Коммерческая тайна: что это такое?
------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 30 Закона Украины "О предприятиях в
Украине" сведения, связанные с производством, технологической
информацией, управлением, финансами и другой деятельностью пред-
приятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение (пере-
дача, утечка) которых может причинить вред его интересам,
называются коммерческой тайной.
Состав и объем сведений, которые составляют коммерческую
тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия.
Сведения, которые не могут составлять коммерческой тайны, опреде-
ляются Кабинетом Министров Украины. Из этого следует, что руково-
дитель предприятия может самостоятельно установить перечень тех
документов, доступ к которым может быть ограничен (запрещен), в
том числе и для представителей контролирующих органов. Однако не
все сведения могут считаться коммерческой тайной. Во-первых, не
могут считаться коммерческой тайной сведения, составляющие госу-
дарственную тайну. Вопросы доступа, охраны и ответственности,
связанные с государственной тайной, регулируются Законом Украины
"О государственной тайне" от 21.01.94 г. № 3855-ХII ( 3855-12 ) (с
изменениями и дополнениями), а также соответствующими нормами КоАП
и УК Украины. Свод сведений, составляющих государственную тайну,
утвержден приказом председателя СБУ ( z0264-01 ) от 01.03.2001 г.
№ 52.
Во-вторых, не могут составлять коммерческую тайну сведения,
определенные Кабинетом Министров Украины. Перечень сведений,
которые не составляют коммерческую тайну, утвержден постановлением
КМУ от 09.08.93 г. № 611 ( 611-93-п ). Остановимся на нем подроб-
нее. В соответствии с данным постановлением, коммерческую тайну не
составляют:
- учредительные документы и документы, разрешающие заниматься
предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами. К данным
документам могут быть отнесены устав, учредительный договор,
регистрационные свидетельства, лицензии на осуществление опреде-
ленных видов хозяйственной деятельности, сертификаты на право
осуществления некоторых видов операций, патенты на право осу-
ществления некоторых видов деятельности и т. д.;
- информация по всем установленным формам государственной
отчетности. Среди этих сведений могут присутствовать данные нало-
говой, финансовой (балансы, отчеты о финансовых результатах, о
собственном капитале, о движении денежных средств и т. д.),
статистической и прочих видов отчетности;
- данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты нало-
гов и других обязательных платежей. К таким документам могут быть
отнесены все элементы налогового учета, в том числе регистры нало-
гового учета (например, книги учета продажи и приобретения),
учетные налоговые документы (например, налоговые накладные),
первичные расчетные и учетные документы (накладные, чеки, акты и
т. д.). Кроме того, исходя из положений статьи 11 Закона Украины
( 509-12 ) "О государственной налоговой службе в Украине" к
таковым относятся отчетность по РРО, данные об открытых (закрытых)
банковских счетах, о движении денежных средств по этим счетам и
т. д.;
- сведения о численности и составе работающих, их заработной
плате в целом и по профессиям и должностям, а также о наличии
свободных рабочих мест. К ним могут быть отнесены колдоговор,
штатное расписание, табели учета рабочего времени и т. д.;
- документы об уплате налогов и обязательных платежей. Таковы-
ми являются платежные поручения на уплату налогов и сборов
(обязательных платежей);
- информация о загрязнении окружающей природной среды, несоб-
людении безопасных условий труда, реализации продукции, причи-
няющей вред здоровью, а также о других нарушениях законодательства
Украины и размерах причиненных при этом убытков;
- документы о платежеспособности;
- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперати-
вах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организа-
циях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
- сведения, подлежащие обнародованию в соответствии с дейст-
вующим законодательством. К такой информации может быть отнесена,
в частности, информация о выпуске акций предприятием, предлагаемых
для открытой продажи, которая согласно статье 23 Закона Украины "О
ценных бумагах и фондовой бирже" подлежит обязательному опублико-
ванию.
Предприятия обязаны предоставлять перечисленные в этом поста-
новлении сведения органам государственной исполнительной власти,
контролирующим и правоохранительным органам, другим юридическим
лицам в соответствии с действующим законодательством по их требо-
ванию.
