Делать, что прикажут?
(о взаимоотношениях с сотрудниками силовых структур)
------------------------------------------------------------------
В качестве вступления отметим, что основными документами,
регламентирующими деятельность правоохранительных органов,
являются:
Закон Украины от 20.12.90 г. № 565 ( 565-12 ) "О милиции", с
изменениями и дополнениями:
- ст. 2 (основные задачи милиции);
- ст. 5 (деятельность милиции и права граждан);
- ст. 10 (основные обязанности милиции);
- ст. 11 (права милиции);
- ст. 14 (применение специальных средств).
Закон Украины от 18.02.92 г. № 2135 ( 2135-12 ) "Об
оперативно-розыскной деятельности", с изменениями и дополнениями:
- ст. 6 (основания для проведения оперативно-розыскной
деятельности);
- ст. 8 (права подразделений, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность);
- ст. 9 (гарантии законности при проведении
оперативно-розыскной деятельности);
- ст. 14 (надзор за соблюдением законности при проведении
оперативно-розыскной деятельности).
Закон Украины от 30.06.93 г. № 3341 ( 3341-12 ) "Об
организационно-правовых основах борьбы с организованной
преступностью", с изменениями и дополнениями:
- ст. 12 (права специальных подразделений по борьбе с
организованной преступностью органов внутренних дел, Службы
безопасности Украины и их сотрудников);
- ст. 22 (гарантии прав и законных интересов граждан и
юридических лиц при осуществлении мероприятий по борьбе с
организованной преступностью).
Закон Украины от 25.03.92 г. № 2229 ( 2229-12 ) "О службе
безопасности Украины", с изменениями и дополнениями:
- ст. 25 (права СБУ),
- ст. 34 (надзор за соблюдением законности);
- ст. 35 (ответственность сотрудников СБУ).
Закон Украины от 05.11.91 г. № 1789 ( 1789-12 ) "О
прокуратуре", с изменениями и дополнениями:
- ст. 5 (основные функции прокуратуры);
- ст. 8 (обязательность выполнения требований прокурора);
- ст. 20 (полномочия прокурора);
- гл. 2 (надзор за соблюдением законности органами,
проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание,
досудебное следствие).
Закон Украины от 05.10.95 г. № 356 ( 356/95-ВР ) "О борьбе с
коррупцией", с изменениями и дополнениями.
Постановление КМУ от 05.07.93 г. № 510 ( 510-93-п ) "Об
организации государственной службы по борьбе с экономическими
преступлениями", с изменениями и дополнениями:
- п. 5 (права подразделений ГС БЭП).
Уголовно-процессуальный кодекс Украины ( 1001-05 ), Уголовный
кодекс Украины ( 2341-14 ).
Ситуация
Предприятие направило документы в Национальный банк Украины
для получения лицензии на перечисление иностранной валюты за
пределы Украины для оплаты валютных ценностей.
При подготовке УБОП вывода в связи с подачей предприятием НБУ
ходатайства о выдаче лицензии на осуществление операций в
иностранной валюте в адрес руководства предприятия поступил запрос
от начальника УБОП УМВД следующего содержания:
"В связи с возникшей необходимостью на основании ст. 12 Закона
Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с
организованной преступностью" прошу в кратчайшие сроки
предоставить в наш адрес для ознакомления копии следующих
документов:
1. Действующие, но состоянию на хххх 2003 года договоры,
контракты, соглашения с приложениями и дополнениями.
2. Платежные документы (платежные поручения и выписки банка)
за период с ...... по ....... .
3. Справку о состоянии кредиторской/дебиторской задолженности
по состоянию на хххх 2003 г., с указанием наименований
кредиторов и дебиторов, сумм договоров, в связи с
невыполнением или несвоевременным выполнением, которых
возникла задолженность.
4. Книги учета приобретения и реализации товаров за период
2003 г.".
По вышеуказанной причине руководитель и главный бухгалтер были
вызваны по телефону в Управление по борьбе с организованной
преступностью, затем на имя директора пришла повестка.
Наши рекомендации относительно последующих действий
руководства предприятия
Предоставление документов
Согласно пп. "в" п. 4 ст. 18 Закона Украины "Об
организационно-правовых основах борьбы с организованной
преступностью" (далее - Закон № 3341) НБУ с целью реализации
государственной политики в сфере борьбы с организованной
преступностью обязан при получении ходатайства о выдаче лицензии
на осуществление операций в иностранной валюте сообщать об этом
специальным органам по борьбе с организованной преступностью и
учитывать полученные относительно них выводы.
Между тем, согласно ст. 19 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ),
органы государственной власти и их должностные лица обязаны
действовать только на основании, в пределах полномочий и
способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Деятельность УБОП (в рассматриваемой ситуации подразумевается
орган внутренних дел) и его должностных лиц регулируется
Конституцией Украины, Законами Украины "О милиции", "Об
оперативно-розыскной деятельности", "Об организационно-правовых
основах борьбы с организованной преступностью",
Уголовно-процессуальным кодексом Украины. Между тем, в указанных
правовых актах не идет речь о составлении УБОП выводов и
направлении их НБУ, а также их действиях в связи с этим, за
исключением уже приведенной выше нормы ст. 18 Закона № 3341, где
лишь упоминается, что НБУ обязан учитывать полученные выводы
специального органа по борьбе с организованной преступностью (к
которым, кстати, относится не только УБОП).
