |п. 5.9|
| | посыпания территории | 23 | 801 | 420| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.4 | Получено 500 л | 203 | 631 | 650| - | - |
| | бензина А-76 для | 644 | 631 | 130| | |
| | использования | 631 | 371 | 780| | |
| | снегоочистительной | | | | | |
| | техники и мусоровозов| | | | | |
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | Списано 500 л | 803 | 203 | 650| - |п. 5.9|
| | бензина А-76 | 23 | 803 | 650| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.5 | Отражены расходы на | 803 | 631 | 1 145| - |1 145 |
| | электроэнергию |641/ндс| 631 | 229| | |
| | согласно акту | 23 | 803 | 1 145| | |
| | выполненных работ | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.6 | Оплачена стоимость | 631 | 311 | 1 374| - | - |
| | электроэнергии | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.7 | Отражены расходы на | 802 | 631 | 1 500| - |1 500 |
| | использование воды |641/ндс| 631 | 300| | |
| | согласно акту | 23 | 802 | 1 500| | |
| | выполненных работ | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.8 | Списаны запчасти на | 806 | 207 | 160| - |п. 5.9|
| | текущий ремонт | 23 | 806 | 160| | |
| | производственного | | | | | |
| | оборудования | | | | | |
| | (в пределах 5% | | | | | |
| | балансовой стоимости | | | | | |
| | всех групп основных | | | | | |
| | средств) | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.9 | Начислена амортизация| | | | | |
| | на основные фонды: | | | | | |
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | производственного | 831 | 131 | 1 230| - | пп. |
| | назначения; | 23 | 831 | 1 230| | 8.1.1|
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | общепроизводственного| 831 | 131 | 632| - | пп. |
| | назначения | 91 | 831 | 632| | 8.1.1|
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.10| Начислена заработная | | | | | |
| | плата: | | | | | |
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | рабочим, занятым в | 811 | 661 | 2 800| - |2 800 |
| | основном | 23 | 831 | 2 800| | |
| | производстве; | | | | | |
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | персоналу управления | 811 | 661 | 1 700| - |1 700 |
| | производством | 91 | 831 | 1 700| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.11| Отражены отчисления в| | | | | |
| | социальные фонды | | | | | |
| | (38%): | | | | | |
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | рабочим, занятым в | 82 | 65 | 1 064| - |1 064 |
| | основном | 23 | 82 | 1 064| | |
| | производстве; | | | | | |
| |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | персоналу управления | 82 | 65 | 646| - | 646 |
| | производством | 91 | 82 | 646| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.11| Оплачены расходы на | 631 | 311 | 48| - | 48 |
| | техническую | 84 | 631 | 48| | |
| | инвентаризацию | 91 | 84 | 48| | |
| | эксплуатируемого | | | | | |
| | жилищного фонда | | | | | |
| | (без НДС) | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.12| Отражены расходы на | 84 | 631 | 85| - | 85 |
| | охрану труда и | 91 | 84 | 85| | |
| | технику безопасности | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.13| Списана фактическая | 903 | 23 | 9 829| - | - |
| | производственная | | | | | |
| | себестоимость услуг | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.14| Списаны | 791 | 91 | 3 111| - | - |
| | общепроизводственные | | | | | |
| | расходы | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3. Административные расходы и расходы на сбыт |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.1 | Начислены | 84 | 64 | 115| - | 115 |
| | обязательные платежи | 92 | 84 | 115| | |
| | в бюджет | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.2 | Отражены расходы на | 84 | 631 | 180| - | 180 |
| | услуги банка | 92 | 84 | 180| | |
| | (расчетно-кассовое | | | | | |
| | обслуживание) | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.3 | Отражены расходы по | 84 | 631 | 150| - | 150 |
| | централизованному | 92 | 84 | 150| | |
| | сбору платежей от | | | | | |
| | населения | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.4 | Списаны расходы на | 92 | 84 | 200| | |
| | командировку |641/ндс| 372 | 10| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.5 | Отражены расходы на | 84 | 377 | 250| - | 250 |
| | услуги связи | 92 | 84 | 250| | |
| | |641/ндс| 377 | 50| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.6 | Оплачены услуги | 377 | 311 | 300| - | - |
| | связи | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.7 | Списаны | 791 | 92 | 895| - | - |
| | административные | | | | | |
| | расходы | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.8 | Отражены расходы на | 84 | 377 | 110| - | 110 |
| | изготовление бланков | 92 | 84 | 110| | |
| | договоров, счетов, |641/ндс| 377 | 22| | |
| | расчетных книжек и | | | | | |
| | справок | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.9 | Оплачены расходы | 377 | 311 | 132| - | - |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.10| Списаны расходы на | 791 | 93 | 110| - | - |
| | сбыт | | | | | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.11| Откорректирован |641/ндс| 644 |281,75| - |281,75|
| | налоговый кредит | 90-94 | 644 |281,75| | |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
Особенности начисления амортизации жилищного фонда
Согласно абз. "в" п. 1 постановления Кабинета Министров
Украины "О совершенствовании системы государственного
регулирования размера квартирной платы и платы за содержание домов
и придомовых территорий" от 22.06.98 г. № 939 ( 939-98-п ) в
состав расходов предприятий жилищного хозяйства на содержание
домов и придомовых территорий включаются амортизационные
отчисления (износ) зданий, сооружений, машин, оборудования,
инвентаря и других основных средств, за исключением жилищного
Фонда.
