Кто не успеет, тому прощается...
Лимит кассы предприятия
------------------------------------------------------------------
В соответствии с основными нацбанковскими документами,
посвященными наличному обращению, лимит остатка наличности в кассе
- это предельный размер наличности, который может оставаться в
кассе предприятия на конец рабочего дня. Лимит кассы, а также
порядок и сроки сдачи наличной выручки предприятию устанавливает
учреждение обслуживающего банка.
Однако согласно п. 2.8 Положения о ведении кассовых операций в
национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением
Правления Нацбанка Украины от 19.02.2001 г. № 72 ( z0237-01 )
(далее - Положение о ведении кассовых операций), лимит кассы
устанавливается не всем подряд, а только тем предприятиям, которые
имеют текущие счета в учреждениях банков и осуществляют операции
с наличностью.
Наличную выручку в сумме свыше установленного лимита кассы
предприятие обязано сдавать в определенные банком сроки для
зачисления на текущий счет. Если лимит кассы предприятию вообще
не установлен, то все деньги, имеющиеся в наличии в его кассе на
конец дня, должны сдаваться в банк. При этом не имеют значения
причины, по которым лимит кассы не установлен.
Как оформить лимит кассы и что с ним делать дальше, подробно
описано в разделе 4 Инструкции об организации работы по наличному
обращению учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением
Правления Нацбанка Украины от 19.02.2001 г. № 69 ( z0216-01 )
(далее - Инструкция № 69).
При определении лимита кассы для предприятия учитываются:
- режим и специфика его работы;
- отдаленность от банка;
- объем кассовых оборотов по всем счетам (и поступления, и
расход);
- установленные сроки и порядок сдачи наличной выручки;
- продолжительность операционного времени банка;
- наличие договоренности предприятия с банком об инкассации и
сдаче наличной выручки в вечернюю кассу банка и т.п.
Лимит кассы предприятиям (кроме предприятий торговли,
общественного питания и услуг) устанавливается банками по
согласованию с руководителями предприятии на основании расчета
среднедневных поступлений наличных денег или среднедневной выдачи
наличности. В зависимости от сроков сдачи наличной выручки в банк
лимит кассы, как правило, устанавливается в следующих размерах.
|---------------------------------------|------------------------|
| Периодичность сдачи наличности | Размер лимита остатка |
| в банк | наличности в кассе |
|---------------------------------------|------------------------|
|Наличная выручка сдается ежедневно в |Сумма, необходимая для |
|день поступления в кассу предприятия |обеспечения работы утром|
| |следующего дня |
|---------------------------------------|------------------------|
|Наличная выручка сдается на следующий |Сумма в пределах |
|день |среднедневной наличной |
| |выручки |
|---------------------------------------|------------------------|
|Наличная выручка сдается не реже, чем 1|Сумма, зависящая от |
|раз в 5 рабочих дней (для предприятий, |установленных сроков |
|расположенных в населенных пунктах, где|сдачи выручки и ее суммы|
|нет учреждений банка или предприятий | |
|почтовой связи) | |
|---------------------------------------|------------------------|
|Наличная выручка отсутствует, а лимит |Сумма в пределах |
|кассы устанавливается согласно |среднедневной выдачи |
|фактическим расходам наличности (кроме |наличности |
|выплат, связанных с оплатой труда, | |
|стипендий, пенсий, дивидендов) | |
|---------------------------------------|------------------------|
В некоторых случаях по письменному решению руководителей банка
предприятию может быть установлен лимит кассы в большем размере,
чем среднедневная наличная выручка или среднедневная выдача
наличности. Такая необходимость должна быть обоснована
предприятием исходя из специфики его деятельности.
С текущего года лимит кассы, а также сроки и порядок сдачи
наличной выручки в банк устанавливается не ежегодно, как было
раньше, а один раз при заключении договора на расчетно-кассовое
обслуживание.
