Все о едином налоге
------------------------------------------------------------------
Порядок государственной регистрации субъектов предпринима-
тельской деятельности независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, за исключением отдельных видов субъек-
тов предпринимательской деятельности, для которых законами Украины
установлены специальные правила государственной регистрации, а
также порядок отмены государственной регистрации субъектов пред-
принимательской деятельности регулируются ЗУ от 07.02.91 г. № 698-
ХII "О предпринимательстве" ( 698-12 ) (с изменениями и дополне-
ниями) и постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г.
№ 740 "О порядке государственной регистрации субъектов предприни-
мательской деятельности" ( 740-98-п ) (с изменениями и дополнения-
ми).
Государственная регистрация субъектов предпринимательской дея-
тельности проводится в исполнительном комитете городской, районной
в городе совета или в районной, районной городов Киева и Севасто-
поля государственной администрации по местонахождению или по месту
проживания субъекта, если иное не предусмотрено законом, по пред-
ставлению этим субъектом соответствующих документов.
В соответствии с Законом Украины "О государственной налоговой
службе" и другими актами, положениями действующего законодательст-
ва Украины была разработана Инструкция о порядке учета налогопла-
тельщиков, утвержденная приказом ГНА Украины от 19.02.98 г. № 80 и
зарегистрированная Минюстом Украины 16.03.98 г. под № 172/2612,
( z0172-98 ) имеющая целью использование единой рациональной мето-
дики учета плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) в
органах государственной налоговой службы.
Учет налогоплательщиков (как юридических, так и физических
лиц) является одной из основных функций органов государственной
налоговой службы, контролирующих правильность исчисления, полноту
и своевременность внесения (перечисления) налогов и сборов (обяза-
тельных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды.
В соответствии с п. 5 указанной Инструкции физическое лицо -
субъект предпринимательской деятельности после получения свиде-
тельства о государственной регистрации обязано в пятидневный срок
обратиться в орган государственной налоговой службы по своему
месту проживания для взятия на налоговый учет с соответствующими
документами, а именно:
заявлением по ф. № 5-ОПП;
копией свидетельства о государственной регистрации субъекта
предпринимательской деятельности - физического лица;
документом, удостоверяющим личность (паспорт).
Органы государственной налоговой службы выдают ему справку по
форме № 4-ОПП, подтверждающую взятие на налоговый учет.
После взятия на налоговый учет перед физическим лицом -
субъектом предпринимательской деятельности встает вопрос выбора
способа налогообложения доходов, получаемых им от осуществления
предпринимательской деятельности. На сегодняшний день их три,
каждый из которых регулируется соответствующими законодательными
актами и имеет свои требования и ограничения, а также преимущест-
ва. Поэтому каждый субъект предпринимательской деятельности -
физическое лицо по собственному желанию избирает наиболее отвечаю-
щий его условиям и особенностям осуществления предпринимательской
деятельности.
Остановимся подробнее на одном из них - упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпри-
нимательства. Этот способ налогообложения регулируется Указом
Президента Украины от 03.07.98 г. № 727 "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима-
тельства" в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г.
№ 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ), устанавливающим, что упрощен-
ная система налогообложения, учета и отчетности вводится, в
частности, для физических лиц - субъектов малого предприниматель-
ства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания
юридического лица при условии, что на протяжении календарного года
в трудовых отношениях с ними, включая членов их семей, состоит не
более 10 лиц и объем выручки от реализации продукции (товаров,
работ, услуг) за календарный год не превышает 500 тыс. грн. (ст. 1
Указа).
При соблюдении этих обязательных условий физическое лицо -
субъект малого предпринимательства имеет право самостоятельно
избрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем
получения Свидетельства об уплате единого налога.
Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности физическое лицо - субъект предпринимательской деятель-
ности не позже чем за 15 дней до начала следующего отчетного
периода (квартала), с которого он избирает способ налогообложения
доходов по единому налогу, при условии уплаты всех установленных
налогов и сборов (обязательных платежей), срок уплаты которых
наступил на дату подачи заявления, подает в орган государственной
налоговой службы по месту государственной регистрации письменное
заявление по форме согласно Приложению 1 к Порядку выдачи Свиде-
тельства об уплате единого налога, утвержденному приказом ГНА
Украины от 29.10.99 г. № 599 и зарегистрированному Минюстом
Украины 02.11.99 г. под № 752/4045 ( z0752-99 ), согласованным с
Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной полити-
ки и предпринимательства (далее - Порядок). Кроме подачи письмен-
ного заявления, основанием для выдачи Свидетельства об уплате
единого налога является предъявленный платежный документ об уплате
единого налога, поскольку Свидетельство - это документ, удостове-
ряющий именно уплату единого налога.
Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке
субъекты малого предпринимательства, подавшие в государственную
налоговую службу по месту их регистрации заявление о применении
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются
субъектами упрощенной системы, учета и отчетности с того квартала,
в котором проведена их государственная регистрация.
Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательст-
ва - физических лиц устанавливается местными советами, по месту их
государственной регистрации в фиксированном размере в зависимости
от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. за месяц для
самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности, а
размер единого налога не зависит от результатов предпринимательс-
кой деятельности физического лица - субъекта предпринимательской
деятельности, то есть от размера чистого дохода, при условии, что
объем выручки плательщика единого налога не превышает 500 тыс.
грн. за календарный год.
Местные советы устанавливают их размеры в установленных зако-
нодательством пределах на тот или иной вид деятельности в зависи-
мости от территориального расположения места торговли, ассортимен-
та товара, доходности предпринимательской деятельности, исходя из
интересов развития своего региона и его специфики.
Указ не устанавливает какого-либо территориального ограничения
относительно осуществления предпринимательской деятельности по
упрощенной системе налогообложения (только по месту государствен-
ной регистрации или в другом территориальном районе (месте)
Украины).
В случае если физическое лицо - субъект предпринимательской
деятельности осуществляет несколько видов предпринимательской дея-
тельности, для которых местным советом по месту государственной
регистрации этого лица установлены различные ставки единого нало-
га, оно приобретает одно Свидетельство и уплачивает единый налог
по большей ставке по этим видам деятельности, установленным
местным советом по месту его государственной регистрации в качест-
ве субъекта предпринимательской деятельности в зависимости от
того, осуществляет он предпринимательскую деятельность на всей
территории Украины или только по месту государственной регистра-
ции.
Если местным советом не установлена ставка единого налога на
тот или иной вид предпринимательски деятельности, то оснований
для выдачи Свидетельства об уплате единого налога на такой вид
деятельности у налогового органа нет.
После получения указанного заявления и при наличии платежного
документа об уплате единого налога орган государственной налоговой
службы по месту государственной регистрации субъекта предпринима-
тельской деятельности - физического лица обязан в течение десяти
рабочих дней выдать ему Свидетельство об уплате единого налога или
предоставить мотивированный отказ.
Свидетельство выдается на квартал, однако уплата единого нало-
га может осуществляться ежемесячно не позднее 20 числа месяца,
следующего за тем, в котором осуществлялась предыдущая уплата
единого налога.
Если у физического лица - субъекта предпринимательской дея-
тельности нет намерения отказаться от, уплаты единого налога в
следующем отчетном периоде (квартале), оно продлевает действие
Свидетельства об уплате единого налога. Основанием для продления
Свидетельства на последующий отчетный период (квартал) является
подача физическим лицом - субъектом предпринимательской деятель-
ности письменного заявления согласно Приложению 1 к Порядку и
платежным документам об уплате единого налога за предыдущие
периоды (месяцы квартала, на который выдано Свидетельство) на пос-
ледующий период, не меньший, нежели календарный месяц. Заявление
может подаваться не позднее чем за 15 дней до начала квартала, на
который продлевается Свидетельство, при условии уплаты всех уста-
новленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых на
дату подачи заявления наступил.
В случае нарушения требований ст. 1 Указа плательщик единого
налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и
отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала).
Привлечение к предпринимательской деятельности наемных работ-
ников и порядок налогообложения доходов, выплаченных платель-
щиками единого налога наемным работникам, состоящим с ними в
трудовых отношениях.
Согласно Указу об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности физическое лицо - субъект предпринимательской деятель-
ности может избрать способ налогообложения доходов, полученных от
осуществления предпринимательской деятельности, по единому налогу,
есди в трудовых отношениях с ним, включая членов его семьи,
состоит на протяжении календарного года не более 10 лиц.
Возможность заключения субъектами предпринимательской деятель-
ности (как физическими, так и юридическими лицами) договоров с
гражданами на использование их труда для осуществления предприни-
мательской деятельности установлена Законом Украины от 07.02.91 г.
