Налоговый учет МБП на предприятии с юридической
точки зрения - а существует ли проблема?
------------------------------------------------------------------
До настоящего времени в бухгалтерской прессе не утихают жаркие
дискуссии о том, как правильно предприятию оприходовать, учесть и
списать так называемые малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
в налоговом учете. Причем речь идет именно о налоговом учете, так
как в бухгалтерском учете нормы П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) и П(С)БУ 9
( z0751-99 ) дают предприятиям достаточно широкие возможности в
выборе учетной политики в этом вопросе.
Давайте попытаемся взглянуть на проблемы налогового учета у
предприятия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) с
точки зрения правовых норм.
Для этого вначале обратимся к той единственной норме, которая
до февраля 2000 года регулировала оприходование, учет и списание
малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Речь идет о подпункте
8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее - Закон), в
соответствии с которым:
"Под термином "основные фонды" следует понимать материальные
ценности, используемые в хозяйственной деятельности
плательщика налога в течение периода, который не превышает
365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких
материальных ценностей, и стоимость которых постепенно
уменьшается в связи с физическим или моральным износом.
Эта статья не регулирует порядок отнесения на расходы
производства (обращения) плательщика налога расходов на
приобретение материальных ценностей, отнесенных согласно
решению Кабинета Министров Украины к категории малоценных и
быстроизнашивающихся предметов".
Теперь давайте вникнем в юридический смысл данной нормы.
Во-первых, в Законе дано четкое указание на то, что его нормы
вообще не регулируют отнесение материальных ценностей у
налогоплательщика к МБП. То есть утверждения о том, что к МБП
необходимо относить все предметы, имеющие срок использования не
более 365 календарных дней, с юридической точки зрения неверно. С
юридической точки зрения с таким же успехом к вопросу МБП можно
попробовать привязать любую другую статью Закона. Во-вторых,
единственным юридически легитимным документом, ограничивающим
самостоятельность предпринимателей в вопросе с МБП, на который
содержится отсылочная норма в Законе, является решение Кабинета
Министров Украины. В данном случае речь идет о постановлении
Кабинета Министров Украины № 250 ( 250-93-п ) от 03.04.93 г.,
которым утверждено положение об организации бухгалтерского
учета и отчетности в Украине. Пунктом 47 данного положения и
регулировалось отнесение материальных активов к категории
малоценных и быстроизнашивающихся. Это постановление утратило
силу согласно перечню утративших силу постановлений Кабинета
Министров Украины, имеющемуся в постановлении Кабмина "Об
утверждении порядка предоставления финансовой отчетности" № 419
( 419-2000-п ) от 28.02.2000 г.
Поскольку в Законе имеется ссылка только на действующее
решение Кабмина и не закреплена норма, согласно которой именно
Кабинет Министров должен определять порядок отнесения на расходы
налогоплательщика МБП, можно прийти к юридически обоснованному
выводу о том, что с момента отмены того решения Кабинета
Министров, к которому отсылал нас Закон, налогоплательщик имеет
право самостоятельно определять порядок отнесения на расходы МБП.
Причем, совсем не обязательно ограничивать себя временными рамками
в 365 дней.
Конечно, такой порядок должен быть соответствующим образом
разработан и утвержден приказом по предприятию. При этом
предприятие руководствуется действующим на сегодняшний день
налоговым законодательством и правовой нормой, позволяющей
предпринимать действия, напрямую не запрещенные законами.
При таком юридическом подходе к проблеме МБП не легитимным
является и письмо ГНАУ "Об отражении в налоговом учете расходов на
приобретение малоценных предметов" № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 )
от 12.01.2001 года, так как оно содержит временные ограничения в
365 дней при отнесении материальных ценностей к МБП. Как мы уже
выяснили, такое ограничение на сегодняшний день не правомерно.
Конечно, разрабатывать и применять на предприятии
вышеизложенные юридические нормы, следует имея
высококвалифицированную юридическую службу или сотрудничая с
квалифицированными аудиторами, так как доказать нашим налоговым
органам юридические нормы, как правило, совсем непросто.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№36/01, стр. 38
[21.09.2001]
М. Стрельников
------------------------------------------------------------------