Для этого предприятие подает в учреждение банка заявку-расчет
в двух экземплярах по установленной форме (приложение 6 к
Инструкции № 69), в которой учитываются потребности всех обособ-
ленных подразделений. Эта заявка оформляется как приложение к
договору и является его неотъемлемой частью. При этом предприятие
отвечает за соответствие данных, указанных в заявке-расчете,
данным кассовой книги и бухгалтерского учета.
Таким образом, лимит кассы не устанавливается каждому
подразделению предприятия, в т.ч. обособленному, имеющему наличный
оборот, а устанавливается в целом для предприятия - юридического
лица. Обособленным подразделениям размер установленного лимита
кассы, порядок и сроки сдачи наличной выручки доводится приказом
или распоряжением руководителя предприятия. Можно, например,
"разделить" его пропорционально выручке между подразделениями с
учетом особенностей каждого.
Нелишним будет отразить порядок установления лимита кассы
каждому подразделению в рамках общего лимита в приказе об учетной
политике предприятия.
Если предприятие имеет несколько текущих счетов в разных
банках, то заявку-расчет для установления лимита кассы оно
представляет по своему выбору в любое учреждение банка, в котором
у него открыт счет (понятие основного и дополнительного счета
упразднено). Установленный лимит кассы (копия заявки-расчета с
отметкой этого банка об установленном общем лимите кассы)
предприятие в обязательном порядке в течение 5 рабочих дней
сообщает остальным банкам, в которых у него открыты счета. Размер
этого лимита вносится в договор на расчетно-кассовое обслуживание
и также является неотъемлемым условием этого договора.
Департамент налично-денежного обращения Нацбанка Украины в
письме от 17.04.2001 г. № 11-111/447-2439 ( v2439500-01 )
разъясняет, что в случае непредставления в установленные сроки
копий заявок-расчетов на установление лимита кассы или необраще-
ния в течение этого срока в банк для установления лимита кассы
учреждение банка устанавливает такому предприятию лимит остатка
наличности в кассе в размере 1 необлагаемого минимума доходов
граждан, т. е. 17 гривен.
Лимиты кассы, установленные предприятиям на 2001 год до
01.09.2001 г., т.е. до вступления в силу изменений в Инструкцию №
69, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Украины от
01.08.2001 г. № 312 ( z0732-01 ), действуют до 1 января 2002 года.
Таким образом, все предприятия до конца года должны обратиться
в любой обслуживающий их банк, и переоформить лимит кассы по новым
правилам: заключить с банком дополнительное соглашение к
действующему договору на расчетно-кассовое обслуживание с указа-
нием размера установленного лимита кассы.
Установление лимита кассы для некоторых учреждений и
организаций имеет свою специфику.
|--------------------------|-------------------------------------|
|Учреждения и организации |Особенности установления лимита кассы|
|--------------------------|-------------------------------------|
|Государственное |Лимит устанавливается учреждениями |
|казначейство Украины и его|НБУ, в которых открыты текущие |
|территориальные органы |бюджетные счета этих органов, по |
| |согласованию с их руководителями |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Крестьянские (фермерские) |Хозяйство самостоятельно определяет |
|хозяйства * |размер наличности, постоянно |
| |находящейся в его кассах, и |
| |уведомляет о нем обслуживающий банк |
| |(лимит может увеличиваться на период |
| |заготовки и обработки |
| |сельхозпродукции) |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Предприятия игорного |Лимит устанавливается в соответствии |
|бизнеса (в т.ч. игорные |с утвержденным предприятием |
|дома, казино, игровые |положением о призовом фонде в преде- |
|автоматы с денежным |лах среднедневной выдачи наличности, |
|выигрышем) |но не более максимально возможного |
| |выигрыша посетителя |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Кредитные союзы |Лимит устанавливается с учетом |
| |специфики их деятельности, размеров |
| |вступительных и паевых взносов, |
| |выдачи кредитов, источников |
| |поступления, порядка использования |
| |средств и т.п. |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Предприятия почтовой связи|Накануне нерабочих дней банков |
| |предприятия могут превышать лимит |
| |кассы в размерах, необходимых для |
| |обеспечения расходных операций в эти |
| |дни |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Частные предприниматели |Лимит кассы не устанавливается |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Вновь созданные |В течение 5 рабочих дней после |
|предприятия |открытия счета лимит кассы на первые |
| |3 месяца работы устанавливается, |
| |исходя из прогнозных расчетов. Потом |
| |он пересматривается и утверждается в |
| |установленном порядке по фактическим |
| |показателям деятельности предприятия |
| |за 3 календарных месяца |
|--------------------------|-------------------------------------|
|Религиозные организации |Лимит кассы не устанавливается |
|**, не осуществляющие | |
|производственную или | |
|другие виды | |
|предпринимательской | |
|деятельности | |
|--------------------------|-------------------------------------|
__________________________
* Крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие расчеты соглас-
но ст. 25 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
от 20.12.91 г. № 2009-XII ( 2009-12 ), в редакции Закона Украины
от 22.06.93 г. № 3312-ХII ( 3312-12 ).
