Учетная политика: принципы формирования
------------------------------------------------------------------
Определение термина "учетная политика" дано в ст. 1 Закона
Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"
от 16.07.99 г. № 996-ХIV ( 996-14 ) (далее - Закон о бухучете)
и в п. 3 П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности",
утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99
г. № 87 ( z0391-99 ) (далее - П(С)БУ 1): "учетная политика - сово-
купность принципов, методов и процедур, используемых предприятием
для составления и представления финансовой отчетности".
В учетной политике предприятия должны быть отражены все прин-
ципиальные вопросы организации бухгалтерского учета на предприя-
тии, поэтому к ее формированию необходимо подходить очень тщатель-
но, ведь от этого в конечном итоге зависит, насколько объективно
и точно будет раскрыта информация о финансовом состоянии пред-
приятия в финансовой отчетности.
Рассмотрим подробнее, какие моменты необходимо отразить в
учетной политике предприятия.
Согласно П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности"
для целей составления финансовой отчетности в учетной политике
предприятия необходимо определить границу существенности, которая
для каждого предприятия может быть разной в зависимости от объемов
его продаж и составлять, например, 100 грн., 500 грн., 1000 грн.
Кроме того, в учетной политике предприятия должны быть отраже-
ны:
1) метод выбытия запасов (из установленных П(С)БУ 9), который
будет применяться на предприятии, а именно:
- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы
запасов;
- средневзвешенной себестоимости;
- себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);
- себестоимости последних по времени поступления запасов
(ЛИФО);
- нормативных расходов;
- цены продажи.
Также необходимо определить, что для предприятия будет счи-
таться единицей запасов: их наименование или однородная группа
(вид);
2) методы определения величины резерва сомнительных долгов.
В П(С)БУ 10 "Дебиторская задолженность" определено, что текущая
дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги
включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости.
Для определения такой стоимости на дату баланса исчисляется вели-
чина резерва сомнительных долгов, определяемая исходя из платеже-
способности отдельных дебиторов или на основе классификации деби-
торской задолженности. В связи с этим в учетной политике предприя-
тия необходимо определить, какой метод расчета величины резерва
сомнительных долгов будет использоваться на предприятии. При этом
если предприятие имеет небольшую долю сомнительного долга в общей
сумме дебиторской задолженности или вообще не имеет сомнительных
долгов, то с целью упрощения процедуры расчета величины резерва
сомнительных долгов рекомендуется определить в учетной политике,
что предприятием будет применяться метод расчета исходя из плате-
жеспособности отдельных дебиторов, а в дальнейшем отдельным распо-
рядительным документом по каждому дебитору установить процент
погашения задолженности в размере 100 %;
3) метод амортизации основных средств, т. е. один из следующих
методов:
- прямолинейный;
- уменьшения остаточной стоимости;
- ускоренного уменьшения остаточной стоимости;
- кумулятивный;
- производственный;
- метод начисления амортизации основных средств, предусмотрен-
ный налоговым законодательством.
Относительно отражения в учетной политике моментов, касающихся
учета основных средств, хотелось бы также заметить следующее.
П(С)БУ 7 "Основные средства" предусмотрено, что предприятие пе-
реоценивает объект основных средств, если его остаточная стоимость
значительно (более чем на 10 процентов) отличается от справедливой
стоимости на дату баланса. В связи с этим мы не рекомендуем огова-
ривать в учетной политике вопрос о проведении переоценки, посколь-
ку необходимость ее проведения зависит от изложенных выше обстоя-
тельств, а не от решения руководителя предприятия;
4) величина стоимостного критерия принадлежности материального
актива к малоценным необоротным (согласно п. 5.1 П(С)БУ 7 "Основ-
ные средства"). Кроме того, необходимо выбрать метод начисления
амортизации по малоценным необоротным активам, а именно:
- прямолинейного списания;
- производственный;
- начисления амортизации основных средств, предусмотренный
налоговым законодательством;
- начисления амортизации в первом месяце использования объекта
в размере 50 процентов его амортизируемой стоимости и остаток 50
процентов амортизируемой стоимости в месяце его изъятия из активов
(списания с баланса) вследствие несоответствия критериям признания
активом;
- начисления амортизации в первом месяце использования объекта
в размере 100 процентов его стоимости;
5) методы амортизации и диапазон сроков полезного использова-
ния нематериальных активов. Согласно п. 27 П(С)БУ 8 "Нематериаль-
ные активы" расчет амортизации при применении соответствующих
методов начисления осуществляется в соответствии с П(С)БУ 7
"Основные средства";
6) методы оценки степени завершенности операции по предостав-
лению услуг, которые, согласно П(С)БУ 15 "Доход", осуществляются
путем:
- изучения выполненных работ;
- определения удельного веса объема услуг, предоставленных на
определенную дату, в общем объеме услуг, которые должны быть пре-
доставлены;
- определения удельного веса расходов, понесенных предприятием
в связи с предоставлением услуг, в общей ожидаемой стоимости таких
расходов;
7) порядок формирования резервов для обеспечения будущих рас-
ходов и платежей;
8) применение (или неприменение) бухгалтерских счетов класса 8
для обобщения информации о затратах по элементам.
