Социальное страхование. Действие второе
------------------------------------------------------------------
Прошло более трех месяцев с момента вступления в силу новых
Законов о социальном страховании от временной нетрудоспособности и
на случай безработицы (№ 2240 ( 2240-14 ), № 1533 ( 1533-14 ) и
№ 2213 ( 2213-14 )). Кроме наивной уверенности в завтрашнем дне,
новинки социального страхования принесли с собой целый букет
неурегулированных вопросов, часть из которых была рассмотрена нами
в консультации "Социальное страхование или комбинация из трех за-
конов" (см. "ГлавБух" № 13/2001, стр. 53).
С горем пополам бухгалтеры отчитались преобразованным Фондам
за первый квартал текущего года, а на носу уже отчет за первое
полугодие. Что же изменилось за это время? Этому, а также другим
вопросам, затрагивающим наболевшую тему социального страхования,
посвящена данная консультация.
Акцентируем внимание читателей на том, что рассматриваемые на-
ми вопросы не касаются проблем государственного социального стра-
хования от несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания.
Оплата больничных листов
Для начала, пожалуй, расставим все точки над "і" относительно
обложения больничного пособия всеми необходимыми налогами и сбора-
ми. Итак, согласно пп. "а" п. 1 ст. 5 Декрета о подоходном налоге
( 13-92 ) суммы пособия по временной нетрудоспособности (кроме
пособия по беременности и родам), в т.ч. по уходу за больным ре-
бенком, включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, а
значит, являются также объектом для исчисления пенсионного сбора
(пп. 5.2.2 Инструкции № 4-6). Другими словами, из суммы "больнич-
ных" следует удерживать подоходный налог и сбор в Пенсионный
фонд в размере 1-5%. А вот начисление (32%) пенсионного сбора
производить не следует, исходя из нормы п. 1 ст. 2 Закона № 400
( 400/97-ВР ), т.к. эти выплаты не входят в структуру заработной
платы.
Кстати, отсутствие выплат по больничному листу в составе фонда
оплаты труда (Инструкция № 323 ( z0465-95 )) является также осно-
ванием для неначисления и неудержания взносов в Фонд социального
страхования по временной потере трудоспособности, в Фонд со-
циального страхования на случай безработицы и в Фонд социального
страхования от несчастных случаев.
Порядок оплаты больничных листов на предприятиях, работающих
по обычной и упрощенной системе учета и отчетности, а также у фи-
зических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, подроб-
но рассматривался нами в еженедельнике "ГлавБух" № 4/2001 (стр.
61-66) и повторяться нет необходимости. Вместе с тем следует
отметить, что в соответствии с положением ст. 53 Закона № 2240
( 2240-14 ) в расчете средней заработной платы (дохода) с целью
обеспечения пособием по временной нетрудоспособности учитываются
все виды доходов, но в границах предельной суммы месячной зара-
ботной платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы,
т.е. с 22.03.2001 г. в пределах 1600 грн. (Постановление № 225
( 225-2001-п )).
Раньше размер больничного пособия работника напрямую зависел
от его общего трудового стажа, определяемого согласно Постановле-
нию № 571 ( 571-98-п ). Однако ст. 2 Закона № 2240 введен новый
термин - страховой стаж, а ст. 37 определено его участие в исчис-
лении размера пособия. Понятие страхового стажа, естественно, от-
личается от своего предшественника - общего трудового стажа. Для
сравнения приводим оба определения:
--------------------------------+---------------------------------
Страховой стаж | Общий трудовой стаж
(согласно ст. 7 Закона № 2240) | (согласно п. 2 Правил № 1658)
--------------------------------+---------------------------------
Страховой стаж - это период | В общий трудовой стаж зачисляе-
(сумма периодов), на протяжении | тся время работы на условиях
которого лицо подлежит обще- | трудового договора (контракта)
обязательному государственному | на предприятиях, в учреждениях,
социальному страхованию в связи | организациях независимо от форм
с временной потерей трудоспособ-| собственности, вида деятельности
ности и расходами, обусловленны-| и отраслевой принадлежности или
ми рождением и погребением, и | другой работы, в течение которой
уплачивает или за него уплачи- | работник подлежал обязательному
ваются страховые взносы в Фонд | социальному страхованию, незави-
социального страхования по | симо от характера, длительности
временной потере трудоспособнос-| работы и длительности перерывов.
ти в порядке, установленном за- |
конодательством. |
--------------------------------|
В страховой стаж зачисляются |
периоды временной потери трудо- |
способности, пребывание в отпус-|
ке по беременности и родами и |
время пребывания застрахованного|
лица в отпуске по уходу за |
ребенком до достижения им трех- |
летнего возраста, а также перио-|
ды получения выплат по отдельным|
видам общеобязательного госу- |
дарственного социального страхо-|
вания, кроме пенсий всех видов. |
------------------------------------------------------------------
Исходя из нормы п. 2 ст. 7 Закона № 2240, предусматривающей,
что в страховой стаж зачисляется общий трудовой стаж лица, приме-
нявшийся до введения в действие этого Закона в порядке и на усло-
виях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее, оба
вышеприведенных понятия будут еще довольно долго применяться в
бухгалтерской практике.
