Ходят слухи, что в 2002 году не платится сбор на обязательное
государственное пенсионное страхование с минимальной зарплаты.
В нашем отделении Пенсионного фонда, узнав об этом, очень
удивились. Что вы посоветуете: платить или не платить?
* * *
Действительно, в некоторых СМИ появилась подобная информация.
Что же за ней стоит?
Для того чтобы разобраться в этом, необходимо несколько
углубиться в историю сбора на обязательное государственное
пенсионное страхование.
Итак, "в начале был Закон" - от 26.06.97 г. № 400/97-ВР "О
сборе на обязательное государственное пенсионное страхование"
(далее - базовый Закон). Он требовал уплаты сбора только
с фактических расходов на оплату труда и совокупного
налогооблагаемого дохода (прибыли).
Затем Законом от 22.10.98 г. № 208-ХIV ( 208-14 ) были введены
дополнительные сборы: при купле-продаже валюты, при торговле
ювелирными изделиями и при покупке легкового автомобиля. {1}
Закон от 15.07.99 г. № 967-XIV ( 967-14 ) установил новые
дополнительные сборы: при производстве и импорте табачных изделий,
при приобретении недвижимости и при пользовании сотовой связью.
Тем же Законом № 967-XIV п. 1 ст. 2 базового Закона был
дополнен абзацем следующего содержания:
"Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи
1 настоящего Закона, имеющих наемных работников, но не
осуществляющих расходов на оплату их труда, - сумма денежных
средств, определяемая расчетно как произведение определенного
законом минимального размера заработной платы на число
работников такого плательщика сбора, на которых осуществляется
начисление заработной платы".
Обратите внимание: в Законе от 22.10.98 г. № 208-XIV
сообщалось, что он действует до принятия Верховной Радой решения о
полном погашении задолженности по выплате пенсий за счет средств
ПФУ. В отношении же Закона от 15.07.99 г. № 967-XIV планировалось,
что он утратит силу с 1 января 2001 года.
Планы эти не осуществились, ибо Законом "О Государственном
бюджете Украины на 2001 год" (ст. 32) {2} действие Законов
от 22.10.98 г. № 208-XIV и от 15.07.99 г. № 967-ХIV было продлено
до 01.01.2002 г. Так что в 2001 году все дополнительные сборы (в
том числе и с минимальной зарплаты) являлись обязательными.
Принимая Закон "О Государственном бюджете Украины на 2002 год" ( 2763-14 ), депутаты пошли другим путем: вместо того чтобы
просто продлить, как в прошлом году, действие двух дополнительных
Законов, они в ст. 49 использовали следующую конструкцию:
"Продлить до 1 января 2003 года действие пунктов 5-10 статьи
1, пунктов 4-9 статьи 2, пунктов 6-11 статьи 4 Закона
Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное
страхование" ( 400/97-ВР )".
Напомним, что в п. 5 - 10 ст. 1 базового Закона установлено,
что плательщиками допсборов являются лица, покупающие валюту
(п. 5); торгующие ювелирными изделиями (п. 6); покупающие легковые
автомобили (п. 7); производящие и импортирующие табачные изделия
(п. 8); покупающие недвижимость (п. 9); пользующиеся услугами
сотовой связи (п. 10).
Пункты 4-9 ст. 2 и пункты 6-11 ст. 4 устанавливают
соответственно объекты обложения и ставки для допсборов,
перечисленных в п. 5-10 ст. 1.
В результате получается, что депутаты, принимая Закон о
Госбюджете-2002, действие абз. 2 п. 1 ст. 2 базового Закона,
посвященного сбору с минзарплаты, на 2002 год не продлили.
Следовательно, в данном случае мы должны руководствоваться сроками
действия этого абзаца, установленными в Законе от 15.07.99 г.
№ 967-XIV, которые, как мы выяснили, истекли 31 декабря 2001 года.
Если говорить о причинах, побудивших депутатов на этот
поступок, то, скорее всего, дело здесь в традиционном
головотяпстве. Изменив в 2002 году способ, с помощью которого
продлевалась обязанность уплачивать дополнительные сборы в ПФУ,
депутаты попросту не заметили, что в результате данного
нововведения из "обоймы" выпал сбор, уплачиваемый предприятиями,
не начисляющими {3} заработную плату. (В сознательность поступка
депутатов мы верим значительно меньше.) Судя по всему, не заметили
разницы и "пенсионщики". Этим, видимо, и объясняется их искреннее
удивление вашему сообщению.
Итак, подведем итоги: в настоящий момент у вас имеются все
юридические основания не уплачивать сбор с минзарплаты. Что бы там
ни написал в своих разъяснениях ПФУ.
Истинные причины исчезновения минзарплатного сбора станут
известны довольно скоро. Если все действительно упирается в
головотяпство, то "незабаром" можно ожидать принятия Закона,
который восстановит статус кво. Причем не исключено, что задним
числом - с 1 января 2002 года. Если же Верховная Рада от
принятия уточняющего Закона воздержится - значит, диверсия против
минзарплатного сбора была запланирована сознательно.
Впрочем, даже в этом случае особенно радоваться нечему.
Не нужно забывать, что согласно ст. 175 УК ( 2001-05 ) {4}
безосновательная невыплата зарплаты более чем за месяц,
совершенная умышленно руководителем предприятия, преследуется в
уголовном порядке. {5} Так что зарплату лучше платить - хоть
маленькую, но вовремя. Тогда у вас не будет болеть голова и по
поводу сбора в ПФУ с минзарплаты...
P. S. Интересная ситуация складывается и со ставкой 1% и 2%
с совокупного налогооблагаемого дохода физлица. Напомним, что
дифференциация ставок в зависимости от того, превышает ли зарплата
150 грн., была введена Законом от 22.10.98 г. № 208-XIV.
Уже отмечалось, что на 2002 год действие данного Закона не
продлено. Возникает вопрос: нужно ли в 2002 году по-прежнему
применять дифференцированные ставки?
На наш взгляд, нужно. Как уже подчеркивалось выше, Закон
от 22.10.98 г. № 208-XIV (в отличие от Закона № 967-XIV) будет
действовать до принятия Верховной Радой специального решения о
полном погашении задолженности по пенсиям. ВР же пока такого
специального решения не принимала. Следовательно, все нормы этого
Закона, по нашему мнению, продолжают работать на благо наших
пенсионеров. Ну а в 2001 году эти нормы работали сразу на
основании двух Законов - о Госбюджете-2001 и самого Закона
№ 2O8-XIV.
{1} Были еще промежуточные Указы Президента, но их мы опустим.
{2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 7.
{3} Именно не начисляющими, а не просто не выплачивающими (об этом
мы писали в "Бухгалтере" № 18'99 на с. 26 - 27 - со ссылкой на
письмо ПФУ от 26.08.99 г. № 04/4484).
{4} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 17 - 18.
{5} За это преступление установлена ответственность в виде штрафа
от 100 до 300 необлагаемых минимумов, или лишения права
занимать определенные должности до 5 лет, или исправительных
работ до 2 лет, или лишения свободы до 2 лет.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№6/02, стр. 32
[01.02.2002]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------