В бухгалтерском учете согласно п. 30 ПБУ 7 "Основные
средства", утвержденного приказом Министерства финансов Украины
от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ), сумму начисленной амортизации
а объекты внешнего благоустройства и жилых домов, состоящих на
балансах жилищно-коммунальных организаций, принадлежащих сфере
управления органов местного самоуправления и исполнительной
власти, предприятия должны увеличивать на эту сумму расходы с
одновременным увеличением доходов и уменьшением дополнительного
капитала, а при его недостаточности - уставного капитала.
В бухгалтерском и налоговом учете жилищного предприятия
операции начисления амортизации производственных основных фондов и
жилищного фонда отразятся следующим образом:
|---|------------------------|---------------|------|------------|
| № | Содержание операции | Бухгалтерский |Сумма,| Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |-------|-------| |-----|------|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1 | Начислена амортизация | 831 | 131 | 1 301| - | - |
| | на основные фонды, | 90-93 | 831 | 1 301| | |
| | используемые в | | | | | |
| | производственной | | | | | |
| | деятельности | | | | | |
|---|------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2 | Начислена амортизация | | | | | |
| | на жилищный фонд: | | | | | |
| |------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | отражены расходы; | 831 | 131 |13 560| | |
| | | 949 | 831 |13 560| | |
| |------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| | отражены доходы |42 (40)| 745 |13 560| | |
| |------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3 | Отражен финансовый | 745 | 791 |13 560| | |
| | результат | 791 | 90-93 | 1 301| | |
| | | 791 | 949 |13 560| | |
|---|------------------------|-------|-------|------|-----|------|
Учет доходов
В бухгалтерском учете предприятий жилищного хозяйства доход,
связанный с предоставлением услуг, признается в соответствии с
п. 10 ПБУ 15 ( z0860-99 ) "Доход" исходя из степени завершенности
операции по предоставлению услуг на дату баланса. Факт
предоставления услуг подтверждается актом приемки-передачи
выполненных работ (услуг), а также достоверной оценкой расходов на
определенную дату, связанных с их предоставлением, отражением
стоимости услуг на абонентских счетах потребителей. Как было
сказано, сумма дохода от предоставления услуг предприятий
жилищного хозяйства населению определяется исходя из объемов
оказанных услуг и утвержденных органами самоуправления тарифов на
них.
В налоговом учете стоимость предоставляемых услуг включается в
состав валовых доходов согласно пп. 4.1.1 п. 4.1 ст. 4 Закона о
прибыли ( 283/97-ВР ).
Что касается НДС, то временно, до вступления в силу Налогового
кодекса, предприятия - плательщики НДС, предоставляющие
жилищно-коммунальные услуги, определяют базу налогообложения
операций по продаже услуг по кассовому способу. Таковыми являются,
в частности, услуги, стоимость которых включается в состав
квартирной платы или платы за содержание жилья предоставляемые:
- жилищно-эксплуатационным конторам;
- квартирно-эксплуатационным частям;
- обществам совладельцев жилья;
- другим подобным налогоплательщикам, осуществляющим сбор
средств от вышеперечисленных потребителей с целью последующего
перечисления поставщикам этих услуг в компенсацию их стоимости.
Таким образом, налоговые обязательств у предприятий,
оказывающих услуги населению, возникают в момент поступления
средств в оплату услуг на расчетный счет. Если предприятие
жилищного хозяйства оказывает услуги хозрасчетным предприятиям
(например, по вывозу мусора, уборке снега и т. п.), то доходы от
этих услуг подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Учет дотаций и субсидий
Необходимо обратить внимание, что действующим
законодательством установлен особый порядок оплаты стоимости
жилищно-коммунальных услуг, состоящий из двух частей:
- тариф на оплату услуг, уплачиваемый населением;
- дотация из бюджета на покрытие убытков от продажи услуг по
тарифом.