Вся вышеперечисленная информация представляет собой информа-
цию, доступ к которой осуществляется без ограничения, в том числе
контролирующими органами в рамках их полномочий. Так, в частнос-
ти, права налоговых органов по доступу к информации предприятия
изложены в статье 11 Закона Украины "О государственной налоговой
службе в Украине" ( 509-12 ). В частности, в соответствии с этой
статьей органы государственной налоговой службы в установленном
законом порядке имеют право:
- осуществлять проверки денежных документов, бухгалтерских
книг, отчетов, смет, деклараций, показателей электронных конт-
рольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, которые приме-
няются при расчетах наличными с потребителями, других документов
независимо от способа предоставления информации (включая компью-
терный), связанных с исчислением и уплатой налогов, других
платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений
(лицензий, патентов и т. п.) на ее осуществление;
- получать от предприятий и граждан - субъектов предпринима-
тельской деятельности справки, копии документов о финансово-
хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах пред-
приятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности
и граждан, о расчетных, валютных и других счетах, информацию о
наличии и движении средств на этих счетах, в том числе о непоступ-
лении в установленные сроки валютной выручки, и другую информацию,
связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей в
порядке, определенном законодательством, входить в любые информа-
ционные системы, в частности компьютерные, для определения объекта
налогообложения;
- получать бесплатно необходимые сведения для формирования
информационного фонда Государственного реестра физических лиц -
плательщиков налогов и других обязательных платежей от предприятий
и граждан - субъектов предпринимательской деятельности о суммах
доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов,
других платежей.
Как видим, права налоговых органов в плане доступа к информа-
ции предприятия весьма широки, но при этом не наблюдается проти-
воречия между правами налоговых органов, закрепленными в статье 11
Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", и
Перечнем сведений, не составляющих коммерческой тайны.
Несложно заметить, что данный Перечень настолько широк, что
включает в себя практически все виды финансовой информации
предприятия. Что же тогда реально можно отнести к коммерческой
тайне? Все виды информации, которые могут считаться коммерческой
тайной, условно можно разделить на две группы: техническая инфор-
мация и коммерческая информация.
К первой группе можно отнести незапатентованные научно-техни-
ческие разработки, базы данных и другие компьютерные программы,
созданные предприятием, все виды ноу-хау, различные технические
проекты, промышленные образцы, незапатентованные товарные знаки и
т. д. Следует иметь в виду, что объекты интеллектуальной
собственности, по которым получены патенты или авторские свиде-
тельства, в состав коммерческой тайны относить нет смысла, так как
подобные объекты охраняются соответствующим законодательством (в
частности, законами Украины "Об охране прав на изобретения и
полезные модели" ( 3687-12 ), "Об авторском праве и смежных
правах" ( 3792-12 ), "Об охране прав на промышленные образцы"
( 3688-12 ), "Об охране прав на знаки для товаров и услуг"
( 3689-12 ) и т. д.).
Во вторую группу можно включить условия контрактов, данные о
поставщиках и покупателях, информацию о переговорах, различные
маркетинговые исследования, данные о расчете отпускных цен, разме-
ры скидок и т. д.
Для того, чтобы эти данные представляли собой именно тот
материал, который можно было бы назвать коммерческой тайной,
их необходимо оформить соответствующим образом. В соответствии со
статьей 30 Закона Украины "О предприятиях в Украине" состав и
объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются
руководителем предприятия. Стало быть, перечень технической и
коммерческой информации, составляющей коммерческую тайну, должен
быть утвержден приказом руководителя предприятия. Как правило, для
непосредственного определения такого перечня на предприятии соз-
дается специальная комиссия, которая занимается группировкой и
уточнением информации для данного перечня. В своей деятельности
такой комиссии нужно руководствоваться следующим:
- если предприятие располагает информацией, которая относится
к государственной тайне, она должна быть выделена в отдельную
позицию, которая не имеет отношения к коммерческой тайне, так как
данный вид информации охраняется законодательством Украины о
государственной тайне;
- в отдельную позицию также следует выделить ту информацию,
которая не является коммерческой тайной, согласно постановлению
КМУ от 09.08.93 г. № 611 ( 611-93-п );
- однозначно к составу коммерческой тайны должны быть отнесены
различные виды ноу-хау;
- сведения об изобретениях и рацпредложениях, которые не
защищены авторским или патентным правом, также должны быть отнесе-
ны к коммерческой тайне;
- различные договоры в основном также должны считаться коммер-
ческой тайной, причем как сам текст договора, так и факт его
заключения.
