Преступление и наказание (то есть и то, и другое - по одному, вследствие чего за нарушение с наличностью сразу два штрафа быть не может) ------------------------------------------------------------------ Опишем реальный случай. В один из магазинов нашей Родины явил- ся покупатель и изъявил желание купить некий товар на сумму 5 тыс. грн. Обалдевший от такого счастья продавец бросился обслужи- вать дорогого клиента, отпустил ему товар и принял деньги, но в радостной суете забыл выдать чек РРО, хотя деньги честно положил в кассовый ящик. Однако покупатель, подождав некоторое время, вдруг предъявил свое удостоверение и сообщил, что радость продавца была преждевременной: закупка - контрольная. После чего состоялась проверка использования РРО, в ходе кото- рой в кассовом ящике РРО обнаружилось (помимо тех злополучных 5 тыс. грн.) несоответствие еще на 2 тыс. грн. Результатом проверки стал акт, согласно которому: 1) за нарушение п. 1 и 2 ст. 3 Закона "О применении регистрато- ров расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" {1} (непроведение расчетной операции и невыдача кассового чека покупателю) к предприятию применена финансовая санкция в 5-кратном размере стоимости проданных товаров на основании п. 1 ст. 17 Закона - в сумме 25 тыс. грн.; 2) за нарушение п. 13 ст. 3 Закона к предприятию также приме- нена финсанкция в 5-кратном размере суммы, на которую выявлено несоответствие наличных средств на месте проведения расчетов сумме, указанной в ежедневном отчете, на основании ст. 22 Закона - в сумме 35 тыс. грн. Причем последняя сумма (35 тыс. грн.) возникла из-за того, что налоговики применили 5-кратный штраф к сумме несоответствия 7 тыс. грн. (5 тыс. + 2 тыс.). Как видим, налоговым виртуозам удалось дважды наказать предприятие за неоприходование 5 тыс. грн.: и как за непроведение операции через РРО, и как за несоответствие суммы наличности в кассе. А теперь вопрос: следует ли предприятию смириться с такими по- терями? Мы бы выбрасывать белый флаг не спешили. Ну, против 25 тыс., понятное дело, особо не повозражаешь. А вот 35 тыс. вполне можно оспорить. Мы бы, например, постарались доказать, что этот штраф (за несоответствие суммы наличности) должен применяться из расчета 5 x 2 тыс. грн., то есть в сумме 10 тыс. грн. Как же следует свое несогласие аргументировать? По нашему мнению, штрафная санкция за несоответствие суммы в кассе ежедневному отчету (ст. 22 Закона) применяется только в том случае, если к субъекту на данную сумму не были применены санкции по ст. 17. Эта версия объясняется нами так: при обнаружении в РРО излишка сумм налоговики, как известно, не всегда могут выяснить, каким образом деньги попали в кассу. Например, это у них не получится, если контрольная провокация (простите, закупка) не удалась, то есть проверяющему выдали совершенно правильный чек. В таком случае инспектор не может доказать, что излишек денег образовался за счет непроведения расчетной операции через РРО. Ведь любой кассир в этой ситуации заявит, что деньги - его личные и что он в нарушение правил положил их временно в кассу. Значит, оштрафовать предприя- тие на этом основании не удастся, поэтому одной лишь ст. 17 налоговикам недостаточно. Во многом для того, чтобы предупредить возможность подобных уловок, и была введена норма ст. 22, устанавливающая ответствен- ность за сам факт наличия излишка денег в кассе. Теперь, даже если предприятие не будет поймано с поличным на непроведении операции через РРО, все равно 5-кратный штраф неизбежен. При этом, однако, отменять ст. 17 не стали, так как одной ст. 22 Закона тоже недостаточно. Если бы в Законе не было ст. 17, то в ситуации, когда продавец, не проведший деньги через РРО, кладет их не в кассовый ящик, а себе в карман, налоговикам не удалось бы привлечь предприятие к ответственности: ведь никакого несоот- ветствия наличности в кассе попросту не будет. Так что в Законе нужны обе статьи. Просто штраф по ст. 22 - субсидиарен {2} и применяется только на разницу между суммой излишка и суммой, попавшей под штраф по ст. 17. Такова, на наш взгляд, логика законодателя, принимавшего Закон об РРО. В нашем случае очевидно, что 5 тыс. грн. были получены от про- дажи товара, стоимость которого не проведена через РРО. Это обстоятельство зафиксировано проверяющими в акте проверки. Естест- венно, что 5 тыс. грн. были положены кассиром в кассу, что привело к увеличению излишка денег на 5 тыс. грн. То есть непроведение денег через РРО автоматически привело к возникновению излишка наличности в кассе. А значит, нарушение фактически было одно. Предприятие же пытаются привлечь к ответст- венности дважды, требуя уплатить два 5-кратных штрафа (или один 10-кратный). То, что законодатель определенно не желал штрафовать за одно и то же нарушение дважды, подтверждается и следующим соображением. Практика двойного наказания противоречит общественному правовому принципу "nоn bis in idem" {3} - нельзя привлекать к ответствен- ности дважды за одно и то же нарушение. Принцип этот, в частности, закреплен в ст. 61 Конституции Украины. Как известно, норма ст. 61 Конституции распространяется только на физических лиц. Однако это отнюдь не означает, что правило "nоn bis in idem" в отношении юридических лиц не действует. Просто для физических лиц оно закреплено в прямой форме. Тем не менее в силу своей аксиоматичности не должно вызывать никаких сомнений его применение к любым субъектам правонарушения (как физ-, так и юрли- цам). Установление иного правила будет грубым нарушением принципа верховенства права, провозглашенного в ст. 8 Конституции. Естественно, законодатель, создавая Закон об РРО, при конст- руировании ст. 17-22 тоже руководствовался этим принципом и не допускал возможности их одновременного применения к одной и той же сумме наличности. Поэтому буквальное прочтение ст. 22 (без учета ее субсидиарности в отношении ст. 17) - недопустимо. Приведем в защиту нашего подхода еще один пример: в Законе об РРО есть ст. 20 (реализация товаров, неучтенных в установленном порядке,- штраф в размере двукратной стоимости неучтенных товаров) и ст. 21 (неведение учета товаров по месту реализации или ведение его с нарушением - штраф в размере той же двукратной стоимости неучтенных товаров). Понятное дело, что субъект, реализуя неучтенный товар, нару- шает тем самым и порядок ведения учета товаров (либо не ведет его вообще). Так что, в этом случае нужно штрафовать и по ст. 20, и по ст. 21 - дважды по 2-кратному штрафу? Конечно же нет! Опять-таки в силу принципа "nоn bis in idem". Кстати, если забыть об этом принципе, то в случае излишка наличности в кассе можно оштрафовать не только по Закону об РРО, но и по Указу Президента от 12.06.95 г. № 436/95 ( 436/95 ) {4}, где установлена ответственность за неоприходование наличности в кассе (то есть применить еще один 5-кратный штраф). В общем, давайте штрафовать по совести, а не по жадности. {1} См. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 27-33. {2} Субсидиарная ответственность- это ответственность дополни- тельная, которая применяется в тех случаях, когда не срабатывает основная норма. {3} Не дважды за то же (лат.). {4} См. "Бухгалтер" № 27 (ч. 0)'2001, с. 6-7. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 29/01, стр. 28 [01.10.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------