Следующий немаловажный нюанс, на котором хотелось бы заост-
рить внимание, это порядок оплаты предприятиями (учреждениями,
организациями) первых пяти дней временной нетрудоспособности.
И здесь, естественно, нельзя не затронуть майский Порядок № 439
( 439-2001-п ) (см. ГлавБух" № 22/2001, стр. 13), в котором Каби-
нету Министров с первой же попытки удалось урегулировать большую
часть важнейших вопросов.
Правда, первым пунктом Порядка № 439 Правительство немного
подправило положение ст. 2 Закона № 2213 ( 2213-14 ), распростра-
нив его действие на физических лиц, использующих труд наемных ра-
ботников, но зато окончательно разрешило две важнейшие проблемы.
Проблема первая. В содержании п. 2 Закона № 2213 конкретно не
определено, какие дни временной нетрудоспособности должны оплачи-
ваться за счет средств предприятия. Первые пять рабочих или кален-
дарных дней?
Теперь, несмотря на небольшую туманность правительственного
изложения, ни у кого не возникает сомнения, что оплата "больнич-
ных" за счет средств предприятия производится за рабочие дни (в
соответствии с внутренним графиком работы), приходящиеся на первые
пять календарных дней временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка
№ 439). Оплата пособия по временной нетрудоспособности органами
социального страхования осуществляется застрахованным лицам начи-
ная с шестого календарного дня нетрудоспособности.
Для наглядности изобразим схематично распределение обязаннос-
тей по оплате временной нетрудоспособности на несложном примере.
Пример
Сотрудник предприятия, работающего в режиме обычной пятиднев-
ной рабочей недели проболел в мае 10 дней. Основанием для выплаты
ему пособия является больничный лист, выданный с 16.05.2001 г.
(среда) по 25.05.2001 г. (пятница) включительно.
------------------------------------------------------------------
Ср. 16.05. | Чт.| Пт.| Сб.| Bс.| Пн.| Вт.| Ср.| Чт.| Пт. 25.05.
------------------------------------------------------------------
Оплачивается предприя-| Не опла-| Оплачивается Фондом соцстраха
тием | чивается|
------------------------------------------------------------------
Итак, в нашей ситуации из пяти первых дней временной нетрудос-
пособности за счет предприятия будет оплачено только три рабочих
дня, а остальные пять рабочих дней оплачиваются за счет средств
органов социального страхования. Также считаем необходимым предос-
теречь Вас, уважаемый читатель, от возможных недоразумений, свя-
занных с переносом рабочих дней по рекомендации Кабинета Минист-
ров (например, Распоряжение № 138-р ( 138-2001-р )). Во избежание
неприятностей с органами социального страхования рекомендуем изме-
нения в графике рабочих дней оформлять приказом по предприятию и
начислять пособие, исходя из фактических рабочих дней, пришедшихся
на период временной нетрудоспособности.
Проблема вторая. Вправе ли предприятие отнести суммы пособия,
выплачиваемые своим работникам за первые пять дней временной нет-
рудоспособности, на валовые расходы?
На страницах нашего еженедельника ранее неоднократно приводи-
лись доводы о правомочности отнесения указанных выплат на валовые
расходы. Теперь, после того как наши предположения нашли свое
подтверждение в п. 7 Порядка № 439 (а в качестве основания указана
норма пп. 5.6.2 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли), данную проблему
можно считать закрытой. Что же касается бюджетных учреждений (ор-
ганизаций), то для них источником расходов на оплату первых пяти
дней временной нетрудоспособности своих работников будут средства
по коду экономической классификации 1120 "Начисления на заработную
плату".
О борьбе чиновников с "единоналожниками"
События, разворачивающиеся вокруг субъектов малого предприни-
мательства, работающих по упрощенной системе учета и налогообложе-
ния, в очередной раз демонстрируют чиновничью неприязнь к данной
категории налогоплательщиков. Ну не по душе пришлись страхователям
"упрощенцы"! А иначе чем можно объяснить поток писем и разъяснений
от Министерства труда и Фондов социального страхования, противоре-
чащих не только действующему законодательству, но и друг другу?
Неужели только целью сиюминутной выгоды?
Конечно, бесспорным является то, что все "упрощенцы" должны
быть зарегистрированы в трех новых Фондах (Фонде социального стра-
хования по временной потере трудоспособности, Фонде социального
страхования на случай безработицы и Фонде социального страхования
от несчастных случаев), а также отчитываться перед ними надлежащим
образом. Не оспаривается и обязанность "упрощенцев" удерживать из
заработной платы своих наемных работников страховые взносы, за
исключением "единоналожников" - частных предпринимателей (см.