С целью социальной защиты населения ему предоставляются
субсидии на оплату коммунальных услуг в пределах тарифа, которые
перечисляются жилищным предприятиям из бюджета. Оставшаяся часть
тарифа уплачивается непосредственно населением. В пределах тарифа
уплачиваются коммунальным предприятиям и суммы дотаций для
льготных категорий населения.
В налоговом учете суммы субсидий и дотаций, возмещаемых
коммунальным предприятиям из бюджета в пределах утвержденного
тарифа подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, базой
которого является регулируемый тариф.
Кроме бюджетных субсидий и дотаций населению (в т. ч. и для
льготных категорий), жилищно-коммунальные предприятия получают из
бюджета дотации на покрытие убытков, возникающих из-за разницы
между расходами, связанными с предоставлением коммунальных услуг и
доходами от их продажи населению по установленным тарифам. В
соответствии с разъяснениями налоговых органов (письмо ГНАУ
от 05.12.2001 г. № 8805/5/16-1216 ( v8805225-01 )) такая бюджетная
дотация согласно пп. 3.2.7 п. 3.2 ст. 3 Закона о НДС ( 168/97-ВР )
не является объектом обложения НДС.
Пример 2
Предприятием жилищного хозяйства "Уют" были предоставлены
услуги на сумму 13840 грн., кроме того, НДС - 2768 грн., из них:
- населению - 12340 грн., кроме того, НДС - 2468 грн. (в т. ч.
субсидий и льгот на сумму 1800 грн., НДС - 360 грн.);
- хозрасчетным предприятиям - 1500 грн., кроме того, НДС -
300 грн.
Получены из бюджета субсидии на сумму 1200 грн. (в т. ч. НДС -
200 грн.).
Получены из бюджета дотации (трансферты) на покрытие убытков
от разницы между расходами и доходами от продажи населению по
тарифам - 2500 грн.
В бухгалтерском и налоговом учете жилищного предприятия
операции реализации услуг населению и другим потребителям
отразятся следующим образом:
|---|------------------------|---------------|------|------------|
| № | Содержание операции | Бухгалтерский |Сумма,| Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |-------|-------| |------|-----|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 1 | Отражена реализация | 361 | 703 |12 648|10 540| - |
| | услуг населению | 703 | 643 | 2 108| | |
| |------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| | На сумму субсидий и | 48 | 718 | 2 160| - | - |
| | дотаций по льготам | 718 | 643 | 360| | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 2 | Отражена реализация | 361 | 703 | 1 800| 1 500| - |
| | услуг хозрасчетным | 703 |641/ндс| 300| | |
| | предприятиям | | | | | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 3 | Отражена себестоимость | 903 | 23 | 9 829| - | - |
| | услуг | | | | | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 4 | Получена оплата от | 301, | 361 | 7 272| - | - |
| | населения | 311 |641/ндс| 1 212| | |
| | | 643 | | | | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 5 | Получены суммы субсидий| 311 | 48 | 1 200| 1 000| - |
| | и дотаций по льготам | 643 |641/ндс| 200| {1} | |
| | из бюджета в пределах | | | | | |
| | тарифа | | | | | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 6 | Получены из бюджета | 311 | 48 | 2 500| 2 500| - |
| | дотации (трансферты) на| 48 | 718 | 2 500| | |
| | покрытие убытков от | | | | | |
| | разницы между расходами| | | | | |
| | и доходами от продажи | | | | | |
| | населению по тарифам | | | | | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 7 | Отражен финансовый | 791 | 903 | 9 759| - | - |
| | результат | 703 | 791 |12 040| | |
| | | 718 | 791 | 4 300| | |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
Перечень сокращенных обозначений нормативных документов,
использованных в данной консультации:
1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона
Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и
дополнениями.
2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Методические рекомендации в ЖКХ - Методические рекомендации по
планированию, учету и калькуляции себестоимости работ (услуг)
на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального
хозяйства, утвержденные приказом Госстроя Украины от
06.03.2002 г. № 47.
4. ПБУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы",
утвержденное приказом Министерства финансов Украины от
20.10.99 г. № 246, с изменениями и дополнениями.
5. ПБУ 15 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход",
утвержденное приказом Министерства финансов Украины от
29.11.99 г. № 290, с изменениями и дополнениями.
6. ПБУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16
"Расходы", утвержденное приказом Министерства финансов Украины
от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями.
{1} Согласно пп. 11.3.5 п. 11.3 ст. 5 Закона о прибыли, датой
увеличения валового дохода в случае предоставления услуг
(работ) с оплатой за счет бюджетных средств является дата
поступления таких средств на расчетный счет налогоплательщика
или дата получения соответствующей компенсации в каком-либо
ином виде.
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№1/03, стр. 42
[06.01.2003]
Людмила Ильяш
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------