Соблюдая принципы бухгалтерского учета и формирования финансо-
вой отчетности, а именно принцип последовательности, предприятиям
необходимо обеспечивать постоянное (из года в год) применение
выбранной ими учетной политики. Изменение учетной политики возмож-
но только в случаях, предусмотренных п. 9 П(С)БУ 6 "Исправление
ошибок и изменения в финансовых отчетах", а именно:
- если изменяются уставные требования;
- если изменяются требования органа, утверждающего положения
(стандарты) бухгалтерского учета;
- если изменения учетной политики обеспечат достоверное отра-
жение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.
Не считается изменением учетной политики ее установление для:
- событий или операций, отличающихся по содержанию от предыду-
щих событий или операций;
- событий или операций, не происходивших ранее.
Например, в уставе предприятия не было предусмотрено создание
резерва средств для дополнительного пенсионного обеспечения. Учре-
дители принимают решение о его создании, в связи с чем вносятся
поправки в устав. На предприятии формируется политика относительно
порядка создания и учета такого резерва. Так как данные операции
не осуществлялись ранее, то они не могут считаться изменением
учетной политики, несмотря на то что изменились уставные положе-
ния.
Примером изменения учетной политики может быть выбор нового
метода оценки выбытия запасов - по средневзвешенной себестоимости
вместо ранее применявшегося метода - по нормативным расходам.
Такое решение должно быть обосновано, т. е. новый метод должен
обеспечивать более достоверное отражение операций по выбытию
запасов в финансовой отчетности предприятия.
Учетная политика применяется к событиям и операциям с момента
их возникновения. Следовательно, если в учетной политике произошли
изменения, то влияние этих изменений распространяется и на собы-
тия, операции прошлых отчетных периодов, что должно быть отражено
в отчетности следующим образом:
- путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на нача-
ло отчетного года;
- путем повторного предоставления сопоставимой информации
относительно предыдущих отчетных периодов.
Если же сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало
отчетного года нельзя определить достоверно, то учетная политика
распространяется только на события и операции, происходящие после
даты изменения учетной политики.
Учетная политика предприятия и ее изменения должны быть
раскрыты в примечаниях к финансовым отчетам (пп. 18,19 П(С)БУ 1,
ст. 4 Закона о бухучете). Это требование еще раз указывает на важ-
ность формирования учетной политики, так как примечания являются
одним из элементов финансовой отчетности предприятия. Кроме того,
раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях в финан-
совой отчетности служит предпосылкой сопоставимости финансовых
отчетов одного предприятия за разные периоды, а также финансовых
отчетов различных предприятий, т. е. пользователи получают возмож-
ность оценить, насколько сопоставимы данные отдельных статей
финансовой отчетности того или иного периода, того или иного
предприятия.
В примечаниях к финансовой отчетности предприятие должно осве-
щать избранную учетную политику путем описания:
- принципов оценки статей отчетности;
- методов учета по отдельным статьям отчетности. В случае из-
менения учетной политики предприятию следует раскрывать:
- причину и суть изменения;
- сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало
отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного
определения;
- факт повторного предоставления сопоставимой информации в
финансовых отчетах или нецелесообразность ее переисчисления.
Как упоминалось ранее, в национальных стандартах содержится
требование о раскрытии учетной политики в финансовой отчетности,
однако до ее составления при отражении в учете текущих операций
бухгалтер уже должен ориентироваться на установленные принципы
оценки, методы учета происходящих событий. Поэтому на предприятии
необходимо издать распорядительный документ, определяющий направ-
ления учетной политики. Руководствуясь требованиями П(С)БУ, приве-
дем примерную форму такого документа.
