Предприятие является плательщиком единого налога с 1999 года
(ставка 6%). Просим дать ответ на следующие вопросы:
1. Начисляется ли единый налог на возвратную финансовую по-
мощь?
2. На сегодняшний день на складе предприятия находится товар,
приобретенный еще в период, когда предприятие находилось на
обычной системе налогообложения. Товар устарел и не пользуется
спросом. Как можно сейчас списать такой товар и начисляется ли
единый налог на стоимость списанного товара?
* * *
Субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на упро-
щенную систему налогообложения, в своей деятельности должны руко-
водствоваться Указом Президента "Об упрощенной системе налогообло-
жения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от
28.06.1999 № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ).
Согласно п. 3 Указа субъект предпринимательской деятельности -
юридическое лицо, перешедшее на упрощенную систему налогообложе-
ния, учета и отчетности имеет право самостоятельно выбирать одну
из ставок единого налога. Одной из указанных в Указе ставок яв-
ляется 6% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ,
услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добав-
ленную стоимость в соответствии с Законом Украины "О налоге на до-
бавленную стоимость". Под "выручкой от реализации" в Указе пони-
мается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской
деятельности на расчетный счет или (и) кассу за осуществление опе-
раций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).
Гражданские отношения в Украине регулируются Гражданским ко-
дексом Украины (ГКУ) ( 1540-06 ). Ст. 224 ГКУ установлено, что по
договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в
собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество
и уплатить за него определенную денежную сумму. Отношения по дого-
вору займа в ГКУ регулируются отдельной статьей. Согласно ст. 374
по договору займа одна сторона (заимодавец) передает другой сторо-
не (заемщику) в собственность (в оперативное управление) деньги
или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется
возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество
вещей того же рода и качества.
В соответствии с п. 4 Указа форма книги учета доходов и расхо-
дов, подлежащих налогообложению в соответствии с Указом, и порядок
ее ведения субъектами малого предпринимательства, применяющими
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавли-
ваются Государственной налоговой администрацией Украины. Согласно
разработанному ГНАУ Порядку ведения книги учета доходов и расходов
субъекта малого предпринимательства - юридического лица, приме-
няющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности
от 13.10.1998 г. № 477 ( z0689-98 ) в графе 3 "Сумма выручки от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) "отражается сумма до-
ходов, полученных от производства и продажи продукции (товаров,
работ, услуг). В графе 5 "Внереализационные доходы и выручка от
прочей реализации" согласно Порядку отражаются суммы, фактически
полученные субъектом предпринимательской деятельности на расчетный
счет и в кассу от прочих операций (финансовый результат от продажи
ценных бумаг, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, мате-
риалов, товаров, арендная плата, проценты, денежные средства, по-
лученные в виде безвозвратной финансовой помощи, кредиторская за-
долженность, по которой истек срок исковой давности, а также диви-
денды, если они не были обложены налогом у источника выплаты в
соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли пред-
приятий").
Следовательно, ни Указом Президента, ни Порядком ведения книги
учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства -
юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложе-
ния, учета и отчетности, не предусмотрено включение в базу обложе-
ния единым налогом сумм возвратной финансовой помощи.
Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетнос-
ти" от 16.07.99 г. № 996 ( 996-14 ) установлено, что основанием
для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные
документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций.
Таким образом, бухгалтеру для списания устаревших и не пользующих-
ся спросом товаров необходимо иметь первичный документ. Таким
документом может являться акт на списание устаревших и не пользую-
щихся спросом товаров, составленный членами комиссии, назначенной
руководителем предприятия и утвержденный руководителем предприя-
тия.
При определении налоговых обязательств и налогового кредита
предприятия, перешедшие на уплату единого налога - плательщики
НДС, продолжают руководствоваться нормами Закона Украины "О налоге
на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. Согласно
п.п. 7.4.1 указанного Закона налоговый кредит состоит из сумм
налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога в отчетном
периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость
которых относится к составу валовых издержек производства (обраще-
ния). Пункт 1.10 Закона Украины "О налоге на добавленную стои-
мость" уточняет, что валовые издержки производства (обращения)
понимаются в значении, определенном Законом Украины "О налогообло-
жении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
В соответствии с п. 5.1 Закона Украины "О налогообложении при-
были предприятий" валовые издержки производства (обращения) - сум-
ма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или
нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости
товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) та-
ким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собст-
венной хозяйственной деятельности. Определение хозяйственной дея-
тельности также дано в Законе Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" - это любая деятельность, направленная на получение
дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.
Осуществление операции по списанию устаревших и не пользующих-
ся спросом товаров не направлено на получение дохода. Следова-
тельно, стоимость таких товаров не может относиться к составу ва-
ловых издержек производства (обращения), а, значит, право пред-
приятия на налоговый кредит по НДС, начисленный (уплаченный) при
приобретении таких товаров, - под сомнением.
С учетом вышесказанного рекомендуем предприятию откорректиро-
вать в сторону уменьшения налоговый кредит в том отчетном периоде,
в котором будет происходить списание устаревших и не пользующихся
спросом товаров.
Операцию по списанию товаров в бухгалтерском учете предлагаем
отразить следующими проводками:
==================+==================+============================
Дебет счета | Кредит счета | Содержание операции
==================+==================+============================
-641 | -281 | Методом "сторно" уменьшает-
"Расчеты по нало- | "Товары на скла- | ся налоговый кредит по НДС
гам" субсчет | де" |
"Расчеты по НДС" | |
------------------+------------------+----------------------------
84 | 281 | Списана стоимость устарев-
"Прочие операцион-| "Товары на скла- | ших и не пользующихся спро-
ные расходы" | де" | сом товаров (с НДС)
------------------+------------------+----------------------------
791 | 84 | Отражен финансовый резуль-
"Результат основ- | "Прочие опера- | тат
ной деятельности" | ционные расходы" |
------------------------------------------------------------------
Как уже было сказано выше, объектом обложения единым налогом
является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Следовательно, стоимость списанных товаров не увеличит сумму еди-
ного налога, начисленную в том отчетном периоде, в котором
произойдет списание.
------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№25/01, стр. 52
[06.07.2001]
Л. Разгонова, О. Рубитель
Директор, эксперт
------------------------------------------------------------------