УКРАЇНА
Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"
Ліцензія Аудиторської палати України
N 000580 серія АБ
04060, м.Київ-60, вул. О. Теліги,23 а
Тел.(044) 467-08-15
Осторожно, РРО!
Неоднозначность трактовки п. 1) ст. 9 Закона Украины
"О применении регистров расчетных операций в сфере торговли,
общественного питания и услуг" N 265/95-ВР ( 265/95-ВР ) от
06.07.1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на
01.01.2001 г.) порождает неуверенность предприятий относительно
правильности ведения ими хозяйственной деятельности.
Оно и понятно. Ведь ошибка, связанная с неприменением РРО в
том или ином случае, влечет за собой штрафные санкции,
предусмотренные статьей 17 п. 1 вышеназванного Закона
( 265/95-ВР ) в пятикратном размере от принятой наличными суммы
оплаты за товары, работы, услуги.
И вот тут скрещиваются шпаги при определении операций,
требующих применения РРО.
П. 1) ст. 9 регламентирует, что РРО не применяется в случае
торговли продукцией собственного производства предприятиями,
организациями и учреждениями всех форм собственности, кроме
предприятий торговли, общественного питания и услуг за наличные
денежные средства в случае надлежащим образом оформленными
документами, заверенными подписями и печатями.
В этом пункте есть два момента, на которые следует обратить
внимание.
Во-первых, что означает понятие "продукция собственного
производства"?
Во-вторых, что означает понятие "предприятие услуг"?
Законодательство дает различные определения понятия
"продукция".
Закон Украины "О рекламе" N 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) от
03.07.1996 г. в ст. 1 дает понятие "продукции" как товары, работы,
услуги, ценные бумаги.
Закон Украины "О подтверждении соответствия" N 2406-III
( 2406-14 ) от 17.05.2001 г. ст. 1 определяет, что "продукция -
какое-либо изделие, процесс или услуга, которая изготавливается
или осуществляется для удовлетворения общественных потребностей".
Таким образом, в понятие "продукция" входит понятие "услуга".
А услуга, кстати, не может быть несобственного производства по
определению.
С предприятиями торговли и общественного питания вроде бы все
ясно. А что такое "предприятие услуг"? законодательство ответа на
этот вопрос не дает. Ведь понятие "услуга" и "предприятие услуг"
не могут идентифицироваться.
Для определения "предприятия услуг" необходимо, прежде всего,
установить, во-первых, что на данном предприятии является
"работой" и что "услугой", а во-вторых, соотношение работ и услуг,
выполняемых на каждом конкретном предприятии.
Законодательство Украины дает, например, такое определение
понятия "работа":
"Работа - какая-либо производственная, научно-
исследовательская, проектная, конструкторская и другая аналогичная
деятельность, кроме связанной со строительством новых объектов и
зданий, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением
действующих предприятий, капитальным ремонтом объектов и зданий,
реставрацией памятников архитектуры и градостроения".
(Постановление КМУ от 28.06.1997 г. N 694 ( 694-97-п ) "Об
организации и проведении торгов (тендеров) в сфере государственных
закупок товаров (работ, услуг)".
А услуги, согласно вышеназванному Постановлению, - это "любой
объект закупки, не являющийся товаром либо работой".
В тоже время различные консультации специалистов, в том числе
ГНАУ и Госкомпредпринимательства, пытаются связать необходимость
применения РРО с наличием у предприятий статистических кодов,
соответствующих перечню видов экономической деятельности (в
соответствии с Государственным классификатором видов экономической
деятельности ДК 009-96 и основанном на нем ДК 016-97 -
Государственном классификаторе продукции и услуг).
Однако, и здесь не все однозначно.
Обычно в учредительных документах предприятий имеется фраза,
что предприятия ведут любые виды деятельности, не запрещенные
законодательством. А органы статистики по техническим причинам не
могут присваивать предприятиям более шести кодов видов
экономической деятельности, ограничивая их количество такими
видами деятельности, которые имеют наибольший удельный вес в
образовании добавленной стоимости на предприятии.
В результате, побочные услуги, как виды экономической
деятельности предприятия, могут и не получить отражение в справках
о внесении в единый государственный реестр предприятий и
организаций Украины.
Кроме того, в некоторых справках сохранились еще коды "Общей
классификации областей народного хозяйства" (ЗКГНГ), утвержденной
Приказом Минстата Украины от 24.01.1994 г. N 21 ( v0021202-94 ) и
отмененной в связи с ведением КВЭДа Приказом Госстандарта
Украины от 22.10.1996 г. N 441 ( v0441217-96 ) с обязательной к
применению таблицей соответствия кодов ЗКГНГ кодам КВЭДа.