№ 698-ХII "О предпринимательстве" с соответствующими изменениями и
дополнениями (ст. 9). Заключение с гражданином трудового договора
(контракта, соглашения) на использование его труда вменяет в обя-
занность предпринимателя обеспечение условий и охрану труда, его
оплату, а также другие социальные гарантии в соответствии с дейст-
вующим законодательством. Трудовые отношения граждан регулируются
Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины "Об оплате
труда" и другими законодательными актами по вопросам трудового
законодательства.
Согласно ст. 48 КЗоТ Украины с учетом изменений, внесенных
Законом Украины от 24.12.99 г. № 1356-ХIV "О внесении изменений
в Кодекс законов о труде Украины" ( 1356-14 ), физические лица,
как и предприятия, учреждения, организации, имеют право ведения
трудовых книжек на всех работающих у него свыше пяти дней работни-
ков.
Заключенный в письменной форме трудовой договор между физичес-
ким лицом - субъектом предпринимательской деятельности и работни-
ком, зарегистрированным в государственной службе занятости по
месту проживания предпринимателя в порядке, определенном Минис-
терством труда и социальной политики Украины (статья 24-1 КЗоТ) в
недельный срок с момента фактического допущения работника к рабо-
те, является основанием для ведения физическим лицом - субъектом
предпринимательской деятельности трудовой книжки наемного работни-
ка, включая членов семьи, если у него уже нет места работы, где
ведется трудовая книжка.
При заключении трудового договора между работником и физичес-
ким лицом - субъектом предпринимательской деятельности обусловли-
вается, будет ли эта работа основным или не основным местом работы
для этого работника, поскольку это влияет на порядок обложения
подоходным налогом доходов такого работника на протяжении кален-
дарного года.
Особенности обложения подоходным налогом доходов, получаемых
гражданами, изложены в соответствующих разделах Декрета Кабинета
Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с
граждан" ( 13-92 ) с изменениями и дополнениями. В соответствии
с этим Декретом плательщиками подоходного налога (субъектами нало-
гообложения) являются граждане. Предприятия, учреждения, организа-
ции, а также физические лица-субъекты предпринимательской деятель-
ности, выплачивающие доходы гражданам, в частности заработную
плату (вознаграждение) за выполнение ими соответствующих работ,
определенных трудовым соглашением, не являются плательщиками подо-
ходного налога с таких доходов. На них возложены обязанности по
начислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с
таких доходов (статьи 9, 12, 19 Декрета). Сумма заработной платы
и других доходов, начисляемая наемным работникам, содержит в себе
подоходный налог.
Следовательно, учитывая сказанное, а также то, что на сегод-
няшний день не было внесено никаких изменений в Декрет относитель-
но порядка удержания плательщиками единого налога подоходного
налога с доходов, выплачиваемых ими наемным работникам, плательщи-
ки единого налога должны начислять, удерживать и перечислять в
бюджет подоходный налог с таких доходов, представлять в соответст-
вующих случаях сведения о выплаченных доходах в органы государст-
венной налоговой службы по справке ф № 2, а также ф. № 8ДР. Ставка
единого налога для субъектов малого предпринимательства - физичес-
ких, лиц устанавливается местными советами по месту их государст-
венной регистрации в фиксированном размере в зависимости от вида
деятельности в пределах от 20 до 200 грн. за месяц для самостоя-
тельного осуществления предпринимательской деятельности. В случае
если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую
деятельность с использованием наемного труда, включая членов его
семьи, размер единого налога, установленный местным советом для
самостоятельного осуществления им предпринимательской деятельнос-
ти, увеличивается для такого плательщика на 50 процентов за каждое
лицо.
Численность наемных работников, включая членов его семьи,
которые могут состоять в трудовых отношениях с физическим лицом -
плательщиком единого налога (в отличие от юридических лиц - пла-
тельщиков единого налога, где среднеучетная численность работающих
на протяжении календарного года определяется по методике, утверж-
денной органами статистики) в течение календарного года, опреде-
ляется следующим образом.
Если на день составления заявления на право применения упро-
щенной системы налогообложения, учета и отчетности у физического
лица - субъекта предпринимательской деятельности количество наем-
ных работников, включая членов его семьи, уже составляет 10
человек, то дополнительные рабочие места на протяжении срока
действия полученного Свидетельства не открываются, если в течение
этого периода численность наемных работников, включая членов семьи
плательщика единого налога, не уменьшалась.