** К ним относятся религиозные общины, управления и центры,
монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии),
духовные учебные заведения.
Если у предприятия изменился размер кассовых оборотов, режим
функционирования, условия сдачи выручки, открылись новые
подразделения (торговые точки) или при наличии других обоснованных
причин, а также по инициативе банка, установившего общий лимит
кассы, его можно пересмотреть (обычно в сторону увеличения).
Для этого предприятие снова представляет в банк заявку-расчет,
и оформляется новое дополнительное соглашение к договору на
расчетно-кассовое обслуживание. До даты установления нового лимита
кассы и получения его предприятием действует установленный ранее
лимит кассы.
Следует учитывать, что предприятие может в отдельные дни не
сдавать наличную выручку в кассы банков в установленные сроки,
если в эти дни нет превышения лимита кассы (п. 4.3 Инструкции №
69).
В отличие от утратившей силу прежней Инструкции № 4 об
организации работы по наличному обращению учреждениями банков
Украины, утвержденной постановлением Правления НБУ от 20.06.95 г.
№ 149 ( v0149500-95 ) в редакции постановления от 13.10.97 г.
№ 335 ( z0529-97 ), ответственность за неустановление лимитов
кассы не возлагается на банк. Согласно действующему законода-
тельству Украины ответственность за отсутствие у предприятия
установленного лимита кассы банк несет только в том случае, если
при наличии представленной предприятием заявки-расчета лимит кассы
не был установлен.
Банки также не несут ответственность за то, что предприятие не
сообщило своим обособленным подразделениям размер установленного
лимита кассы, порядок и сроки сдачи наличной выручки.
В соответствии с п. 4.7 Инструкции № 69 контроль за соблюде-
нием предприятиями установленных им лимитов кассы осуществляют
органы государственной налоговой службы Украины.
В случае выявления нарушений порядка ведения операций с
наличностью, в т. ч. в случае превышения установленных лимитов
кассы, органы государственной налоговой службы Украины применяют
к нарушителям штрафные санкции согласно Указу Президента Украины
"О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию
обращения наличности" от 12.06.95 г. № 436/95 ( 436/95 ), в
редакции Указа от 11.05.99 г. № 491/99 ( 491/99 ) (далее - Указ
№ 436).
Порядок проверки и требования, выдвигаемые при проверке
соблюдения установленных лимитов кассы, описаны в п. 5.4 Положения
о ведении кассовых операций.
В частности, при контроле за соблюдением предприятием лимита
кассы и своевременности возврата в банк неизрасходованных в
назначенный срок средств, выданных на оплату труда и другие
выплаты, учитывается то, что деньги, полученные из банка или
направленные из выручки на подобные выплаты (оплату труда, пенсии,
стипендии, дивиденды и т.п.) и не выплаченные в течение одного
рабочего дня, не должны сдаваться в банк в тот же день.
