УКРАЇНА
Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"
Ліцензія Аудиторської палати України
N 000580 серія АБ
04060, м.Київ-60, вул. О. Теліги,23 а
Тел.(044) 467-08-15
Возвратная финансовая помощь.
Что делать?
Не будем продолжать восклицанием "Кто виноват?!" этот
сакраментальный список. Мы давно уже не спрашиваем, по ком звонит
налоговый колокол, ибо знаем - он всегда звонит по каждому из нас.
Одиозное письмо ГНАУ "О налогообложении операций по получению
и возврату заемных средств" (в печати появлялось в двух
модификациях - N 878/6/15-1116 от 22.02.2000г. ( v0878225-00 ) и
N 1466/6/15-1116 от 23.03.2000г.) ( v1466225-00 ) вроде бы
окончательно лишило предприятия надежд на беспроцентную взаимную
помощь субъектов предпринимательской деятельности, которые в наше
трудное время нередко такой помощью спасают друг друга от
банкротства.
На защиту предприятий ринулся передовой отряд в составе
редакций журналов "Бухгалтер", "Экспресс-анализ", газеты
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" и др. Госкомитет Украины по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства Письмом от 4.08.2000г.
N 2-222/2717 ( v2717563-00 ) по-своему попытался тоже внести свою
лепту в благородное дело поддержки субъектов предпринимательской
деятельности.
Оставим в стороне правовые основы сделки по предоставлению
возвратной финансовой помощи. Ее правомочность подтверждена и ст.
374 Гражданского кодекса УССР, и ст. 21 Закона Украины "О
предприятиях в Украине" от 27.03.1991г. ( 887-12 ).
Остановимся на ее налоговом статусе. Мнение налоговой
администрации по поводу возникновения налогооблагаемого объекта в
случае получения предприятием финансовой помощи на возвратной
основе спровоцировано отсутствием упоминания о договоре займа на
возвратной основе в п.п. 7.9.1. Закона Украины "О налогообложении
прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ).
Однако при внимательном прочтении п.п. 4.1.6. вышеуказанного
Закона убеждаемся, что у налоговиков нет никаких оснований
включать финансовую помощь на возвратной основе в состав валовых
доходов, т.к. если бы законодатели хотели это сделать, то не
подчеркивали бы в этом подпункте, что именно безвозмездная
финансовая помощь является объектом налогообложения. Таким
образом, привлечение п.п. 4.1.6. в качестве аргумента в письмах
ГНАУ представляется неоправданным.
Теперь вернемся к п.п. 7.9.1. Почему же нет упоминания
финансовой помощи на возвратной основе в этом подпункте?
Да по той же причине. Ведь безвозмездная финансовая помощь
уже включена в п.п. 4.1.6., а относительно финансового кредита
сделана специальная оговорка об обязательности возврата основной
суммы долга, как условии не включения в валовые доходы.
Хочется обратить внимание на бухгалтерский учет возвратной
финансовой помощи (к налоговому учету отношения не имеет!).
В Инструкции N 139 "О порядке заполнении форм годовой
бухгалтерской отчетности", зарегистрированной в Минюсте Украины за
N 321 от 1.09.95г. ( z0321-95 ) финансовую помощь на возвратной
основе предлагалось учитывать на счете 95 "Другие заемные
средства", по балансу отражать в строках 510 и 610 соответственно
как краткосрочные (до 12-ти месяцев) и долгосрочные (более года)
заемные средства. После отмены этой Инструкции на основании
Приказа Минфина Украины N 39 от 25.02.2000г. ( z0161-00 ) в
вопросе отражения возвратной финансовой помощи следует
руководствоваться Инструкцией о применении Плана счетов
бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и
хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной
приказом Минфина Украины от 30.11.99г. N 291 и зарегистрированной
в Минюсте Украины 21.12.99г. за N 893/4186 ( z0893-99 ).
Инструкция N 291 обуславливает отражение финансовой помощи
на возвратной основе на счете 55 "Прочие долгосрочные
обязательства".
Значит, Минфин и Минюст Украины предполагает такую помощь на
долгосрочной основе.
Таким образом, финансовая возвратная помощь может быть сколь
угодно долгосрочной и не являться налогооблагаемым объектом.
Надеюсь, нас в этом поддержат и арбитражные суды.
Директор
АФ "Аналитик-Профит" Леви Е.Б.
28.09.2000