Пунктом 5 Порядка определено, что если плательщик единого
налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использова-
нием наемного труда, то на каждое лицо, включая членов его семьи,
состоящее с ним в трудовых отношениях, выдается Справка о трудовых
отношениях с плательщиком единого налога. Справка должна находить-
ся на рабочем месте названных лиц и предъявляться работникам
контролирующих органов, имеющим соответствующие функциональные
полномочия на осуществление проверки.
Если в заявлении указано меньше 10 наемных работников, включая
членов семьи, то в случае увеличения численности работников
(открытия дополнительных рабочих мест) в течение срока действия
полученного Свидетельства плательщик единого налога должен осу-
ществить доплату за каждого дополнительно нанимаемого работника
из расчета не менее чем за полный месяц с начала деятельности
таких работников, получить справки для этих работников исходя из
того, чтобы общая численность не превышала 10.
В случае когда уменьшается численность работников в течение
срока действия полученного Свидетельства, плательщик единого нало-
га должен вернуть справки на освобожденных работников, однако
уплаченная сумма единого налога в виде увеличения ставки единого
налога на 50 процентов за освобожденного работника возврату не
подлежит и не увеличивается до конца периода, за который осуществ-
лена уплата за освобожденного работника в случае, если плательщик
единого налога вместо уволенных работников принимает других в этом
же периоде. В таком случае на каждого нового работника выдается
Справка, поскольку справки, как и Свидетельство, выданные платель-
щику единого налога, не могут быть переданы другим лицам, кроме
указанных в них. При утере Справки доплата за работника может
быть прекращена только начиная со следующего квартала.
По окончании срока действия Свидетельства оно вместе со всеми
справками подлежит возврату в пятидневный срок в орган государст-
венной налоговой службы, который их выдал, а в случае продления
срока действия Свидетельства осуществляется соответствующая запись
в Свидетельстве за подписью руководителя органа налоговой службы
либо его заместителя и скрепляется печатью. Аналогичные записи
осуществляются в справках наемных работников, продолжающих рабо-
тать у плательщика единого налога.
Следовательно, при применении упрощенной системы налогообложе-
ния, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
физические лица - плательщики единого налога, начиная с момента
применения упрощенной системы налогообложения и до конца календар-
ного года, на какой-либо момент осуществления предпринимательской
деятельности с участием наемных работников должны иметь не более
10 лиц, невзирая на изменения (увеличение, уменьшение) в числен-
ности наемных работников, произошедшие на протяжении календарного
года.
Ведение учета доходов и расходов
Согласно Указу плательщик единого налога ведет Книгу учета
доходов и расходов, подлежащих налогообложению, форма и порядок
ведения которой устанавливаются ГНА Украины.
Для плательщика единого налога - физического лица Книга учета
доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены приказом ГНА
Украины от 29.10.99 г. № 599, зарегистрированным в Минюсте Украины
02.11.99 г. под № 752/4045 ( z0752-99 ) (Порядок).
Согласно Порядку для определения результатов собственной пред-
принимательской деятельности на основании хронологического отобра-
жения осуществленных хозяйственных и финансовых операций платель-
щик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно
приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан (с изме-
нениями и дополнениями), утвержденной приказом ГГНИ Украины от
21.04.93 г. № 12, зарегистрированным Минюстом Украины 09.06.93 г.
под № 64 ( z0064-93 ). При этом обязательному заполнению подлежат
только графы "Перiод облiку", "Витрати на виробництво продукцiї",
"Сума виручки (доходу)", "Чистий дохiд".
В графе "Сума виручки (доходу)" отображается фактически полу-
ченная сумма выручки. Согласно ст. 1 Указа выручкой от реализации
продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически
полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный
счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продук-
ции (товаров, работ, услуг). Записи ведутся плательщиком единого
налога в хронологическом порядке - по мере возрастания дать осу-
ществления хозяйственных и финансовых операций как самостоятельно
плательщиком, так и наемными работниками.
В графе "Витрати на виробництво продукцiї" отображаются доку-
ментально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с
получением дохода. Сумма выручки и расходы, отображаются только в
суммарном выражении без указания количественных показателей, и
наименований.
