Преступление и наказание

(то есть и то, и другое - по одному,  вследствие чего за нарушение
          с наличностью сразу два штрафа быть не может)

------------------------------------------------------------------

    Опишем реальный случай. В один из магазинов нашей Родины явил-
ся  покупатель и изъявил желание купить некий  товар  на  сумму  5
тыс. грн.  Обалдевший от такого счастья продавец бросился обслужи-
вать дорогого клиента, отпустил ему товар и принял  деньги,  но  в
радостной суете забыл выдать чек РРО, хотя деньги честно положил в
кассовый ящик.  Однако покупатель, подождав некоторое время, вдруг
предъявил свое удостоверение и сообщил, что радость продавца  была
преждевременной: закупка - контрольная.
    После чего состоялась проверка использования РРО, в ходе кото-
рой в кассовом ящике РРО обнаружилось (помимо  тех  злополучных  5
тыс. грн.) несоответствие еще на 2 тыс. грн.  Результатом проверки
стал акт, согласно которому:

   1) за нарушение п. 1 и 2 ст. 3 Закона "О применении регистрато-
ров расчетных операций в сфере торговли, общественного  питания  и
услуг" {1} (непроведение расчетной операции и  невыдача  кассового
чека покупателю) к  предприятию  применена  финансовая  санкция  в
5-кратном размере стоимости проданных товаров на  основании  п.  1
ст. 17 Закона - в сумме 25 тыс. грн.;

    2) за нарушение п. 13 ст. 3 Закона к предприятию также  приме-
нена  финсанкция в 5-кратном размере суммы,  на  которую  выявлено
несоответствие  наличных  средств  на  месте  проведения  расчетов
сумме, указанной в ежедневном отчете, на основании ст. 22 Закона -
в сумме 35 тыс. грн.