Не смотря на это, Государственный комитет по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства в своем письме от
28.04.2001 г. N 2-222/2911 ( v2911563-01 ) за подписью Первого
заместителя Председателя В. Загороднего ошибочно отнес аудиторскую
деятельность с кодом ЗКГНГ 84400 как "Общей коммерческой
деятельности по обеспечению функционирования рынка (84000)" к
аналогичным кодам КВЭДа.
В то же время, по кодам соответствия код ЗКГНГ 84400
"Аудиторська діяльність" соответствует коду КВЭДа 67.13.9 "інші
види допоміжної діяльності у сфері фінансів" (секция J) и 74.12.0
"Діяльність у сфері бухгалтерського обліку" (секция К).
А, например, в справке, выданной нашей аудиторской фирме органами
статистики, стоит только вид деятельности по КВЭДу 74.12.0.
Следует заметить, что в соответствии с Постановлением
Кабинета Министров Украины N 326 от 4.05.1993 г. "О концепции
построения национальной статистики Украины и Государственной
программы перехода на международную систему учета и статистики"
( 326-93-п ), Госкомстатом Украины разработана, но законодательно
не утверждена, "Структура сферы услуг", в которой Перечень видов
экономической деятельности (в соответствии с КВЭДом),
обеспечивающие реализацию услуг, включают секции КВЭДа с G по Q
(т.е. G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q). Но "услуга" и "сфера
услуг" не одно и тоже. Предприятие может относится к сфере
производства, например тракторов, а в качестве побочной
деятельности оказывать услуги фермерам в ремонте отдельных частей
тракторов. Такое предприятие не может относиться к "предприятиям
услуг". Следует отметить еще одно несоответствие.
Согласно КВЭДу научно-исследовательские и проектные
разработки относятся к разделу 73 секции К, что в соответствии
разрабатываемой Госкомстатом Структуры сферы услуг относится к
услугам, а согласно Постановлению КМУ N 694 от 28.06.1997 г.
( 694-97-п ), о котором речь шла выше, указанная деятельность
относится к понятию "работа".
И если при аудиторской деятельности по оказанию услуг (но не
предприятию услуг!) не имеет значения, к какой секции ее отнесли
органы статистики - к J или К, то другое письмо
Госкомпредпринимательства N 5-532/3204 от 17.05.2001 г.
( v3204563-01 ) "Относительно требований Государственной налоговой
инспекции относительно применения регистров расчетных операций",
вызывает принципиальное возражение.
В нем ведется речь о необходимости применения РРО при
предоставлении услуг по ксерокопированию. В этом случае нарушается
логика отнесения к услугам как виду экономической деятельности в
соответствии с КВЭДом. В письме Госпредпринимательство уже не
делает попытку связать услуги по ксерокопированию с КВЭДом, т. к.
в последнем эта услуга относится к подсекции DE секции D (класс
22.22, подкласс 22.22.0) как "изготовление печатной продукции на
фотокопировальном оборудовании".
Прием платных объявлений для печати способом полиграфии, в
том числе и рекламных, следуя кодам КВЭДа, также не относится у
сфере услуг, потому что соответствует подклассу 22.22.0.
Я думаю, этот момент должен заинтересовать печатные СМИ.
ГНАУ в своих разъяснениях относительно применения РРО на
стр. 39 "Вестника налоговой службы Украины" N 33'2001 тоже
приложила усилия для систематизации этого вопроса. Но, к
сожалению, и в разъяснениях ГНАУ также, как и в разъяснениях
Госпредпринимательства, отсутствует логика, а именно:
ГНАУ считает, что платные стоматологические услуги должны
осуществляться с применением РРО, т. к. имеют код КВЭДа 85.13
"Стоматологическая практика" (секция N), а охранные услуги (код
КВЭДа 75.24.1 секции L) могут осуществляться с применением любых
расчетных документов, т. е. без применения РРО. Но и секция N и
секция L КВЭДа относятся к услугам.
В общем, и ГНАУ и Госпредпринимательство, не имея в своем
распоряжении четких законодательных норм, исходят из предпосылки:
"Кого хочу - помилую, кого хочу - казню".
Итак, резюмируя:
1) продукция собственного производства включает в себя и
услуги, которые всегда собственного производства;
2) законодательного определения понятия "предприятие услуг"
на сегодняшний день не имеется;
3) попытка связать понятие "предприятие услуг" с перечнем
видов экономической деятельности, обеспечивающей реализацию
услуг, в соответствии с КВЭДом на сегодняшний день
нелегитимна, т. к. Структура сферы услуг, разрабатываемая в
соответствии с Постановлением КМУ N 326 от 4.05.1993 г.
( 326-93-п ) находится в стадии обсуждения и законодательно
не утверждена.
Это порождает несистемный подход к разного рода услугам и
неубедительность в требованиях к применению РРО в том или
ином случае.
А налогоплательщикам остается только бдить и грамотно
отстаивать свои права.
Директор
АФ "Аналитик-Профит" Е.Б.Леви