Право предоставления разъяснений относительно этого Указа воз-
ложено на Кабинет Министров Украины, который постановлением от
16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3
июля 1998 г. № 727" ( 507-2000-п ) отметил, что книги учета дохо-
дов и расходов (вышеупомянутая ф. 10) дополнительно получает
субъект малого предпримимательства - физическое лицо, осуществляю-
щее торговую деятельность, на каждого наемного работника, который
занимается реализацией товаров (п. 3 постановления). "Плательщик
единого налога самостоятельно представляет для регистрации в нало-
говый орган необходимое количество книг учета доходов и расходов.
Страницы Книги нумеруются, прошиваются, скрепляются печатью нало-
гового органа, подтверждаются подписью руководителя налогового
органа или его заместителя.
В Книге, которую ведет наемный работник, должнь быть указаны
фамилия, имя, отчество плательщика единого налога, фамилия, имя,
отчество физического лица, состоящего в трудовых отношениях с этим
плательщиком налога, а также серия и номер выданной Справки о
трудовых отношениях.
При увольнении наемного работника и трудоустройстве другого
субъект предпринимательской деятельности самостоятельно вносит в
Книгу соответствующие записи и новые сведения относительно наемно-
го работника согласно выданной Справке о трудовых отношениях с
плательщиком единого налога.
В случае прекращения деятельности (снятия с государственной
регистрации) субъекта предпринимательской деятельности, увольнения
наемного работника без трудоустройства другого или окончания
страниц в Книге ответственным работником налогового органа в Книге
производится соответствующая запись ("Книгу анульовано", инспектор
(Ф. И. 0.), дата), и она остается на хранении у предпринимателя
в течение трех лет.
Временное прекращение плательщиками единого налога предприни-
мательской деятельности по каким-либо причинам (по болезни,
в связи с отпуском и т. п.)
Если на протяжении календарного года принято решение об отказе
от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчет-
ности, физическое лицо - плательщик единого налога должно подать
не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного
(налогового) периода (квартала) заявление об отказе от применения
упрощенной системы налогообложения и возвратить Свидетельство
вместе со всеми справками в выдавший их орган государственной
налоговой службы. Следует иметь в виду, что автоматически теряется
возможность применения в течение этого календарного года упрощен-
ной системы налогообложения, учета и отчетности, поскольку ст. 4
Указа отмечено, что решение о переходе, на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности может быть принято не более
одного раза за календарный год.
Физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности
уплачивает единый налог на отдельный счет отделений Государствен-
ного казначейства Украины, и на следующий день после поступления
денежных средств эти отделения перечисляют суммы единого налога в
установленных Указом размерах по соответствующим направлениям,
одним из которых является отчисление 15 процентов уплаченного
единого налога на обязательное социальное страхование для возмеще-
ния расходов, связанных, в частности, с временной потерей трудо-
способности. Следовательно, относительно уплаты единого налога в
случае прекращения деятельности, в частности по болезни, следует
учитывать положение постановления Кабинета Министров Украины от
24.04.2000 г. № 698 ( 698-2000-п ), которым утвержден Порядок
определения размера помощи в связи с временной нетрудоспособ-
ностью, беременностью и родами субъектам предпринимательской дея-
тельности - физическим лицам, избравшим упрощенную систему налого-
обложения. Размер помощи исчисляется исходя из среднемесячного
дохода, определяемого со среднемесячного размера единого налога
(без учета увеличения ставок единого налога на каждого наемного
работника или члена семьи) и процента суммы установленного размера
единого налога, перечисляемого в Фонд социального страхования, и
ставки сбора на обязательное социальное страхование. Учитывая
изложенное, в случае избрания физическим лицом - субъектом пред-
принимательской деятельности способа налогообложения своих дохо-
дов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности,
по единому налогу путем приобретения Свидетельства об уплате
единого налога и не подавшим в установленный Указом срок в госу-
дарственный налоговый орган заявление об отказе от применения
упрощенной системы налогообложения, а временно прекратившим пред-
принимательскую деятельность по каким-либо причинам, то оно обяза-
но продолжать придерживаться всех норм Указа, в частности уплачи-
вать ежемесячно единый налог в установленные сроки.