Согласно п. 6 ст. 5 Декрета КМУ от 19.02.93 г. № 15-93
( 15-93 ) "О системе валютного регулирования и валютного
контроля" (далее - Декрет) порядок и сроки выдачи лицензии,
перечень документов, необходимых для получения лицензии, а также
основания для отказа в выдаче лицензии определяются НБУ.
Согласно п. 4.11 Положения о порядке выдачи резидентам
индивидуальных лицензий НБУ на переведение иностранной валюты за
пределы Украины с целью оплаты валютных ценностей, утвержденного
постановлением Правления НБУ от 29.01.03 г. № 36 ( z0090-03 )
(далее - Положение), основанием для отказа в выдаче лицензии
является негативный вывод Главного управления по борьбе с
организованной преступностью МВД Украины. Следовательно,
предоставление негативного вывода областным управлением не
будет законным основанием для отказа в выдаче лицензии, тем
более, если этот вывод основан на незаконных действиях.
Действующее законодательство не предусматривает такого
основания для истребования документов, как "возникшая
необходимость", а также истребования документов для составления
выводов для НБУ в связи с получением лицензии. Подпункт "д" ст. 12
Закона № 3341 применяться не может, поскольку из запроса не
усматривается получение УБОП фактических данных об организованной
преступной деятельности.
Как уже отмечалось, что хотя в пп. "в" п. 4 ст. 18 Закона
№ 3341 и упоминается вывод специальных органов по борьбе с
организованной преступностью, однако, Конституцией и законами
Украины не предусмотрены полномочия специальных подразделений по
борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел в
связи с подготовкой такого вывода.
Кроме того, в пп. "б" п. 2 ст. 12 Закона № 3341, на которую
содержится ссылка в запросе, предусмотрена возможность получать от
предприятий документы по письменному требованию руководителя
соответствующего специального подразделения по борьбе с
организованной преступностью. Поэтому важно обращать внимание на
то, чтобы запрос был подписан руководителем подразделения, а не
его заместителем, в противном случае будет иметь место
несоответствие указанной норме Закона № 3341, а, следовательно,
противоречие ст. 19 Конституции Украины.
Как отмечено в п. 4.1 Положения, целесообразность выдачи
лицензии определяется с учетом выводов Главного управления по
борьбе с организованной преступностью МВД Украины в случае
поступления этих выводов в Департамент валютного контроля и
лицензирования НБУ в течение срока рассмотрения документов
(20 дней или в случае продления срока - 30 дней). В случае
непоступления этих выводов целесообразность выдачи резиденту
лицензии определяется без их учета.
Учитывая вышеизложенное, считаем возможным отказать в
удовлетворении запроса УБОП УМВД на основании несоответствия его
требованиям действующего законодательства. Однако в таком случае
мы не исключаем возможность направления в НБУ негативного вывода
и, как следствие, отказ в выдаче лицензии. При этом отмечаем, что
отказ в выдаче НБУ лицензии может быть обжалован в суде (ст. 5
Декрета, п. 4.12 Положения). Также обращаем внимание на то, что к
ответственности лицо может быть привлечено лишь за невыполнение
законных требований контролирующих органов.
Правомерность вызова в УБОП
Если учитывать правовые нормы, определяющие полномочия УБОП в
целом, то применительно к нашей ситуации (имеется в виду вызов по
телефону, повесткой) отметим, что в п. 3 ст. 11 Закона о милиции
закреплено право милиции вызывать граждан и должностных лиц только
по делам о преступлениях и в связи с материалами, имеющимися в их
производстве (имеется в виду уголовное дело, оперативно-розыскное
дело или материалы по проверке лица в связи с допуском его к
государственной тайне, к работе с ядерными материалами и ядерными
установками (причем в данной ситуации отсутствуют правовые
основания для ведения указанных дел и материалов)), между тем,
способ такого вызова не определен.
Также хотим отметить, что согласно п. 1 ст. 8 Закона Украины
"Об оперативно-розыскной деятельности" оперативным подразделениям
предоставляется право опрашивать лиц при наличии их согласия.
Нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины предусмотрен
вызов лица повесткой по уголовному делу, а также возможность
вызова отдельных лиц, участвующих в уголовном процессе
(обвиняемый, подозреваемый по уголовному делу), по телефону,
однако из запроса усматривается, что лица вызываются в связи с
получением лицензии в НБУ, а не по уголовному делу.
Учитывая вышеизложенное, а также положения ст. 19 Конституции
Украины, полагаем, что указанные вызовы не соответствуют
требованиям действующего законодательства, а, следовательно, не
являются обязательными для вызываемого лица.
Таким образом, окончательное решение о предоставлении или
непредоставлении документов на запрос УБОП, а также о явке в УБОП
принимать вам.
При этом еще раз отмечаем, что согласно ст. 19 Конституции
Украины обязательными для исполнения являются только законные
требования, то есть требования, основанные на нормах Конституции и
законов Украины, и лишь за неисполнение таких требований может
наступать предусмотренная действующим законодательством
ответственность.
------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№15/03, стр. 4
[11.08.2003]
Максим Дратюк
Юрист
------------------------------------------------------------------