Кроме утверждения такого перечня, статьей 30 Закона Украины
"О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) на руководителя предприятия
возлагается и обязанность по установлению порядка защиты коммер-
ческой тайны. Среди методов такой защиты можно выделить следующие:
- разработка положения о коммерческой тайне на предприятии;
- разработка инструкций по соблюдению сотрудниками режима
неразглашения коммерческой тайны;
- включение в состав устава предприятия разделов, регламенти-
рующих защиту коммерческой тайны;
- разработка соглашения о неразглашении коммерческой тайны,
заключаемого с лицами, имеющими доступ к данной информации
Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с разра-
боткой положения о коммерческой тайне. Данный документ является
основополагающим в защите информации от несанкционированного
доступа. В положении о коммерческой тайне на предприятии следует
отразить:
- общие положения по функциям руководства предприятия в сфере
защиты информации, разграничения доступа к данной информации;
- порядок приема и учета информации, содержащей коммерческую
тайну;
- механизм обеспечения сохранности информации, являющейся
коммерческой тайной, порядок проведения инвентаризации такой
информации. Именно в этом разделе необходимо отразить механизм
обеспечения доступа к коммерческой тайне посторонних лиц (включая
проверяющие органы). Как правило, данный раздел должен содержать
норму, согласно которой посторонние лица допускаются к ознакомле-
нию с документами, содержащими коммерческую тайну, с разрешения
руководителя при наличии письменного запроса. При этом такие лица
должны либо заключить соглашение с предприятием о неразглашении
коммерческой тайны, либо выдать расписку о таком неразглашении;
- порядок распространения коммерческой тайны;
- порядок исключения информации из состава коммерческой
тайны.
Соблюдение данных норм позволит руководству предприятия
чувствовать себя уверенней и в процессе проведения налоговой
проверки. Для того, чтобы проверяющие получили доступ к такой
информации, они должны будут соблюсти все процедуры, которые
установлены на предприятии. И естественно, подписав документ о
неразглашении коммерческой тайны, такие лица не имеют права
использовать полученную информацию в своей деятельности без
согласия руководства предприятия.
За разглашение коммерческой тайны предусмотрена как адми-
нистративная, так и уголовная ответственность.
В соответствии со статьей 1643 КоАП Украины получение,
использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиден-
циальной информации с целью причинения ущерба деловой репутации
или имуществу другого предпринимателя влекут за собой наложение
штрафа от 9 до 18 не облагаемых налогом минимумов доходов граж-
дан. Применение ответственности по данной статье происходит как в
случае наличия прямого умысла (т. е. разглашение-коммерческой
тайны предполагало наступление негативных последствий для субъек-
тов предпринимательства), так и по неосторожности (т. е. негатив-
ные последствия могли не предусматриваться) {1}.
В соответствии со статьей 232 УК Украины умышленное разглаше-
ние коммерческой тайны без согласия ее владельца лицом, которому
эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной
деятельностью, если оно совершено из корыстных или других личных
мотивов и причинило существенный вред субъекту хозяйственной
деятельности, наказывается штрафом от 200 до 500 не облагаемых
налогом минимумов доходов граждан с лишением права занимать опре-
деленные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до трех лет, или исправительными работами на срок до
двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Данная норма
распространяется и на тех лиц, которые разгласили коммерческую
тайну, ставшую им известной в связи с их служебной деятельностью,
что напрямую предусматривает и ответственность работников контро-
лирующих органов.
Данный факт говорит о том, что соблюдение коммерческой тайны
- процесс весьма серьезный. А это значит, что, вполне возможно,
у некоторых проверяющих отпадет охота знакомиться с тем, что
напрямую не предусмотрено их правами. Ведь недаром говорят: чем
больше прав, тем больше обязанностей.
{1} Данный подход предложен в Научно-практическом комментарии
к КоАП (Харьков, 2000) (под общей редакцией А. С. Васильева)
(примеч. авт.).
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 95/01, стр. 42
[26.11.2001]
С. Ильяшенко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------