Как отразить в бухгалтерском учете хлебоприемного предприятия
операции списания задолженности по уплате налогов и сборов
по состоянию на 1 мая 2000 года в связи с реформированием
сельскохозяйственных предприятий за предоставленные в 1996-
1999 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям займы, но
не возвращенные ими?
Как отразить суммы списанной задолженности по налогам и
сборам в финансовой отчетности?
* * *
В соответствии со ст. 2 Закона № 1565 ( 1565-14 ) списанию
подлежит задолженность заготовительных, перерабатывающих и обслу-
живающих предприятий по налогам в Государственный бюджет Украины,
а также по начисленным на них финансовым санкциям по состоянию на
1 мая 2000 года в связи с реформированием сельскохозяйственных
предприятий всех форм собственности в следующие субъекты хозяйст-
вования:
- частные (частно-арендные) предприятия;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- сельскохозяйственные кооперативы;
- другие субъекты хозяйствования.
Задолженность списывается на сумму займов, предоставленных в
1996-1999 годах в соответствии с решениями Правительства Украины
заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями
сельскохозяйственным товаропроизводителям на материально-техничес-
кие ресурсы и не возвращенных на момент реформирования.
ГНАУ утвержден Порядок № 225 ( z0294-00 ), согласно которому
органами государственной налоговой службы проводится списание
задолженности по уплате налогов и сборов налогоплательщиков по
состоянию на 1 мая 2000 года в связи с реформированием сельхоз-
предприятий.
В Приложениях к указанному Порядку приведен полный перечень
постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, согласно
которым в 1996-1999 годах сельскохозяйственным товаропроизводите-
лям предоставлялись займы (Приложение № 1). Перечень предприятий,
на которые распространяется действие положений Закона № 1565,
оформляется органом налоговой службы в установленной форме (Прило-
жение № 2). В указанный перечень включаются сельскохозяйственные
предприятия, в том числе и фермерские хозяйства, имеющие в соот-
ветствии с Государственным классификатором видов экономической
деятельности (КВЭД), утвержденным Приказом Государственного Коми-
тета стандартизации, метрологии и сертификации от 22.10.96 г. №
441 ( v0441217-96 ), следующие коды основной деятельности:
01.1-01.4 (01.11; 01.12; 01.13; 01.21; 01.22; 01.23; 01.24;
01.25; 01.30; 01.41; 01.42);
05.01; 05.2; 15.2.
Согласно пп. 3.2.2 Порядка № 225 для заготовительных, перера-
батывающих и обслуживающих предприятий, в частности, подлежат спи-
санию:
- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) в
части, надлежащей к зачислению в Государственный бюджет Украины;
- суммы всех видов пени, начисленные на них (кроме пени за
несвоевременные расчеты при осуществлении операций в сфере ВЭД),
надлежащие к зачислению в Государственный бюджет Украины;
- суммы всех видов штрафных и финансовых санкций по общегосу-
дарственным налогам и сборам, надлежащим к зачислению в Госу-
дарственный бюджет Украины.
Порядком № 225 определено, что для заготовительных, перераба-
тывающих и обслуживающих предприятий подлежат списанию налоги и
сборы только в сумме, эквивалентной потерям в связи с невозвраще-
нием займа. Сумма указанных потерь равна сумме налоговой задолжен-
ности, равной сумме невозвращенного сельхозпредприятиями займа, а
также сумме начисленных на эту задолженность пени и финансовых
санкций.
Необходимо обратить внимание, что Законом № 1565 предусмотрено
списание задолженности только по налогам в Государственный бюджет.
Порядком № 225, утвержденным ГНАУ, предусмотрено списание задол-
женности по общегосударственным налогам и сборам, подлежащим упла-
те в Госбюджет. Если включение сумм сборов и других обязательных
платежей (кроме налогов) в суммы списываемой задолженности и
является нарушением, то такое нарушение, по крайней мере, не
является нарушением со стороны налогоплательщика, т.к. решение о
списании налоговой задолженности принимается председателем (на-
чальником) органа налоговой службы.
В регистрах бухгалтерского учета хлебозаготовительных пред-
приятий операции предоставления натуральных семенных и фуражных
займов сельскохозяйственным товаропроизводителям отражались на
счете 41/6 "Товары, выданные в виде натуральных ссуд" (по старому
Плану счетов).
