Не 101, а 1.
Штраф за нерегистрацию кредита, полученного от нерезидента
------------------------------------------------------------------
Иногда случается, что какая-нибудь фирма забывает зарегистри-
ровать в НБУ кредитный договор с нерезидентом. Когда налоговики
это обнаруживают, они тут же принимаются штрафовать забывчивую
фирму, причем сразу двумя штрафами: на 1% от суммы полученного
кредита (за его нерегистрацию) и на 100% от той же суммы (за осу-
ществление валютной операции без лицензии).
При этом работники ГНИ обычно свято уверены в правомерности
собственных действий. Да и как может быть иначе, если их старшие
товарищи в самом "Вестнике налоговой службы Украины" учат, что
штрафовать в такой ситуации нужно дважды? Еще и примерчики соот-
ветствующие приводят. {1}
Если проштрафившиеся склонны безоговорочно доверять опыту и
квалификации сотрудников налоговой службы, они покорно идут пере-
числять свой кредит на счета Казначейства. Те же, кто предпочитает
на слово налоговикам не верить,- обращаются к первоисточникам, то
есть к законодательству. Системное его изучение может дать очень
неплохие результаты.
Собственно, для того чтобы усомниться в законности притязаний
налоговиков, на наш взгляд, достаточно одной лишь ст. 61 Конститу-
ции (насчет того, что нельзя наказывать дважды за одно и то же).
Но поскольку некоторые наши чиновники заявляют, будто всё хо-
рошее, что есть в Конституции, - писано не для юрлиц, давайте
отвлечемся от Конституции и остановимся на процедуре регистрации
кредитов и мерах ответственности за отсутствие таковой.
По сей день в ст. 5 Декрета "О системе валютного регулирования
и валютного контроля" существует п/п. "в" п. 4, который требует
наличия индивидуальной лицензии при получении кредитов в иностран-
ной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установ-
ленные законодательством пределы. За нарушение этого правила ст.
16 Декрета предусматривает штраф в размере, эквивалентном сумме
полученных валютных ценностей.
В то же время Указ Президента от 27.06.99 г. № 734/99 "Об уре-
гулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в
иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций
за нарушение валютного законодательства" ( 734/99 ) предусмотрел
регистрацию кредитных контрактов (а не лицензирование валютных
кредитов {2}) и установил штраф за нарушение этих требований в
размере 1% от суммы полученного кредита.
Да и Нацбанк еще в 1997 году заменил лицензирование кредитов
их регистрацией "с целью создания резидентам Украины условий для
оперативного получения иностранных кредитов и осуществления проек-
тов за их счет". {3}
С тех пор отменены все ведомственные нормативы, касающиеся ли-
цензирования указанных операций. Соответственно, на практике никто
не требует лицензию у предприятий, получающих кредиты в инвалюте.
Ситуацию "лицензирование - регистрация" можно трактовать
двояко, но конечный результат в любом случае должен быть в пользу
заемщика.
Во-первых, можно утверждать, что с 1997 года операции по полу-
чению валютных кредитов лицензированию не подлежат вообще. Ведь в
существующем законодательстве не установлены сроки и суммы креди-
тов, для превышения которых требуется лицензия. А раз так, то
ничего не превышается, ничего не нарушается и, стало быть, не за
что штрафовать. {4}
Во-вторых, возможен и такой подход, что регистрация контрактов
есть разновидность или форма лицензирования валютных операций. Мы
сами склоняемся именно к такому пониманию перемен. Кстати, подоб-
ный подход к лицензирования лежит и в основе умозаключений работ-
ников налоговой службы. В упомянутой статье Ю. Беспалого содержит-
ся вывод о том, что "индивидуальная лицензия и регистрационное
свидетельство Нацбанка Украины - это один и тот же документ".
Но тогда и установленный Указом штраф за нерегистрацию конт-
ракта следует воспринимать как частный случай ответственности за
нарушение порядка лицензирования валютных операций.
Иными словами, существуют общий 100%-ный штраф за отсутствие
лицензии вообще и частный 1%-ный - только для того сектора лицен-
зирования, который касается получения кредитов в инвалюте. Пос-
кольку "президентский" штраф - более специальный, да и установлен
он позже, чем "декретный", нарушители должны платить только 1%.
А 100% налагаются за любое другое нарушение в сфере валютного
лицензирования. Например, за использование инвалюты в качестве
средства платежа на территории Украины при отсутствии лицензии на
данную операцию.
Некоторые специалисты утверждают, что нерадивые получатели
кредитов штрафуются сразу за два нарушения: за отсутствие ре-
гистрации и за отсутствие лицензии. Но если мы продолжим их мысль,
то без труда убедимся в ее ошибочности. Ведь из их логики следует,
что даже если субъект внешнеэкономической деятельности надлежащим
образом зарегистрировал договор, его все равно нужно оштрафовать
в размере 100% от суммы кредита. У него же нет бумаги с надписью
"лицензия"!. До таких "радикальных" выводов не додумались даже в
ГНАУ.
А то, что налоговики не разбираются в конкуренции общей и спе-
циальной норм права - это, в общем-то, понятно и простительно. Их
в институтах этому не учили. На то и существуют ушлые юристы, что-
бы время от времени поправлять этих в целом хороших и патриотично
настроенных людей.
{1} См., например, публикацию заместителя начальника Управле-
ния по контролю за валютными операциями ГНАУ Ю. Беспалого в
"Вестнике налоговой службы Украины" № 8/2000 на с. 15.
{2} Но если получение кредита сопряжено с совершением опера-
ций, лицензируемых в силу других подпунктов Декрета (например,
когда резидент с целью получения кредита открывает за рубежом бан-
ковский счет), то на эти операции нужна лицензия.
{3} См. постановление Правления НБУ от 07.05.97 г. № 144.
{4} Более подробно обоснование этой точки зрения см. в статье
А. Ефимова в "Бухгалтерии" № 38/2000 на с. 122-123.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 12/01, стр. 20
[01.04.2001]
Дмитрий Михайленко
------------------------------------------------------------------