    Причем последняя сумма (35 тыс. грн.) возникла из-за того, что
налоговики применили 5-кратный штраф к сумме несоответствия 7 тыс.
грн. (5 тыс. + 2 тыс.).
    Как  видим,  налоговым  виртуозам  удалось  дважды    наказать
предприятие за неоприходование 5 тыс. грн.: и как за  непроведение
операции через РРО, и как за  несоответствие  суммы  наличности  в
кассе.
    А теперь вопрос: следует ли предприятию смириться с такими по-
терями? Мы бы выбрасывать белый флаг не  спешили.  Ну,  против  25
тыс., понятное дело, особо не повозражаешь.  А вот 35 тыс.  вполне
можно оспорить.  Мы бы, например, постарались доказать,  что  этот
штраф (за несоответствие суммы наличности) должен  применяться  из
расчета 5 x 2 тыс. грн., то есть в сумме 10 тыс. грн.
    Как же следует свое несогласие аргументировать?
    По нашему мнению, штрафная санкция за несоответствие  суммы  в
кассе ежедневному отчету (ст. 22 Закона) применяется только в  том
случае, если к субъекту на данную сумму не были применены  санкции
по ст. 17.
    Эта версия объясняется нами так: при обнаружении в РРО излишка
сумм налоговики, как известно, не  всегда  могут  выяснить,  каким
образом деньги попали в кассу.  Например,  это у них не получится,
если контрольная провокация (простите,  закупка)  не  удалась,  то
есть проверяющему выдали совершенно правильный чек. В таком случае
инспектор не может доказать, что излишек денег образовался за счет
непроведения расчетной операции через РРО.  Ведь  любой  кассир  в
этой ситуации заявит, что деньги - его личные и что он в нарушение
правил положил их временно в кассу.  Значит, оштрафовать предприя-
тие на  этом  основании  не удастся,  поэтому  одной  лишь  ст. 17
налоговикам недостаточно.
    Во многом для того, чтобы  предупредить  возможность  подобных
уловок, и была введена норма ст. 22,  устанавливающая  ответствен-
ность за сам факт наличия излишка денег в кассе. Теперь, даже если
предприятие не будет поймано с поличным на  непроведении  операции
через РРО, все равно 5-кратный штраф неизбежен.
    При этом, однако, отменять ст. 17 не стали, так как одной  ст.
22  Закона тоже недостаточно.  Если бы в Законе не было ст. 17, то
в ситуации, когда продавец, не проведший деньги через РРО,  кладет
их не в кассовый ящик, а себе в карман, налоговикам не удалось  бы
привлечь предприятие  к  ответственности:  ведь  никакого  несоот-
ветствия наличности в кассе попросту не будет.  Так что  в  Законе
нужны обе статьи.
    Просто штраф по ст. 22 - субсидиарен {2} и применяется  только
на  разницу между суммой  излишка и суммой, попавшей под штраф  по
ст. 17. Такова, на наш взгляд, логика  законодателя,  принимавшего
Закон об РРО.
    В нашем случае очевидно, что 5 тыс. грн. были получены от про-
дажи товара,  стоимость  которого  не  проведена  через  РРО.  Это
обстоятельство зафиксировано проверяющими в акте проверки. Естест-
венно, что 5 тыс. грн. были положены кассиром в кассу, что привело
к увеличению излишка денег на 5 тыс. грн.
    То есть непроведение денег через РРО автоматически  привело  к
возникновению излишка наличности  в  кассе.  А  значит,  нарушение
фактически было одно.  Предприятие же пытаются привлечь к ответст-
венности  дважды, требуя уплатить два 5-кратных штрафа  (или  один
10-кратный).
    То, что законодатель определенно не желал штрафовать за одно и
то же нарушение дважды, подтверждается и  следующим  соображением.
Практика двойного наказания противоречит  общественному  правовому
принципу "nоn bis in idem" {3} - нельзя привлекать  к  ответствен-
ности дважды за одно и то же нарушение. Принцип этот, в частности,
закреплен в ст. 61 Конституции Украины.
    Как известно, норма ст. 61 Конституции распространяется только
на  физических лиц.  Однако это отнюдь не  означает,  что  правило
"nоn bis in idem" в отношении юридических лиц не действует. Просто
для физических лиц оно закреплено в прямой форме.  Тем не менее  в
силу своей аксиоматичности не должно вызывать никаких сомнений его
применение к любым субъектам правонарушения (как физ-, так и юрли-
цам).
    Установление иного правила будет  грубым  нарушением  принципа
верховенства права, провозглашенного в ст. 8 Конституции.
    Естественно, законодатель, создавая Закон об РРО,  при  конст-
руировании  ст. 17-22 тоже руководствовался этим  принципом  и  не
допускал возможности их одновременного применения к одной и той же
сумме наличности.  Поэтому буквальное прочтение ст. 22 (без  учета
ее субсидиарности в отношении ст. 17) - недопустимо.
    Приведем в защиту нашего подхода еще один пример: в Законе  об
РРО есть ст. 20 (реализация товаров,  неучтенных  в  установленном
порядке,- штраф в размере двукратной стоимости неучтенных товаров)
и ст. 21 (неведение учета товаров по месту реализации или  ведение
его  с нарушением - штраф в размере той  же  двукратной  стоимости
неучтенных товаров).
    Понятное дело, что субъект, реализуя неучтенный  товар,  нару-
шает тем самым и порядок ведения учета товаров (либо не ведет  его
вообще). Так что, в этом случае нужно штрафовать и по ст. 20, и по
ст. 21 - дважды по 2-кратному штрафу? Конечно же нет! Опять-таки в
силу принципа "nоn bis in idem".
    Кстати, если забыть  об этом  принципе,  то в  случае  излишка
наличности в кассе можно оштрафовать не только по Закону  об  РРО,
но и по  Указу  Президента от 12.06.95 г. № 436/95 ( 436/95 ) {4},
где установлена ответственность за  неоприходование  наличности  в
кассе (то есть применить еще один 5-кратный штраф).
    В общем, давайте штрафовать по совести, а не по жадности.



    {1} См. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 27-33.

    {2} Субсидиарная ответственность- это ответственность дополни-
тельная, которая применяется в тех случаях, когда  не  срабатывает
основная норма.

    {3} Не дважды за то же (лат.).

    {4} См. "Бухгалтер" № 27 (ч. 0)'2001, с. 6-7.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 29/01, стр. 28
[01.10.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------