В случае, если сельхозтоваропроизводитель не поставил зерно в
счет госзаказа или не возвратил заем, в регистрах бухгалтерского
учета хлебозаготовительного предприятия до перехода на новый План
счетов отражалось сальдо по дебету счета 41/6 на сумму предостав-
ленного натурального семенного или фуражного займа.
Согласно Методическим рекомендациям по перенесению сальдо
сальдо по счету 41/6 Минфин рекомендует перенести на счет 27 "Про-
дукция сельскохозяйственного производства". Для обособления инфор-
мации о задолженности по натурально-семенным займам счет 27 целе-
сообразно дополнить субсчетом 271 "Натуральные ссуды".
Начисленные, но неуплаченные в Государственный бюджет налоги и
сборы в регистрах бухгалтерского учета отражаются по кредиту
субсчетов:
641 "Расчеты по налогам";
642 "Расчеты по обязательным платежам";
651 "По пенсионному обеспечению".
Необходимо подчеркнуть, что согласно Закону № 1565 для загото-
вительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий подлежат
списанию налоги, надлежащие к уплате в Государственный бюджет
Украины. Согласно п. 1 ст. 5 Закона о Госбюджете-2000 в Государст-
венный бюджет, в частности, зачисляются налоги и сборы (обязатель-
ные платежи):
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный сбор;
- ввозная пошлина;
- дивиденды, начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных
обществ, находящиеся в государственной собственности;
- плата за аренду государственного имущества;
- сбор в Государственный инновационный фонд;
- налог на прибыль предприятий (частично).
В 2000 г. в Государственный бюджет Украины также зачислялись
сборы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в слу-
чае осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности:
- покупки-продажи валют;
- торговли ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных
колец), платины и драгоценных камней;
- продажи легковых автомобилей;
- производства и импорта табачных изделий;
- операций покупки-продажи недвижимости;
- услуг сотовой мобильной связи.
Если учесть, что Законом № 1565 предусматривается списание
задолженности по налогам, уплачиваемым в Госбюджет, то к ним
относятся налог на добавленную стоимость и налог на прибыль пред-
приятий (частично).
Следует обратить внимание, что Приказом № 244 ( z0566-97 )
установлен порядок отражения в бухгалтерском учете списания и
реструктуризации задолженности по состоянию на 31.03.97 г. пред-
приятиям и организациям, определенным Законом № 314 ( 314/97-ВР ).
В соответствии с п. 2 Приказа № 244 суммы налоговой задолженности,
списанные в результате проведенных взаимозачетов с соответствующи-
ми бюджетами, в бухгалтерском учете отражались следующим образом:
|---|-------------------------|------------------------|
| № | | По старому Плану счетов|
|п/п| Содержание операции |------------|-----------|
| | | Д-т | К-т |
|---|-------------------------|------------|-----------|
| 1 |Списаны суммы налоговой | 68 | 96 |
| |задолженности в связи с | 96 | 46 |
| |невозвращением займа | 46 | 80 |
|---|-------------------------|------------|-----------|
Действие Закона № 314 распространялось на предприятия промыш-
ленности, связи, транспорта, сельскохозяйственного и строительного
комплексов, являющиеся плательщиками налогов и сборов (обяза-
тельных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, с
целью улучшения их финансового состояния и повышения платежеспо-
собности.
В отличие от 1997 года порядок списания задолженности по упла-
те налогов и сборов по состоянию на 1 мая 2000 года в связи с
реформированием сельскохозяйственных предприятий не установлен.
При отражении в бухгалтерском учете указанных операций необхо-
димо руководствоваться ПБУ и Инструкцией о применении Плана
счетов, вступившими в силу с 1 января 2000 года.