консультацию "ЧП на едином налоге", опубликованную в еженедельнике
"ГлавБух" № 13/2001, стр. 63).
Но с доводами о необходимости начисления "единоналожниками"
взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудос-
пособности и Фонд социального страхования на случай безработицы
(2,5% и 2%) согласиться невозможно. Доказательства их несос-
тоятельности приводились нами в консультации "Социальное страхова-
ние или комбинация из трех законов" в разделе "О единоналожни-
ках".
Пожалуй, на сегодняшний день самым ярким документом из всех
разъяснений, касающихсянашего вопроса, является совместное письмо
Министерства труда и Госпредпринимательства (см. "ГлавБух" № 22/
2001, стр. 47). В целом оно представляет собой компромисс между
этими двумя организациями, но вряд ли облегчит участь "упрощен-
цам", поскольку носит рекомендательный характер. Хотя стоит отдать
должное его составителям. В письме прослеживается логический под-
ход к вопросу исчисления взносов отдельно по каждому виду упрощен-
ного налогообложения (по Указу № 727 ( 727/98 ), по Закону № 320
( 320-14 )).
Но авторы совместного письма узрели некие противоречия в
действующем законодательстве и Указе № 727 и призывают не приме-
нять к "единоналожникам" финансовые санкции и административные
штрафы до законодательного урегулирования порядка уплаты "упрощен-
цами" страховых взносов.
Однако Указ № 727 вступил в силу в порядке, предусмот-
ренном п. 4 р. XV "Переходные положения" Конституции Украины
( 254к/96-ВР ), в соотетствии с которым он действует до вступления
в силу Закона, принятого Верховной Радой Украины по этому вопросу.
Поэтому Указ № 727 в данное время имеет силу Закона и действует
безовсяких ограничений. Следовательно, упоминаемые в совместном
письме противоречия высосаны из пальца и никакие санкции, по наше-
му мнению, к "единоналожникам" не должны применяться изначально.
В заключение следует заметить, что разрешить создавшуюся си-
туацию мог бы Кабинет Министров, которому для этого предоставлены
специальные полномочия.
Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис-
пользованных в данной консультации:
1. Указ № 727 - Указ Президента Украины "Об упрощенно системе на-
логообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима-
тельства" от 03.07.98 г. № 727/98, в редакции Указа Президента
от 28.06.99 г. № 746/99.
2. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров Украины
"О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 с изме-
нениями и дополнениями.
3. Закон № 400 - Закон Украины "О сборе на обязательное госу-
дарственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР
с изменениями и дополнениями.
4. Закон № 320 - Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйствен-
ном налоге" от 17.12.98 г. № 320-XIV с изменениями и дополне-
ниями.
5. Закон № 1533 - Закон Украины "Об общеобязательном государствен-
ном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000
г. № 1533-III с изменениями и дополнениями.
6. Закон № 2240 - Закон Украины "Об общеобязательном государствен-
ном социальном страховании в связи с временной потерей трудос-
пособности и расходами, обусловленными рождением и погребением"
от 18.01.2001 г. № 2240-III.
7. Закон № 2213 - Закон Украины "О размере взносов на некоторые
виды общеобязательного государственного социального страхова-
ния" от 11.01.2001 г. № 2213-III.
8. Закон № 402 - Украины "О сборе на обязательное социальное стра-
хование" от 26.06.97 г. № 402/97-ВР с изменениями и дополне-
ниями (утратил силу).
9. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона от
22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
10. Постановление № 571 - постановление Кабинета Министров Украины
"Об исчислении размера пособия по временной нетрудоспособнос-
ти" от 27.04.98 г. № 571.
11. Постановление № 225 - постановление Кабинета Министров Украины
"О максимальной величине фактических расходов на оплату труда
наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), сово-
купного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной
платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в
социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225.
12. Порядок № 439 - Порядок оплаты первых пяти дней временной нет-
рудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связан-
ной с несчастным случаем на производстве, за счет средств
предприятия, учреждения, организации, утвержденный постановле-
нием Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 439.
13. Правила № 1658 - Правила исчисления общего трудового стажа для
назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности,
утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от
19.10.98 г. № 1658, с изменениями и дополнениями.
14. Распоряжение № 138-р - распоряжение Кабинета Министров Украины
"О перенесении рабочих дней в 2001 году" от 14.04.2001 г.
№ 138-р.
15. Инструкция № 323 - Инструкция по статистике заработной платы,
утвержденная приказом Министерства статистики Украины от
11.12.95 г. № 323.
16. Совместное письмо - совместное письмо Министерства труда и
социальной политики Украины, Государственного комитета Украины
по вопросам регуляторний политики и предпринимательства от
20.04.2001 г. № 03-3/1808-020-1, от 12.04.2001 г. № 1-531/
2481.
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№24/01, стр. 67
[18.06.2001]
Геннадий Воробьев
Гл. редактор журнала "ГлавБух. Нормативные акты"
------------------------------------------------------------------