Плательщик единого налога не является плательщиком ряда нало-
гов и сборов (обязательных платежей) (ст. 6 Указа)
Остановимся на некоторых налогах и сборах (обязательных плате-
жах), вызывающих неоднозначное толкование, в частности, плате
(налоге) за землю и налоге на добавленную стоимость.
Взимание платы за землю в Украине осуществляется в соот-
ветствии с Законом Украины от 19.09.96 г. № 378/96-ВР "О плате за
землю" ( 378/96-ВР ) (с изменениями и дополнениями), ст. 2 которо-
го определено, что использование земли в Украине является платным.
Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной
платы за землю.
Статьей 5 этого же Закона определено, что объектом платы за
землю является земельный участок, переданный в собственность или
предоставленный в пользование, в том числе на условиях аренды.
Субъектами платы за землю (плательщиками) являются собственники
земли и землепользователи, в том числе арендаторы, то есть непос-
редственно те юридические или физические лица, которым земля пере-
дана в собственность или предоставлена в пользование, в том числе
на условиях аренды. Собственники земли и землепользователи, кроме
арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки,
предоставленные в аренду, уплачивается арендная плата.
Арендные отношения регулируются Законом Украины от 06.10.98 г.
№ 161-XIV "Об аренде земли", в соответствии с которым
арендодателями земли в Украине могут быть сельские, поселковые,
городские, районные советы и собственники земли (ст. 5 указанного
Закона). Договор аренды земли - это соглашение сторон о взаимных
обязательствах; определенных статьями 22-24 указанного Закона, в
соответствии с которыми арендодатель за плату передает арендатору
во владение и пользование земельный участок для хозяйственного
использования на обусловленный договором срок. Арендная плата за
землю - это платеж, внесенный арендатором арендодателю за пользо-
вание земельным участком.
В случае когда арендодателем является собственник земли, то
арендатор, заключив при этом договор на аренду земли с собственни-
ком, уплачивает собственнику арендную плату за землю, а собствен-
ник, в свою очередь, уплачивает на счет соответствующего совета,
на территории которого находится земельный участок, земельный
налог.
В случае когда арендодателем земли является соответствующий
местный совет, то арендатор, заключив с ним договор на аренду
земли, самостоятельно уплачивает арендную плату за землю на счет
соответствующего совета, на территории которого находится земель-
ный участок. При этом договор на аренду земли является основанием
для уплаты арендной платы за землю.
Статьей 6 Указа определено, что субъект малого предпринима-
тельства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком
платы (налога) за землю.
Учитывая сказанное, а также то, что размер, условия и сроки
внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению
сторон в договоре аренды между арендодателем и арендатором, как
определено законами Украины "О плате за землю" (ст. 19) и "Об
аренде земли" (ст. 19), субъекты малого предпринимательства, пере-
шедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от
арендной платы за землю,
Кроме того, в соответствии с п. 6 постановления Кабинета
Министров Украины от 16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении Указа
Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727" субъект малого пред-
принимательства, перешедший на упрощенную систему налогообложения
и не являющийся плательщиком земельного налога, освобождается от
его уплаты только за земельные участки, используемые им для осуще-
ствления предпринимательской деятельности. При передаче этих зе-
мельных участков под зданиями, сооружениями, их частями другим
субъектам, использующим, в свою очередь, их для осуществления сво-
ей предпринимательской деятельности, земельный налог уплачивается
ими на общих основаниях.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно ст.
6 Указа плательщик единого налога - физическое лицо не является
плательщиком этого налога.
Кабинет Министров Украины постановлением № 507 дал разъяснения
по этому вопросу, а именно: плательщиками налога на добавленную
стоимость имеют право быть также субъекты малого предпринима-
тельства - физические лица (п. 4). В случае если субъект малого
предпринимательства - физическое лицо принимает решение быть пла-
тельщиком налога на добавленную стоимость; на него распространяет-
ся действие Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
Действие Указа не распространяется:
на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе
физических лиц, на которых распространяется действие Закона Украи-
ны "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельнос-
ти" в части приобретения специального патента;
на физических лиц - субъектов предпринимательской деятельнос-
ти, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания
юридического лица и осуществляющих торговлю ликеро-водочными и
табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.
------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№ 06/01, стр. 47
[01.02.2001]
Зинаида Мороз, Елена Савченко
зам. нач., ст. гос. нал. инспектор Гл. управления ГНА Украины
------------------------------------------------------------------