Рассмотрим отражение операций списания задолженности по нало-
гам и сборам у заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих
предприятий в счет погашения займов сельхозпроизводителям.
|---|----------------------|----------------|--------|-----------|
| № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |--------|-------| |-----|-----|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
| 1 |Списаны потери в связи| 944 | 271 | 750 | - | 750 |
| |с невозвращением займа| | | | | |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
| 2 |Зачтена задолженность |641, 642| 48 | 750 | - | - |
| |по налогам и сборам в |--------|-------|--------|-----|-----|
| |сумме, эквивалентной | 48 | 717 | 750 | 750 | - |
| |потерям (убыткам) | | | | | |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
| 4 |Отражен финансовый ре-| 791 | 944 | 750 | - | - |
| |зультат | 717 | 791 | 750 | | |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
Что касается включения сумм безнадежной задолженности в состав
валовых расходов и доходов, то по мнению налоговых служб (Письмо
Государственной налоговой администрации Украины от 30.06.99 г. №
3806/6/15-1216 ( v3806225-99 )), в соответствии с пп. 4.1.6 п. 4.1
ст. 4 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) определено, что валовой доход
включает доходы из других источников и от внереализационных опера-
ций, в том числе в виде сумм безвозвратной финансовой помощи,
полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, стоимости това-
ров (работ, услуг), бесплатно предоставленных налогоплательщику в
отчетном периоде, кроме сумм безвозвратной финансовой помощи и
бесплатных товаров (работ, услуг), предоставленным неприбыльным
организациям. Следовательно, сумма безнадежной кредиторской нало-
говой задолженности, погашенной за счет государственных средств,
должна быть включена в состав валовых доходов как доход от
внереализационных операций.
Невозвращенная дебиторская задолженность сельхозтоваропроизво-
дителя хлебозаготовительному предприятию регулируется пп. 5.2.8
п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли, которым установлено, что суммы без-
надежной задолженности с истекшим сроком исковой давности относят-
ся на валовые расходы. Однако, по мнению налогового органа (Письмо
Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2000 г. №
1900/6/15-1116 ( v1900225-00 )), суммы просроченной дебиторской
задолженности, возникшей до 1 июля 1997 года, не включаются в
состав валовых расходов и возмещаются за счет прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия. Хотя имеется достаточно оснований
считать такое мнение спорным, и на страницах бухгалтерских изданий
все еще ведется полемика по этому вопросу.
Согласно пп. 12.4.1 п. 12.4 ст. 12 Закона о прибыли в случае,
если дебитор в будущем полностью или частично погасит безнадежную
задолженность, предварительно отнесенную кредитором в состав вало-
вых расходов, то кредитор увеличивает валовой доход на сумму
компенсации, полученной от дебитора, в соответствующем налоговом
периоде.
Т.е. в случае возврата сумм задолженности сельхозтоваропроиз-
водителя по займам, включенным ранее в состав валовых расходов,
хлебозаготовительные предприятия включают указанные суммы в состав
валовых доходов.
Сумы налоговой задолженности, погашенной путем взаимозачета
бюджетных средств, в бухгалтерском учете рассматриваются как целе-
вое финансирование, полученное в качестве компенсации расходов
(или убытков), уже понесенных предприятием, которое в бухгал-
терском учете в соответствии с п. 19 ПБУ 15 "Доходы" признается
доходом предприятия.
В бухгалтерской финансовой отчетности сумма списанной задол-
женности по налогам и сборам отражается в Отчете о финансовых
результатах (форма № 2):
- в стр. 060 "Прочие операционные доходы" - сумма, отраженная
по субсчету 717 "Доход от списания кредиторской задолженности";
- в стр. 090 "Прочие операционные расходы" - потери, отражен-
ные на субсчете 944 "Сомнительные и безнадежные долги". В Балансе
(форма № 1) сумма проведенного взаимозачета отражается следующим
образом:
- в стр. 140 "Товары" уменьшится показатель на сумму погашен-
ной задолженности, т.к. уменьшится сальдо на субсчете 271;
- в стр. 550 "Текущие обязательства по расчетам с бюджетом", в
стр. 560 "Текущие обязательства по внебюджетным платежам"
уменьшится показатель на сумму погашенной задолженности по налогам
и сборам, т.к. уменьшится сальдо на субсчетах 641, 642;
- в стр. 570 "Расчеты по страхованию" уменьшится показатель на
сумму пенсионного сбора в случае осуществления отдельных видов
хозяйственных операций в соответствии с п.п. 4-9 ст. 2 Закона о
пенсионном сборе ( 400/97-ВР ).
------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 16/01, стр. 57
[23.04.2001]
Людмила Ильяш
бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------