Денежный перевод - дело тонкое
-------------------------------------------------------------------
Особенно сегодня и особенно у нас в Украине...
В этом недавно убедились клиенты банка "Украина", подавшие в
свой банк расчетные документы на перечисление платежей в бюджет.
Банк их документы к исполнению принял, а вот провести операции по
перечислению денежных средств со своего корсчета в бюджет не
успел.
И остались у клиентов банка на руках расчетные документы с
отметкой банка об исполнении и большие проблемы с ГНА, в которую
эти платежи не поступили. Налоговики предлагают решить возникшую
проблему очень просто, правда, только для себя. Они предлагают
плательщикам - клиентам банка "Украина" обратиться в банк или
теперь уже к его ликвидатору с претензией, а тем временем уплатить
в бюджет платежи еще раз, но уже через другой банк. Но поддаваться
на уговоры ГНА категорически не стоит. Ведь на стороне клиентов
банка "Украина" наше украинское законодательство.
Поэтому давайте сначала разберемся с самим понятием денежного
перевода и его составляющих. Здесь нам очень пригодится новый
Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине" №
2346-III от 05.04.2001 г. ( 2346-14 ) (далее - Закон), вступивший
в силу с 16.05.2001 г., т. е. за два месяца до дня банкротства
банка "Украина". В статье этого Закона дано подробное толкование
таких понятий как расчетный документ, инициатор, перевод денег,
документ на перевод.
Все эти понятия нужны нам для рассмотрения нашей ситуации с
точки зрения закона.
Расчетный документ - документ на перевод денег, который ис-
пользуется для инициирования перевода со счета плательщика на счет
получателя.
Инициатор - лицо, которое на законных основаниях инициирует
перевод денег путем формирования и подачи соответствующего доку-
мента на перевод или использование специального платежного
средства.
Перевод денег - движение определенной суммы денежных средств с
целью их зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной
форме.
Документ на перевод - электронный или бумажный документ,
который используется банками, их клиентами, клиринговыми, эквай-
ринговыми учреждениями или другими учреждениями - членами платеж-
ной системы для передачи поручений на перевод денег.
А теперь обратимся к нормам статьи 22 раздела IV Закона,
дающей подробное описание инициирования денежного перевода при
помощи расчетных документов. В соответствии с п. 22.3 ст. 22 Зако-
на расчетные документы, кроме платежных требований - поручений,
должны подаваться инициатором в обслуживающий его банк.
А теперь наступает черед самой важной для клиентов банка нормы
этого Закона. В соответствии с п. 22.4 ст. 22 раздела IV Закона
"при использовании расчетного документа инициирование перевода
считается завершенным с момента принятия банком плательщика рас-
четного документа на исполнение. Банки должны обеспечить фиксиро-
вание даты принятия расчетного документа на исполнение".
Таким образом, с момента получения клиентом банка "Украина"
расчетного документа с отметкой банка о принятии на исполнение,
инициирование перевода считается полностью завершенным и за его
дальнейшую судьбу несет ответственность банк. И это правильно,
ведь в соответствии с п. 22.9 ст. 22 Закона банк исполняет расчет-
ные документы исключительно в пределах остатка средств на счету
плательщика. То есть ваш перевод только за ваши деньги.
В соответствии с изложенным клиент банка после получения
заверенных банком расчетных документов на перечисление платежей в
бюджет может считать свои налоговые обязательства исполненными.
Все это хорошо, но у ГНА есть нехорошая привычка прислуши-
ваться только к нормам законов о налогообложении.
Что ж, давайте теперь обратимся и к этим законам. Для начала
рассмотрим ситуацию с точки зрения Закона Украины "О поряд-
ке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами
и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) № 2181-III от
21.12.2000 г. В статье 16 этого закона есть пункт 16.5, регламен-
тирующий ответственность банков.
Так вот, в соответствии с пп. 16.5.1 п. 16.5 за нарушение
сроков зачисления платежей в бюджет по вине банка, установленных
законодательством, этот банк уплачивает пеню.
При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за
несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджет.
Днем предоставления в учреждения банков платежных поручений по
всем видам платежей в соответствии с пп. 16.5.2 п. 16.5 ст. 16
считается день его регистрации в банке.
И наконец обратим внимание на нормы Закона Украины "О внесении
изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" № 320-XIV от
17.12.1998 г. ( 320-14 ). Статья 12 этого закона имеет недвусмыс-
ленное название - "Обязанности банков и других финансово-кредитных
учреждений". В соответствии с п. 2 этой статьи банки и другие
финансово-кредитные учреждения исполняют поручения плательщиков
налогов в госбюджет Украины и местные бюджеты в установленные
законами Украины сроки. Обратите внимание, речь идет об обязаннос-
ти именно банков, а не налогоплательщика.
Таким образом, исходя из аргументации трех законов Украины, на
сегодняшний день у клиентов банка "Украина" нет никаких неиспол-
ненных обязательств перед бюджетом, если у них на руках имеются
расчетные документы с отметкой банка о принятии платежей. А уж как
получить теперь эти платежи в бюджет - это проблема ГНА, НБУ и
ликвидатора банка "Украина", а вовсе не налогоплательщика. И
давайте не будем перекладывать проблемы с больной головы на здоро-
вую.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", тел. (044) 442-85-18, 442-86-87
№ 31/01, стр. 36
[17.08.2001]
М. Сергеев
------------------------------------------------------------------