__________________________________________________________________
ООО "Барвинок"
Приказ
02.01.2001 г. № 1
г. Харьков
Об организации бухгалтерского учета и учетной политики в 2001 году
В соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХIV и ут-
вержденными положениями (стандартами) бухгалтерского учета на
предприятии необходимо обеспечить единые (постоянные) принципы,
методы и процедуры при отражении текущих операций в учете и
составлении финансовой отчетности.
Для обеспечения надлежащего ведения бухгалтерского учета на
предприятии, с учетом особенностей деятельности и технологии обра-
ботки учетных данных, приказываю:
1. Ведение бухгалтерского учета на предприятии возложить на
бухгалтерскую службу предприятия во главе с главным бухгалтером.
Ответственность работников бухгалтерской службы за ведение бухгал-
терского учета регулируется должностными инструкциями.
2. Главному бухгалтеру ООО "Барвинок":
2.1 Осуществлять ведение бухгалтерского учета согласно принци-
пам и методам, предусмотренным положениями (стандартами) бухгал-
терского учета.
2.2 Обеспечить непрерывность отражения операций и достоверную
оценку активов, обязательств, капитала в бухгалтерском учете,
применяя журнально-ордерную форму учета.
3. Установить границу существенности в размере 1 тыс. грн.
4. Организовать аналитический учет движения товарно-мате-
риальных ценностей:
в бухгалтерии - в ведомостях учета остатков материалов в коли-
чественно-суммарном выражении;
на складах - в карточках складского учета в количественном
выражении.
5. Единицей запасов в целях бухгалтерского учета считать вид
запасов.
Оценку запасов (материалов, сырья (топлива), комплектующих
изделий и полуфабрикатов) при отпуске в производство или другом
выбытии осуществлять по методу средневзвешенной себестоимости.
Оценку запасов (покупных товаров для розничной торговли) осуществ-
лять по ценам продажи.
6. Применять нормы и методы начисления амортизации основных
средств, предусмотренные налоговым законодательством.
7. Относить к малоценным необоротным активам в соответствии с
пунктом 5.1 П(С)БУ 7 активы со сроком полезного использования
более одного года и стоимостью до 1000 грн. Амортизацию по таким
активам начислять в первом месяце использования объектов 100
процентов его стоимости.
8. Срок использования нематериальных активов определять по
каждому объекту отдельно в момент зачисления его на баланс исходя
из:
- срока полезного использования подобных активов;
- предусматриваемого морального износа;
- правовых или иных подобных ограничений по срокам его исполь-
зования и других факторов. Амортизацию нематериальных активов
осуществлять прямолинейным методом.
9. Оценку степени завершенности операции по предоставлению
услуг осуществлять путем изучения выполненной работы; при этом в
бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде подписания
акта предоставленных услуг.
10. Сформировать резерв сомнительных долгов на основе класси-
фикации дебиторской задолженности; для этого установить коэффи-
циент сомнительности по просроченной дебиторской задолженности
сроком:
от 1 до 30 дней - 5 %;
от 30 до 60 дней - 20 %;
от 60 до 90 дней - 60 %;
свыше 90 дней - 80 %.
Величину резерва сомнительных долгов определять как сумму
произведений текущей дебиторской задолженности за продукцию, това-
ры, работы, услуги соответствующей группы и коэффициента сомни-
тельности.
11. Установить попередельный метод учета затрат на произ-
водство и калькулирования фактической себестоимости продукции.
12. Резервирование средств на обеспечение оплаты отпусков,
дополнительное пенсионное обеспечение, обеспечение гарантийных
обязательств, прочих расходов и платежей не производить.
13. Для обобщения информации о затратах предприятия по элемен-
там применять бухгалтерские счета класса 8 Плана счетов.
14. Утвердить систему оплаты труда:
по штатному расписанию - для ИТР и служащих;
по сдельным расценкам - для рабочих основного и вспомогатель-
ного производств.
Включить в систему оплаты труда перечень затрат на выплату
основной и дополнительной заработной платы и других видов поощре-
ний и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений,
затрат на выплату авторских вознаграждений и выплат за выполнение
работ (услуг), согласно договорам гражданско-правового характера,
любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, которые
могут быть установлены по договоренности сторон.
15. Вести налоговый учет согласно законодательству Украины.
Директор И. В. Воловнев
__________________________
В заключение хотелось бы отметить, что выше приведена пример-
ная форма распорядительного документа, определяющего направления
учетной политики предприятия, однако при разработке данного доку-
мента каждое предприятие должно учитывать специфику своей деятель-
ности.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 06/01, стр. 33
[18.01.2001]
Е. Савченко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------