Предприятие имеет право хранить в кассе наличность, предназна-
ченную для этих целей, свыше установленного лимита кассы в течение
3 рабочих дней, включая день получения наличности в учреждении
банка. Для выплат работникам отдаленных подразделений предприятий
железнодорожного транспорта и морских портов - в течение 5 рабочих
дней, включая день получения наличности в банке. Такие же сроки
установлены для указанных выплат, если они осуществляются за счет
выручки (со дня наступления сроков этих выплат в пределах суммы,
указанной в платежных ведомостях).
При этом важно помнить, что предприятия для того, чтобы
осуществить подобные расходы, до наступления сроков этих выплат
не должны накапливать наличную выручку в своих кассах свыше
установленного лимита кассы.
Сверхлимитные остатки наличности в кассе определяются
следующим образом:
- сравниваются записи в кассовой книге о фактических остатках
в кассе с установленным предприятию лимитом кассы за каждый день
(даже если в этот день не было движений);
- определяется количество дней в проверяемом периоде, когда
обнаружено превышение лимита кассы, и сумма превышения за каждый
день (учитываются причины, по которым наличность не сдана в банк);
- определяется общая сумма сверхлимитных остатков.
Как сверхлимитная наличность учитываются также суммы, превы-
шающие предельную сумму, разрешенную для расчетов наличными с
другими предприятиями или предпринимателями в течение дня. Сумма
сверх 3 тыс. грн. прибавляется к фактическим остаткам денег в
кассе плательщика наличности в тот день, когда был осуществлен
платеж. Полученная сумма сравнивается с утвержденным лимитом
кассы. Эти ограничения касаются всех видов операций с
наличностью, связанных как с реализацией продукции (выполнением
работ, предоставлением услуг), так и с внереализационными опера-
циями.
Согласно п. 2.9 Положения о ведении кассовых операций наличные
средства не считаются сверхлимитными в день их поступления (в т.ч.
в выходные и праздничные дни) в кассы предприятий сферы торговли,
общественного питания и услуг, которые не имеют договоренности с
банком на инкассацию или сдачу наличной выручки в вечернюю кассу
банка, если:
- предприятие проводит расчеты с применением РРО (и зафиксиро-
вано время поступления средств);
- деньги поступили в конце рабочего дня и были сданы (в сумме,
превышающей установленный лимит кассы) в банк не позднее
следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его
работы);
- деньги были использованы предприятием на необходимые
хозяйственные потребности на следующий день (без предварительной
сдачи их в банк и одновременного получения из банка).
Предприятию, которое осуществляет наличные операции без
применения РРО (с приходными кассовыми ордерами или расчетными
книжками, содержащими расчетные квитанции), и точное время
поступления наличности не может быть зафиксировано, разрешаются
такие "несверхлимитные" наличные поступления не более четырех раз
в месяц.
Указом № 436 предусмотрены финансовые санкции за превышение
установленных лимитов остатка наличности в кассах юридических лиц
всех форм собственности и постоянных представительств нерезиден-
тов, через которые полностью или частично осуществляется
предпринимательская деятельность, в двукратном размере сумм
обнаруженной сверхлимитной наличности за каждый день.
И напоследок об утешительном.
С одной стороны, как упоминалось ранее, предприятия до конца
текущего года должны заключить с банком дополнительное соглашение
к договору на установление лимита остатка наличности в кассе.
С другой стороны, согласно разъяснениям Нацбанка (письмо от
04.10.2001 г. № 11-111/1572-5984 ( v5984500-01 )), если обращения
до указанной даты не произойдет, то продолжит свое действие ранее
установленный лимит кассы, в т.ч. и лимит в размере 17 грн.,
самостоятельно установленный банком.
Поэтому могут не беспокоиться бухгалтеры, которые не успевают
забежать в банк или тех предприятий, которых существующий лимит
кассы вполне устраивает, и спокойно встречать Новый год, не
волнуясь, что в старом осталось что-то недооформленным. Ну а
киевским предприятиям и без этого забот хватает с перерегистрацией
в связи с "сортировкой" административных районов.
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№ 51/01, стр. 58
[24.12.2001]
Ирина Резникова
заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------